Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют организацию и руководство противодействия терроризму, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов (борьба с терроризмом).
В борьбе с терроризмом применяются внутренние войска. В частности они используются для пресечения террористических актов в Российской Федерации, на объектах производственной деятельности, участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном законом.
Контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Подразделения и воинские части внутренних войск привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Внутренние войска привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента Российской Федерации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подразделения, воинские части и соединения внутренних войск, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно нормам Федерального закона Российской Федерации от 06.02.1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" внутренние войска на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции, осуществляют контроль за исполнением применения следующих мер и временных ограничений:
проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации от 06.02.1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Федерального закона от 27.05.1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране", осуществление функции сфере охраны и обеспечения безопасности важных государственных объектов возлагается и на внутренние войска Министерства внутренних дел РФ.
Основными задачами внутренних войск в этой деятельности являются:
прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам государственных объектов, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
защита охраняемых объектов;
выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и т.д.
Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 587, от 05.06.2006 г., нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации Главного командования внутренних войск МВД России, командующих оперативно-территориальных объединений, устанавливают перечень важных государственных объектов, как подлежащих охране внутренними войсками. К таким объектам могут относиться определенные территории, предприятия, учреждения помещения, склады, и т.п. Режим их охраны устанавливается Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 г. N 135 (ред. от 08.08.2003 г)"Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов", Постановлением Правительства РФ от 20.06.2006 г. N 384 "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон".
Охране внутренних войск, например, подлежат судоходные гидротехнические сооружения, в том числе шлюзы и судоподъемники, и средства навигационного оборудования (включенные в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации), а также предназначенные для обеспечения функционирования судоходных гидротехнических сооружений материальные ценности, находящиеся на охраняемых объектах, ряд железнодорожных и автомобильных мостов и тоннелей.
Особое место в данном направлении занимает охрана ВВ закрытых административно-территориальных образований. Эта деятельность также регламентирована Правительством РФ. Примерами служат Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 508 "Об утверждении Перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территории населенных пунктов", Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 г. N 693 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии".
Особый режим безопасного функционирования объектов закрытого образования, который исполняют внутренние войска, включает:
установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах закрытого образования;
ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на территории закрытого образования;
ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования и т.д.
На внутренние войска возложена задача по охране воинских и специальных грузов. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации, МВД РФ и иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Данная деятельность ВВ регламентируется приказом МВД РФ от 11.01.2007 г. N 14 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции по организации специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти".
Под воинским грузом понимается перевозка боевой и специальной техники, оружия, боеприпасов и иного военного имущества. Специальный груз - объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых судах и вагонах, контейнерах и других видах транспорта. Примером может служить транспортировка радиоактивных веществ, драгоценных металлов и т.д.
Согласно Федерального закона Российской Федерации от 06.02.1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Федеральному закону от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" к обороне государства привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Внутренние войска выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения.
Внутренние войска:
1) участвуют в разработке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса и оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
2) участвуют совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации в отражении агрессии против Российской Федерации в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации;