При этом сохранились субъекты налогообложения. Статья 152 ОсНК определяет, что ими являются физические лица, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 6 статьи 13 ОчНК. Бланкетность данной нормы позволяет сделать вывод, что это граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, а также лица без гражданства (подданства).
Для физических лиц:
- объект обложения налогом - доход за месяц;
- налогообложение доходов физических лиц производится по единой ставке налога;
- удержание налогов источником выплаты дохода в течение календарного года.
Для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов:
- объект обложения налогом - доход за квартал;
- налогообложение доходов производится по ставке налога 15 процентов (для резидентов Парка высоких технологий - 9 процентов).
В соответствии с дополнениями, внесенными в подпункт 2.14 пункта 2 статьи 153, расширен круг физических лиц, для которых работа в организациях, осуществляющих в соответствии с законодательством обязательное привлечение к труду или трудовую терапию (реабилитацию) физических лиц, в целях налогообложения будет признаваться местом их основной работы. К таким организациям, например, относятся лечебно-производственные мастерские. Для привлекаемых к такому труду физических лиц работа в данных организациях будет являться местом основной работы, и они смогут реализовать свое право на применение стандартного налогового вычета.
В пункте 5 статьи 156 конкретизирована налоговая база подоходного налога с физических лиц с доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством о декларировании физическими лицами доходов и имущества, которая будет определяться как денежное выражение суммы такого превышения. При этом при исчислении подоходного налога не будут применяться следующие налоговые вычеты:
- стандартные (статья 164);
- социальные (статья 165);
- имущественные (статья 166);
- профессиональные (статья 168).
С 1 января 2010 года для доходов, полученных в виде дивидендов, по которым источником является белорусская организация, порядок определения налоговой базы изменяется (статья 159). Для того чтобы исчислить подоходный налог с таких сумм необходимо определить налоговую базу в соответствии с пунктом 4 статьи 141 ОчНК, т.е. в аналогичном порядке, как и для определения налоговой базы по налогу на прибыль. То есть будет установлен механизм налогообложения подоходным налогом уменьшающий налоговую базу при начислении (выплате) дивидендов организацией-источником, на сумму поступивших ей дивидендов.
Как и в 2009 году для дивидендов, полученных физическими лицами от источников за пределами территории Республики Беларусь, порядок налогообложения остается прежним. Такие доходы подлежат декларированию физическими лицами по окончании налогового периода посредством представления ими налоговой декларации в налоговые органы.
Изменения в пункте 6 статьи 160 коснулись сроков перечисления подоходного налога в бюджет. Исчисленный и удержанный подоходный налог по операциям от реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка перечисляется в бюджет налоговым агентом при осуществлении им фактической выплаты доходов (денежных средств) плательщику.
Изменения в налогообложении коснутся алиментов, получаемых физическими лицами (подпункт 1.5 пункта 1 статьи 163). Так, с 1 января 2010 года значения не будет иметь, по каким основаниям и кому из граждан причитаются алименты - выплачиваются они в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, или выплата осуществляется по законодательству других государств.
При решении вопроса о налогообложении или освобождении от налогообложения доходов, полученных физическими лицами от реализации продукции пчеловодства, будет иметь значение на территории какой страны произведена продукция. Если продукция пчеловодства произведена на территории Республики Беларусь, то она будет освобождаться от налогообложения подоходным налогом в пределах пятисот базовых величин, а если на территориях других государств, например, России или Украины, - то получаемые доходы, подлежат налогообложению.
Кроме этого, необходимо иметь в виду, что для освобождения от налогообложения необходимо наряду со справкой, выдаваемой местным исполнительным и распорядительным органом либо вместо нее (в случае, когда пасека размещена не на тех земельных участках, которые в установленном порядке предоставлены плательщику, реализующему произведенную им продукцию пчеловодства), представлять ветеринарно-санитарный паспорт пасеки, выданный на территории Республики Беларусь (подпункт 1.15 пункта 1 статьи 163). В 2009 году при освобождении таких доходов не учитывались такие факторы, как: где произведена продукция пчеловодства и где выдан ветеринарно-санитарный паспорт пасеки - на территории Республики Беларусь или за ее пределами.
Изменения коснулись и доходов плательщиков, получаемых от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, освобождаемых от налога в пределах пятисот базовых величин в год от всех источников (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 163). В 2009 году значение имело, от каких физических лиц они получены - являющихся налоговыми резидентами или не являющихся ими. Только при условии получения таких доходов от физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Республики Беларусь, указанные доходы подлежали освобождению от уплаты налога. С 1 января 2010 года это условие исключено. Теперь вне зависимости от резидентства физических лиц рассматриваемые доходы, будут освобождаться от налога в пределах пятисот базовых величин в год.
Доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в 2009 году освобождались от налога, если были получены в сумме от всех источников - организаций и индивидуальных предпринимателей, в пределах, не превышающих 150 базовых величин в год. С 2010 года данная льгота расширена и без налога уже можно будет получать аналогичные доходы в больших размерах:
- от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), - в пределах 150 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода;
- от иных организаций и индивидуальных предпринимателей (за исключением полученных от профсоюзных организаций членами этих профсоюзных организаций), - в пределах 10 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода (подпункт 1.19 пункта 1 статьи 163).
Также увеличен необлагаемый налогом предел до 1 000 базовых величин в год в отношении доходов, в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, в денежной и натуральной формах, получаемых от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь, инвалидами, несовершеннолетними, не имеющими родителей (родителя), и плательщиками, нуждающимися (при наличии соответствующего подтверждения) в оказании дорогостоящей медицинской помощи, в том числе проведении операций (подпункт 1.21 пункта 1 статьи 163). В 2009 году указанные доходы в денежной и натуральной форме подлежали освобождению в пределах 300 базовых величин в год, при получении их от любых организаций и граждан этой же категорией плательщиков.
Меняется и подход в решении вопроса об освобождении доходов (кроме доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученных плательщиками - налоговыми резидентами Республики Беларусь, от возмездного отчуждения автомобилей и других механических транспортных средств (подпункт 1.33 пункта 1 статьи 163). С 1 января 2010 года освобождаться от налога будет доход, полученный в течение календарного года от возмездного отчуждения одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3 500 килограммов и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает 8. Это, как правило, легковые автомобили. Доходы, полученные от возмездного отчуждения автомобиля, технически допустимой общей массой более 3 500 килограмм (в основном это грузовые автомобили) и (или) число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает 8 (автобусы), освобождению от налога не подлежат. Вместе с тем, при исчислении налога налоговым органом будут учитываться документально подтвержденные расходы на приобретение таких транспортных средств. Если в течение одного дня гражданином произведено возмездное отчуждение 2 и более механических транспортных средств, то право на определение очередности совершения сделок предоставляется самому гражданину.
Также конкретизирована редакция, касающаяся сделок возмездного отчуждения имущества, полученного гражданами по наследству, и заключенных с физическими лицами, состоящими в соответствии с законодательством между собой в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного. К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги. С 1 января 2010 года при определении очередности отчуждения имущества для освобождения от налога такие сделки в очередности не учитываются.
С целью исключения для физических лиц роста налоговой нагрузки размеры стандартных налоговых вычетов (статья 164) на 2010 год проиндексированы, т.е. размеры вычитаемых из налоговой базы таких вычетов увеличены.
С 1 января 2010 года данные налоговые вычеты будут предоставляться в размере:
- 270 000 белорусских рублей при получении дохода, не превышающего 1 635 000 белорусских рублей (подпункт 1.1 пункта 1);
- 75 000 белорусских рублей на каждого ребенка и иждивенца (подпункт 1.2 пункта 1);
- 150 000 белорусских рублей при наличии 3-х и более детей до 18 лет или ребенка-инвалида, а также вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям (подпункт 1.2 пункта 1);
- 380 000 белорусских рублей для физических лиц, относящихся к льготным категориям плательщиков (граждане, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС; лица, награжденные высшими государственными наградами; ветераны войны; инвалиды I и II группы, дети-инвалиды (подпункт 1.3 пункта 1).
Также стандартные налоговые вычеты будут предоставляться налоговым агентом в отношении доходов физических лиц, не имеющих места основной работы.
Налоговые вычеты будут предоставляться плательщику налоговым агентом по письменному заявлению плательщика при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии трудовой книжки - по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия. При получении доходов от нескольких налоговых агентов стандартные налоговые вычеты предоставляются по выбору плательщика только одним налоговым агентом. Налоговый агент должен будет направлять в налоговый орган по месту своей постановки на учет информацию о предоставлении плательщикам стандартных налоговых вычетов по форме, установленной Министерством по налогам и сборам (пункт 2 статьи 164).
В 2009 году стандартные налоговые вычеты предоставлялись только в отношении доходов, полученных по основному месту работы, и не применялись по доходам от работы по внешнему совместительству и по договорам подряда.
С 1 января 2010 года для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов существенно изменился порядок предоставления стандартного налогового вычета (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 164).
Так, индивидуальные предприниматели (частные нотариусы), не имеющие в отчетном периоде (квартале) места основной работы (службы, учебы), при определении размера налоговой базы за отчетный период (квартал) применяют, в частности, стандартный налоговый вычет в размере 270 000 белорусских рублей за каждый месяц отчетного периода (квартала) при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в отчетном периоде (квартале) 4 905 000 белорусских рублей (пункт 3 статьи 164).