Правовой режим пользования недрами

Правовой режим пользования недрами

Министерство образования и науки РФ

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет




Курсовая работа

по дисциплине:

«Экологическое право»

на тему:

«Правовой режим пользования недрами»


Содержание

Введение

Глава 1 Общие положения

1.1       Понятие недр и состав фонда недр

1.2       Право собственности на недра

Глава 2 Пользование недрами

2.1        Понятие и виды права пользования недрами

2.2        Сроки и платность пользования недрами

2.3        Основания возникновения и прекращения права недропользования

Заключение

Список источников и литературы


Введение

 

Актуальность исследования. Рассмотренная в курсовой работе тема «правовой режим пользования недрами» является актуальной, т. к. формирование в России федеративного правового государства обусловливает особую значимость законодательного регулирования наиболее важных общественных отношений. Принимая во внимание объективное состояние природы в стране, можно утверждать, что к их числу относятся отношения, связанные с ее использованием и охраной. В этой связи поиск оптимальных форм правовой охраны природной среды, возрастающим потребностям общества в ее эксплуатации, становится приоритетной государственной задачей, что объясняется их особым местом в комплексе мер, предпринимаемых в данном направлении.

Недра занимают особое место среди остальных природных объектов. В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей. Во-первых, будучи минеральной основой природной среды, недра тесно взаимосвязаны со всеми ее компонентами. Эта взаимосвязь выражается в том, что при пользовании недрами оказывается интенсивное воздействие на землю, воды, атмосферный воздух. Процессы, протекающие в недрах (вулканические, сейсмические, магматические), имеют не только геологическое значение, но опосредованно влияют и на состояние гидросферы, атмосферы и биосферы. Во-вторых, полезные ископаемые, добыча которых остается преобладающим видом недропользования, характеризуются невозобновимостью - образуемые в течение длительных тектонических процессов, они практически не восстанавливаются. В-третьих, недра, содержащиеся в них полезные ископаемые, имеют колоссальное промышленное значение и являются решающим фактором развития и функционирования экономики многих стран мира. Целый ряд государств развивается и живет за счет добычи и продажи полезных ископаемых, в бюджете иных государств значительную долю занимают доходы от продажи нефти, газа и других полезных ископаемых. Относится к их числу и Россия, бюджет которой в известной степени зависит от мировых цен на нефть. Другие природные ресурсы задействованы в процессе добычи с целью продажи гораздо меньше. Поэтому к характерным особенностям недр можно отнести высокую ликвидность их составной части - полезных ископаемых на мировом рынке, в связи с чем их добыча стремительно растет и приносит огромные доходы. При этом задача охраны недр становится все острее. Исходным для всех действий в ее решении является их нормативное закрепление, и в этом плане право выступает важнейшим средством охраны недр. Однако изучение горного законодательства приводит к выводу о недостаточности содержащегося в нем правового инструментария охраны недр - такие правовые меры охраны окружающей среды, как, например, нормирование, им не востребованы.

Изложенное позволяет рассматривать совершенствование правового механизма пользования недрами в качестве важнейшего направления охраны недр в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере права пользования недрами.

Предметом исследования являются судебная практика, нормативно-правовые акты, научная литература и научные статьи.

Цель курсовой работыизучение и всесторонний анализ понятия, значения и особенностей правового режима пользования недрами.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

·                   проанализировать содержание понятий «недра» и «права пользования недрами»;

·                   рассмотреть право собственности на недра;

·                   раскрыть виды права пользования недрами;

·                   проанализировать сущность и функции платежей за пользование недрами;

·                   исследовать основания возникновения и прекращения права недропользования.

Решение этих задач позволит раскрыть наиболее точно тему данной курсовой работы.

ГЛАВА 1. Общие положения

 

1.1  Понятие недр и состав фонда недр

Исследование понятия «недра» представляет собой сложную и, вместе с тем, совершенно необходимую задачу, что объясняется следующими обстоятельствами[1].

Во-первых, это позволит правильно установить круг отношений, подпадающих под действие законодательства о недрах. Понятие «недра» относится к числу ключевых правовых дефиниций, от содержания которого зависят сфера регулируемых отношений и пути развития не только законодательства о недрах, но в определенной степени и смежных отраслей законодательства.

Во-вторых, установление вкладываемого законом в термин «недра» содержания необходимо для понимания сущности и специфики государственного управления в области использования и охраны недр, функций органов, осуществляющих это управление.

В-третьих, точное представление о содержании понятия «недра» позволит совершенствовать правовую конструкцию охраны недр, определить направления развития законодательства о недрах.

Для идентификации недр в качестве объекта правовой охраны они должны быть надлежащим образом описаны, то есть, определены признаки, позволяющие выделить их в природной среде и, соответственно, отношения, возникающие по поводу их использования и охраны. В единой системе окружающей среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения[2].

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Данный закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр.

Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции[3] РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Закон о недрах действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.

Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»[4].

К недрам относятся только природные объекты - сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и парообразном состоянии, и имеющиеся между пород естественные пустоты. Правовой режим искусственных объектов в недрах - подземных сооружений и выработок - определяется горным законодательством лишь в пределах, необходимых для охраны недр и безопасности горных работ[5].

Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископаемых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хранят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размещения различных объектов и сооружений, захоронения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д.

Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность.

Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основным средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Богатство недр земли относится к числу исчерпаемых и невозобновимых природных ресурсов, поскольку использование богатства недр сопровождается истощением их запасов.

Учитывая многостороннее значение недр, законодательство устанавливает, что государственный фонд недр составляют как используемые участки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа[6].

Управление государственным фондом недр представляет собой основанную на правовых нормах деятельность соответствующих органов РФ по организации рационального использования недр для удовлетворения потребности в минеральном сырье и других нужд народного хозяйства, охраны недр, обеспечивая безопасности работ при пользовании недрами, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой области.

Основными функциями управления государственным фондом недр являются: распределение и перераспределение участков недр между природопользователями, государственная регистрация и государственный учет работ по геологическому изучению недр, утверждение запасов полезных ископаемых, государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, разрешение споров по вопросам пользования недрами, государственный надзор и контроль за пользованием и охраны недр.

Распределение и перераспределение недр между природопользователями производится соответствующими государственными органами посредством предоставление недр в пользование для геологического изучения, добыча полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также изъятия участков недр для других государственных и общественных нужд.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты