Правовой режим внутренних водных путей по законодательству РФ

Правовой режим внутренних водных путей по законодательству РФ

Оглавление

Введение. 3

1.     Понятие и условия содержания внутренних водных путей. 5

2.     Система законодательства, регламентирующая вопросы землепользования на внутреннем водном транспорте. 6

3.     Правовой режим пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей. 7

4.     Ответственность за ущерб от загрязнения внутренних водных путей с судов. 16

Заключение. 20

Список использованных нормативных правовых актов. 21

Список использованной литературы.. 22


Введение

В Российской Федерации судоходные водные пути составляют важнейшую часть  ее транспортной инфраструктуры.

Перевозки речным транспортом осуществляются по внутренним водным путям на всей территории страны. Это позволяет максимально быстро обеспечить транспортное освоение отдаленных и труднодоступных для других видов транспорта районов. Особенно существенно значение использования внутренних водных путей при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока.  

В Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», в подпрограмме «Внутренние водные пути» отмечено, что развитие и реконструкция сети внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений относятся к приоритетным задачам государственной деятельности в Российской Федерации. Также указывается о комплексном назначении инфраструктуры судоходных внутренних водных путей и использование ее для целей судоходства, водоснабжения, выработки электроэнергии, орошения, сохранения экологического равновесия.

Важное значение имеет обозначенная в подпрограмме проблема интеграции внутренних водных путей в общеевропейскую систему, обеспечение их соответствия мировым стандартам, формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием внутреннего водного транспорта.

Исходя из всего вышесказанного, изучение вопросов, связанных с  правовой регламентацией действующего режима внутренних водных путей в российском законодательстве приобретает важную роль в современных условиях развития экономики страны.

Таким образом, целью настоящей работы будет являться изучение современного правового режима внутренних водных путей по действующему законодательству Российской Федерации и перспектив его развития с учетом поставленных государством задач в необходимости комплексного использования  внутренних водных путей.


























1.     Понятие и условия содержания внутренних водных путей


В законодательстве Российской Федерации понятие внутренние водные пути дается в Кодексе внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ). В соответствии со ст. 3 КВВТ РФ под внутренними водными путями понимаются естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.

Таким образом, законодатель относит к внутренним водным путям водные объекты, на которых осуществляется судоходство.[1]

Судоходством признается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.

Согласно п. 1 ст. 7 КВВТ РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами.

Перечень внутренних водных путей определен Распоряжением  Правительства РФ от 19.12.2002 г. № 1800-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации» (в ред.  Распоряжения Правительства РФ от 07.05.2005 г. № 941-р).

Согласно Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 03.07.2003 г. № 909-р, государственная политика в области улучшения условий судоходства на внутренних водных путях, поддержания и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений строится на основе того, что внутренние водные пути и расположенные на них гидротехнические сооружения находятся и будут находиться в федеральной собственности.

Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, а на участках пограничных зон регулируется международными договорами РФ.

2.     Система законодательства, регламентирующая вопросы землепользования на внутреннем водном транспорте

Законодательным актом, определяющим порядок и условия землепользования для организаций внутреннего водного транспорта, служит Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. КВВТ РФ в основном регламентирует правовой режим использования береговой полосы в пределах внутренних водных путей (ст. 10). Если организация водного транспорта испытывает нужду в предоставлении других земельных участков (например, для строительства объектов культурно-бытового назначения, производственных баз и т.п.), действуют общие нормы земельного законодательства, регулирующие порядок предоставления (приобретения) земли (Земельный кодекс РФ, земельные законы субъектов Российской Федерации, дополняющие их нормативные правовые акты земельного права).[2]

Правовой режим береговой полосы в пределах внутренних водных путей определяется п. 4 ст. 90 ЗК РФ, ст. 10 КВВТ РФ, а также ст. 6 Водного кодекса РФ (ВК РФ).

Правовой режим земельных участков, в том числе береговой полосы вне пределов водных путей, предоставляемых организациям внутреннего водного транспорта, определяется ст. 90, 102 ЗК РФ, ст. 10 КВВТ РФ. Это земли портов, пристаней, причалов, гаваней, затонов, вокзалов, павильонов, судоходных каналов и гидротехнических сооружений, береговых сооружений и насаждений, объектов обслуживания (базы, заводы, верфи, службы, жилые помещения и объекты социально-культурного назначения), то есть, земли, расположенные в основном за пределами береговой полосы, предоставляемые во владение (пользование) организаций транспорта на различных условиях: права постоянного (бессрочного) пользования, кратковременного пользования, аренды, собственности (для частных организаций), сервитута.[3]

 Земельные участки для организаций внутреннего водного транспорта, при необходимости могут предоставляться из земель других категорий.[4]


3.     Правовой режим пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей

Правовой режим пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей регламентируется п. 4 ст. 90 ЗК РФ, ст. 10 КВВТ РФ и ст. 6 ВК РФ.

 Так, согласно ст. 10 КВВТ РФ, в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу – полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега.

Организации внутреннего водного транспорта могут допустить на «свои» участки береговой полосы других пользователей, а могут и отказать в этом на законных основаниях (например, если на территории данного участка расположены специальные гидротехнические сооружения).[5]

Особые условия пользования береговой полосой установлены Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 г. № 71 « Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации». Согласно п.1 данного Положения, особые условия пользования береговой полосой предусматривают ограничения при осуществлении в пределах этой полосы хозяйственной деятельности, которые устанавливаются для обеспечения безопасности судоходства.

 Пользоваться береговой полосой в целях, установленных законодательством Российской Федерации, могут бассейновые органы, а также юридические и физические лица. Пользование береговой полосой для осуществления хозяйственной и иной деятельности, при которой не обеспечивается безопасность судоходства, не допускается.

Бассейновые органы пользуются береговой полосой для выполнения работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

Согласно п.6 указанного Положения, юридическим или физическим лицам участок береговой полосы может быть предоставлен во временное пользование:

1. В целях проведения связанных с обеспечением транспортного процесса следующих работ:

устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров;

сооружение временных строений и проведение других необходимых работ в случае непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

К временным относятся специально возводимые или приспособляемые на период временного пользования береговой полосой сооружения и строения;

2. В сельскохозяйственных и иных целях.

На временное пользование участком береговой полосы в указанных выше целях, бассейновый орган, в ведении которого находится этот участок береговой полосы, выдает юридическому или физическому лицу разрешение на срок, устанавливаемый этим органом.

Основанием для отказа в выдаче разрешения является наличие в представленных документах недостоверной или неполной информации, а также несоответствие заявленных к выполнению работ требованиям по обеспечению безопасности судоходства.

Указанное Положение устанавливает обязанности юридических и физических лиц, которым предоставлен во временное пользование участок береговой полосы:

1. Пользоваться участком береговой полосы в соответствии с целями и условиями его предоставления, указанными в разрешении, не допуская нанесения вреда объектам внутреннего водного транспорта и водным объектам, влияющим на обеспечение безопасности судоходства;

2. Очистить участок береговой полосы после выполнения соответствующих работ и обустроить его.

  Бассейновые органы государственного управления не могут устанавливать ограничения пользования береговой полосой, кроме тех, которые установлены Постановлением Правительства РФ.[6]

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи.[7]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты