Кроме этого лицензирующий орган обязан принять решение об аннулировании лицензии, если:
1) лицензиатом в установленный срок не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, либо уполномоченными государственными органами нарушения выявлены повторно в течение 12 месяцев после их устранения;
2) лицензия выдана, в нее внесены изменения и (или) дополнения, продлен срок ее действия на основании представленных соискателем лицензии (лицензиатом) недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) при принятии решения о выдаче лицензии в перечисленных случаях;
3) лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче;
4) лицензиатом либо его обособленным подразделением в период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности, составляющих его работ и (или) услуг;
5) лицензиат повторно (два и более раза в течение календарного года) совершил нарушение установленного нормами права порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем. В последнем случае лицензирующий орган обязан в двухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основании представления налогового органа или другого государственного органа, контролирующего в пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка.
Лицензия также может быть аннулирована по решению суда в случае принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, а также о продлении срока ее действия (ч.2 п.34 Положения). При принятии решения суда не имеют значения причины, по которым лицензирующий орган принял решение, признаваемое незаконным. Не взирая на то, что суд оценивает действия лицензирующего органа, принятие судебного решения об аннулировании лицензии по рассматриваемому основанию имеет самые неблагоприятные последствия для самого лицензиата.
Основанием для принятия решения суда о прекращении действия лицензии является нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекших за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Перечисленные последствия должны быть подтверждены актом компетентного органа.
Лицензия считается аннулированной не ранее чем со дня принятия соответствующего решения лицензирующим органом. Исключением являются случаи аннулирования лицензии в связи с предоставлением лицензиатом недостоверных сведений, неполучения лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о выдаче лицензии и принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении изменений и (или) дополнений и продлении срока ее выдачи. При аннулировании лицензии по этим основаниям она считается аннулированной со дня начала срока ее действия. Лицензирующий орган в течение 5 дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата, который в 5-дневный срок со дня получения уведомления обязан возвратить лицензию (ее дубликат) и копии лицензии, заверенные лицензирующим органом, в соответствующий лицензирующий орган (п.35 Положения). При принятии решения о прекращении действия лицензии по иным основаниям лицензирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований для прекращения действия лицензии. Лицензиат не позднее дня, следующего за днем получения уведомления, обязан прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности.
Аннулирование, приостановление или прекращение действия лицензии лишает лицензиата права на осуществление вида деятельности, подлежащего лицензированию. Следует иметь в виду, что нарушение этого правила влечет неблагоприятные последствия не только для лицензиата, но и для его контрагентов. Сделка, совершенная организацией со статусом юридического лица, не имеющей специального разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску учредителя (участника) этой организации или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью организации, если другая сторона в сделке знала или в силу положений акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности, но совершила такую сделку умышленно или по неосторожности (ст.174 ГК). В соответствии с правилом ч.2 п.16 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 2005 г. № 26 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок" правила ст.174 ГК в силу п.2 ст.22 ГК применяются к сделкам, совершенным индивидуальным предпринимателем, не имеющим лицензии на соответствующий вид деятельности. Если суд принимает решение о признании сделки недействительной в связи с отсутствием у одной из ее сторон лицензии, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (п.2 ст.168 ГК).
Кроме этого осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), когда наличие такого разрешения является обязательным, влечет применение мер административной или уголовной ответственности (ст.12.7 КоАП, ст.233 УК).
В завершение рассмотрения настоящего вопроса ещё раз следует отметить, что государство предоставляет возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Вместе с тем, в ряде случаев установленных законом, экономическая деятельность может запрещаться по различным основаниям и в различных нормативно-правовых актах. Такую деятельность можно условно разделить на две группы: виды экономической (хозяйственной) деятельности, которыми нельзя заниматься ни при каких условиях и виды экономической (хозяйственной) деятельности, занятие которыми разрешено лишь при наличии определенных условий. Одним из условий осуществления определенных видов хозяйственной деятельности является наличие для этого специального разрешения (лицензии).
Лицензирование - это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Для лицензирования присущ ряд принципов: защита интересов национальной безопасности и общественного порядка Республики Беларусь; защита прав и свобод граждан; защита нравственности и здоровья населения; охрана окружающей среды; утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Республики Беларусь; гласность и открытость лицензирования и соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Заключение
В настоящей работе была рассмотрена тема "Государственное регулирование хозяйственной деятельности". Проведённое в работе исследование позволяет определить следующие основные выводы.
Государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственную деятельность в стране. Меры государственного воздействия на экономику и их пределы определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономикой в сочетании с корректировкой экономического развития в необходимом обществу направлении. Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется в определённых формах с использованием различных методов, которые условно можно разделить на административные и экономические.
Государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности определяется как система проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативный правовых актов в процессе осуществления указанной деятельности. За последние годы в Республике Беларусь государством существенным образом пересмотрены подходы к осуществлению контроля за осуществляемой хозяйственной деятельностью. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" определен единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности, в целях создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования.
Государство предоставляет возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Вместе с тем, в ряде случаев установленных законом, экономическая деятельность может запрещаться по различным основаниям и в различных нормативно-правовых актах. Такую деятельность можно условно разделить на две группы: виды экономической (хозяйственной) деятельности, которыми нельзя заниматься ни при каких условиях и виды экономической (хозяйственной) деятельности, занятие которыми разрешено лишь при наличии определенных условий. Одним из условий осуществления определенных видов хозяйственной деятельности является наличие для этого специального разрешения (лицензии).
Лицензирование - это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Для лицензирования присущ ряд принципов: защита интересов национальной безопасности и общественного порядка Республики Беларусь; защита прав и свобод граждан; защита нравственности и здоровья населения; охрана окружающей среды; утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Республики Беларусь; гласность и открытость лицензирования и соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;
2. Гражданский Кодекс Республики Беларусь 07 декабря 1998 года № 218-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;
3. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;
4. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;
5. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;
6. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;
7. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;
8. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;
9. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;
10. О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Совета Министров от 27 августа 2007 г. № 1102 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;
11. О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок: Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 2005 г. № 26 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;
12. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристь, 1999. - 728 с.;
13. Александров Д. Судебная практика // Бюллетень нормативно-правовой информации. - 2004. - № 23. - с.11-14;
14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М: Зерцало, 1997. - 671 с.;
15. Бахрах Д.Н. Административное право. - М: БЕК, 1999. - 335 с.;
16. Вабищевич С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития: монография. В 2 т. Т.1 - Минск: Молодежное, 2008. - 497 с.;
17. Демичев Д.М. Тенденции развития контрольной деятельности законодательных органов Республики Беларусь, России и Украины в аспекте минимизации последствий чернобыльской катастрофы: Проблемы правового регулирования общественных отношений в условиях глобализации: Материалы международной научно-практической конференции, Минск, 16 октября 2007 г., УО "БГЭУ". - Минск: Изд-во УО "БГЭУ", 2007. - с.23-28.;
18. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности: Предпринимательское право. - М.: Норма, 2000. - 935 с.;
19. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лах - но. - М.: Юристь, 2004. - 416 с.;
20. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник для экономических специальностей вузов / Под общ. Ред.В.А. Витушко, Р.И. Филипчик. - Мн., 2004 г., - 832 с.;
21. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. - М.: Юрид. лит., 1988. - 318 с.;
22. Лазарев И.М. Административные процедуры как способ государственного регулирования в сфере экономики // Административно-правовое регулирование экономических отношений: Сб. статей по материалам пятого "круглого стола" "Лазаревские чтения". - М.: М3-Пресс, 2001. - с.52 - 64;
23. Хаманева Н.Ю. Проблемы административно-правового регулирования экономических отношений на современном этапе // Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений. - Сб. науч. статей / Отв. ред. М.М. Славин. - М.: МЗ-Пресс, 2001. - с.31 - 36.