В п.9 Указа установлен исчерпывающий перечень оснований проведения внеплановых проверок (в первую очередь, для проверки имеющейся информации, которая свидетельствует о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни либо здоровью граждан) и должностных лиц, которые имеют право их назначать. При этом внеплановая проверка может быть назначена только руководителями отдельных контролирующих (надзорных) органов республиканского уровня либо их уполномоченными заместителями в целях проверки имеющейся у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом или совершенном нарушении законодательства.
Указом изменены основополагающие принципы контрольной деятельности: действующий порядок назначения плановых проверок, основанный на периодичности их проведения (не чаще одного раза в год), заменен "механизм" назначения проверок в зависимости от добросовестности субъекта хозяйствования (п.7 Указа). При этом все проверяемые субъекты распределены на так называемые группы риска на основании достаточно четких критериев, учитывающих их потенциальную опасность в плане нарушения законодательства в соответствующей сфере деятельности.
Субъектов предпринимательской деятельности, отнесенных к высокой группе риска, будут проверять не чаще одного раза в течение календарного года. Если же в результате проведенной плановой проверки нарушений законодательства не будет установлено, то следующую плановую проверку этого субъекта разрешено назначать не ранее чем через два года. Для тех, кто попал в среднюю группу риска, периоды между проверками увеличиваются: не чаще одного раза в три года (не ранее чем через 5 лет, если во время предыдущей плановой проверки нарушений не нашли).
Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с критериями, установленными Указом, не относятся ни к высокой, ни к средней группе риска, будут проверять по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 лет. А если у таких добросовестных субъектов хозяйствования будет иметься аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, то они вообще могут не проверяться (правда, от проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет и аудиторы не защитят).
Следующие две нормы Указа также являются совершенно новыми для белорусского законодательства:
1) согласно п.4 Указа акта запрещается проведение проверок вновь зарегистрированных организаций, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей в течение двух лет со дня их государственной регистрации (присвоения учетного номера плательщика), за исключением внеплановых проверок, перечень оснований для которых также ограничен данным законодательным актом;
2) п.13 Указа существенно сужен период проведения проверок: разрешено проверять деятельность не более чем за три календарных года, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (исключением является исчерпывающий перечень случаев). Введены жесткие ограничения и на срок проведения проверок: для юридических лиц он не может превышать 30 рабочих дней, а для индивидуальных предпринимателей - 15 рабочих дней.
Нововведением является и понятие незначительности совершенных правонарушений, за которые наказывать вообще не будут, если проверяемый субъект возместит причиненный государству или иным лицам вред в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки (п.18 Указа). Такими нарушениями считаются неуплата или неполная уплата налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных сумм по итогам каждого календарного года (части календарного года, если проверке подлежала только эта часть), неисполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.
Наведению порядка в сфере контрольной деятельности должны послужить положения Указа, усиливающие ответственность должностных лиц контролирующих (надзорных) органов за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение. В этом случае они будут нести весьма серьезную административную (штраф до 100 базовых величин) и дисциплинарную ответственность (вплоть до освобождения от занимаемой должности). А если в назначении проверки обнаружат корыстную или иную личную заинтересованность должностного лица, повлекшую причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, то ему грозит и уголовная ответственность. Сама же проверка в перечисленных случаях признается незаконной.
Согласно положения п.15 Указа:
1) незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается;
2) проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное;
3) в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
Процедура проведения проверок и ревизий, выступающих правовыми формами последующего государственного контроля, финансово-хозяйственной деятельности, субъектов хозяйствования установлена нормами Положения о порядке организации и проведения проверок (далее - Положение), утвержденного Указом № 510.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности (проверка) - это способ контроля, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, а ревизия финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) - это способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта предпринимательской деятельности [16, с. 193].
От ревизии следует отличать аудит, причем по многим критериям. Так, аудиторская деятельность определена в нормах Закона Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. "Об аудиторской деятельности" как предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству [6, ст.1]. Ревизия всегда назначается вышестоящим или уполномоченным органом (организацией), который и определяет в каждом конкретном случае объем ревизии. Масштабы аудита, как при обязательном, так и при инициативном аудите определены нормами права.
Контроль финансово-хозяйственной деятельности осуществляется путем:
изучения действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
проверки документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и финансовых операций;
проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;
сопоставления данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);
сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;
проведения встречных проверок; сличения в установленном нормами права порядке имеющихся у проверяемого субъекта хозяйственной деятельности выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке и иными способами [16, с. 194].
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.
Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя (для структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа - его уполномоченного руководителя), заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке.
Права работников контролирующих органов при проведении проверок (ревизий) перечислены в п.4 Положения, в частности, они имеют право:
при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки в порядке, установленном законодательством, свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки;
при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;
истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости - проводить встречные проверки;
истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
привлекать экспертов, специалистов;
получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений и т.п.
Должностные лица организаций, субъекты предпринимательской деятельности обязаны выполнять требования работников контролирующих органов, вытекающие из положений указанного пункта.