Применяемые к виновному в указанном ущербе санкции соответствующих государственных органов включают предусмотренные законодательством штрафы, а также:
- возмещение реально необходимых затрат, вызванных мерами по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения водоема;
- компенсацию фактических убытков от причиненного вреда жизни и здоровью людей, имуществу граждан и юридических лиц, а также природной среде.[16]
Судовладелец освобождается от ответственности за ущерб от загрязнения пути, если докажет, что ущерб возник вследствие обстоятельств, которые он не мог предвидеть, предотвратить, устранить (то есть непреодолимой силы) или в результате:
- военных действий;
- действий или бездействия третьих лиц с намерением причинить ущерб;
- неправомерных действий или небрежности организаций, ответственных за поддержание в порядке средств навигационного оборудования – п. 3 ст. 121 КВВТ РФ.
Ответственность судовладельца в случае, если причиной ущерба от загрязнения является вина самого потерпевшего, регламентируется п. 4 ст. 121 КВВТ РФ.
В случае, если ущерб от загрязнения водного пути причинен по вине двух или более судов, владельцы этих судов несут ответственность пропорционально степени вины каждого из них, если не докажут, что имеют право на освобождение от ответственности. Степень вины судовладельцев устанавливается государственной речной судоходной инспекцией бассейна.
В случае, если ущерб не может быть разумно разделен между виновными судовладельцами, они несут солидарную ответственность (п.5 ст. 121 КВВТ РФ).
Общая сумма возмещаемого ущерба от загрязнения внутреннего водного пути не должна превышать законодательно установленных ограничений и общих пределов ответственности, а при отсутствии соответствующих норм – суммы обоснованно определенных рациональных компенсационных затрат и финансовой обеспеченности ответчика.
В соответствии со специальными правилами Министерства транспорта РФ судовладелец должен получить свидетельство установленной формы, удостоверяющего наличие финансового обеспечения его ответственности.[17]
Для финансового обеспечения возможной ответственности за ущерб от загрязнения внутренних водных путей из-за утечки нефти, нефтепродуктов или иных опасных жидких (наливных) или твердых грузов или подсланевых, фекальных вод и прочих отходов, судовладелец должен, как правило, застраховать себя или иным образом гарантировать удовлетворение требований о возмещении ущерба, в том числе оформлением банковской гарантии.
Исковые требования о возмещении ущерба от загрязнения внутреннего водного пути могут быть предъявлены к судовладельцу (собственнику судна) при соблюдении определенных условий. Так, указанные исковые требования не могут быть предъявлены, кроме случаев прямой их вины к:
- служащим или агентам собственника судна или членам экипажа;
- лоцману или иному лицу, не являющемуся членом экипажа, выполняющему работу на судне;
- арендатору судна с экипажем (или фрахтователю на время или рейс) или доверительному управляющему;
- служащим или агентам грузовладельцев;
- любому лицу, осуществляющему спасательные операции с согласия судовладельца (капитана) или по указанию компетентных властей;
- лицу, которое принимало все необходимые меры по предупреждению загрязнения водного пути.[18]
Если у судовладельца имеется страховое свидетельство за ущерб от загрязнения внутреннего водного пути или иное финансовое обеспечение ответственности, то исковые требования о возмещении такого ущерба могут быть предъявлены непосредственно к страховщику или иному гаранту. Страховщик в этом случае вправе для своей защиты доказывать, что ущерб стал следствием умысла самого судовладельца.
Отношения, связанные с предотвращением и ликвидацией ущерба от загрязнения внутренних водных путей, регулируются специальными нормативными актами. В частности, Министерством транспорта РФ утверждено Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов. РД. 152-011-00. М., Минтранс РФ, 2000 (введено с 15.04.2000 г.).
Требования данного Наставления распространяются на суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания и другие плавучие объекты, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, включая суда под иностранным флагом, постоянно или периодически эксплуатирующиеся на внутренних водных путях РФ.
Наставление содержит требования по предотвращению загрязнения внутренних водных путей:
- подсланевыми нефтесодержащими водами, сточными водами, мусором и пищевыми отходами, образующимися в процессе эксплуатации судна;
- нефтепродуктами при бункеровке судов;
- нефтепродуктами при грузовых и других операциях, выполняемых на танкере.
Рассмотрев правовой режим внутренних водных путей, можно придти к выводу о необходимости комплексного законодательного регулирования данного правового института речного права. Соблюдение законодательства в области охраны вод и земельного законодательства в этой сфере представляется необходимым в связи с необходимостью решения проблемы неудовлетворительного экологического и эксплуатационного состояния внутренних водных путей.[19] Загрязнение и засорение путей вызвало их обмеление, в результате чего протяженность путей с гарантированными габаритами судовых ходов сократилась с 1990 года более чем на 37 процентов и составляет в настоящее время 42 тыс. км. На некоторых реках прекращено судоходство в темное время суток. В результате внутренние водные пути России используются с интенсивностью, не соответствующей их потенциальным возможностям. Доля грузов, перевозимых по этим путям, составляет примерно 4 процента общего объема грузовых перевозок, осуществляемых транспортным комплексом страны, что значительно ниже, чем в ряде стран Европы (в Германии - 19 процентов, в Бельгии - 10 процентов). [20]
Следовательно, решение указанных проблем на государственном уровне позволит России эффективнее использовать самую большую сеть в мире ее внутренних водных путей в соответствии с мировыми стандартами.
Список использованных нормативных правовых актов
1. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (в ред. от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ)
2. Водный кодекс РФ
от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (в ред. от 19.06.2007 г. № 102-ФЗ)
3. Земельный кодекс РФ
от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 19.06.2007 г. № 102-ФЗ)
4. Концепция развития водного транспорта РФ
(одобрена Распоряжением Правительства РФ от 03.07.2003 г.
№ 909-р)
5. Распоряжение Правительства РФ от 19.12.2002 г. № 1800-р
«Об утверждении перечня внутренних водных путей РФ»
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 07.05.2005 г. № 941-р)
6. Постановление Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404
«Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных
объектов и их прибрежных защитных полосах»
7. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 г. № 848
«О Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной
системы России (2002-2010 годы)». Подпрограмма «Внутренние
водные пути» (в ред. Постановления Правительства
от 09.07.2007г. № 437)
8. Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 г. № 71
«Об утверждении Положения об особых условиях пользования
береговой полосой внутренних водных путей РФ»
9. Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных
путей при эксплуатации судов. РД. 152-011-00. М., Минтранс 2000
(введено с 15.04.2000 г.)
Список использованной литературы
1. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.: «Статут», 2003.
2. А.С. Емельянов. Транспортное право. Учебное пособие. М., 2007
3. Транспортное право. Учебное пособие. М.: «Былина», 2002.
4. Л. Алексеева. Обеспечение безопасности судоходства. //
Законность. 2007. № 3.
5. Д.О. Сиваков. Право землепользования организаций внутреннего
водного транспорта. // Законодательство и экономика. 2004. № 1.
[1] М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С. 746.
[2] Д.О. Сиваков. Право землепользования организаций внутреннего водного транспорта. // Законодательство и экономика. 2004. № 1. С. 33-36.
[3] Транспортное право. Учебное пособие. М.: «Былина», 2002. С. 186.
[4] Д.О. Сиваков. Право землепользования организаций внутреннего водного транспорта. // Законодательство и экономика. 2004. № 1. С. 35.
[5]Д.О. Сиваков. Право землепользования организаций внутреннего водного транспорта. // Законодательство и экономика. 2004. № 1. С. 36.
[6] Д.О. Сиваков. Право землепользования организаций внутреннего водного транспорта. // Законодательство и экономика. 2004. № 1. С. 35.
[7] А.С. Емельянов. Транспортное право. Учебное пособие. М., 2007. С. 58.
[8] Д.О. Сиваков. Право землепользования организаций внутреннего водного транспорта. // Законодательство и экономика. 2004. № 1. С. 37.
[9] Транспортное право. Учебное пособие. М.: «Былина», 2002. С. 187.
[10] Д.О. Сиваков. Право землепользования организаций внутреннего водного транспорта. // Законодательство и экономика. 2004. № 1. С. 34.
[11] Л. Алексеева. Обеспечение безопасности судоходства. // Законность. 2007. № 3. С. 23-27.
[12] Там же. С. 24.
[13] Там же. С. 25.
[14] Л. Алексеева. Обеспечение безопасности судоходства. // Законность. 2007. № 3. С. 26.
[15] Там же. С. 29.
[16] Транспортное право. Учебное пособие. М.: «Былина», 2002. С. 193.
[17] Транспортное право. Учебное пособие. М.: «Былина», 2002. С. 194.
[18] Транспортное право. Учебное пособие. М.: «Былина», 2002. С. 194.
[19] Д.О. Сиваков. Право землепользования организаций внутреннего водного транспорта. // Законодательство и экономика. 2004. № 1. С. 37.
[20] Концепция развития внутреннего водного транспорта РФ.