Правовые основы нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти

Правовые основы нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти

Правовые основы нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти

Диссертант

Шукюров Шахин Теййуб

нормативное право центральная исполнительная власть

Статья посвящена правовым основам нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти Азербайджанской Республики. Здесь раскрывается понятие этих органов, их право, принимать нормативно-правовые акты, ссылаясь на правовые основы. Проанализирован ряд положений центральных органов исполнительной власти, сделаны сравнения. В статье приведены некоторые определенные выводы и выдвинуты предложения.


В условиях развития рыночных отношений всесторонняя объемлющая нормотворческая деятельность центральных органов исполнительной власти определяется функциями государства, которые охватывают политическую, социальную, экономическую и идеологическую сферы.

Являясь ведущими органами государственного управления министерства, комитеты, ведомства и другие центральные органы исполнительной власти руководят путем издания нормативных актов в пределах своих компетенций. Место и назначение нормативных актов центральных органов исполнительной власти в жизни каждого юридического и физического лица особенно заметно возрастает. От своевременно принятого качественного нормативного акта зависит много аспектов прямого и косвенного воздействия на условия сфер жизнедеятельности. Развивается необходимость глубокого совершенствования нормотворчества центральных органов исполнительной власти в порядке последовательности этого процесса.

Большое количество центральных органов исполнительной власти и издание с их стороны многообразного обилия нормативных актов по их формам, видам и количеству делает это направление развития более сложным, что требует более упрощенных методов.

Прежде всего, нужно рассмотреть правовые основы нормотворчества центральных органов исполнительной власти, проанализировать их содержание, рассмотреть правовой статус центральных органов исполнительной власти.

Наиболее значимым источником права в Азербайджанской Республике является конституция. Конституция является важным правовым документом государства. Она находится на высшей ступени иерархии источников права и тем самым обладает в государстве наивысшей юридической силой. Конституция – ядро правовой системы, содержание которой служит базой нормативно-правовых актов органов государственной власти, а значит и органов исполнительной власти тоже.

На основании ст. 115 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года в состав Кабинета Министров Азербайджанской Республики входят премьер-министр Азербайджанской Республики, его заместители, министры и другие руководители центральных органов исполнительной власти.

В отличие от полномочий главы исполнительной власти Президента Азербайджанской Республики (ст. 109); вышестоящего органа исполнительной власти – Кабинета министров (ст. 119); исполнительной власти на местах, которая определяется Президентом Азербайджанской Республики (ст.124, Ш), о конкретных полномочиях центральных органов исполнительной власти не сказано.

На основании п.6 ст.148 Конституции Азербайджанской Республики говорится, что нормативные акты центральных органов исполнительной власти входят в систему законодательства Азербайджанской Республики, что свидетельствует о праве издания актов со стороны этих органов, которое истекает из содержания Конституции.

В Основном Законе рассматривается перечень издаваемых со стороны органов исполнительной власти: Главы Исполнительной власти – Президента (ст.113); Вышестоящего органа Исполнительной власти – Кабинета Министров (ст.120); местных органов исполнительной власти (ст.148, V); но отсутствует перечень актов, которые могут издавать центральные органы исполнительной власти.

Одним из категорий относящихся к системе органов исполнительной власти являются центральные органы исполнительной власти. В Азербайджанской Республике существуют такие виды центральных органов исполнительной власти, как министерства, государственные комитеты, комитеты при Кабинете Министров, агентства службы, главные управления при Кабинете министров, управления при Кабинете Министров, советы при Кабинете Министров, а также государственные администрации при Кабинете Министров. На основании «Положения о Центральном органе исполнительной власти» от 13 февраля 2006 года дается понятие о центральном органе исполнительной власти. Это орган, который претворяет в жизнь государственную политику и регулирует направление его деятельности установленного законодательством в соответствующих сферах.

В научно-практическом комментарии к Конституции Азербайджанской Республики Шахина Алиева дается более широкое разъяснение понятия центрального органа исполнительной власти: «Центральные органы исполнительной власти – это ведомства специальной компетенции (в отличие от местных органов исполнительной власти, полномочия которых носят общий характер), осуществляющие государственное управление в определенной сфере и обладающие в этой сфере властными полномочиями».

Со сложившимися новыми экономическими отношениями изменяется правовой статус Центральных органов исполнительной власти. Министерства и другие ведомства являются не только субъектами различного рода деятельности, но и выполняют роли центра системы, функциями которого являются – координация между государством, организациями и людьми.

Очень часто центральные органы исполнительной власти в юридической литературе, даже на практике называются «ведомствами». Более комплексное объяснение понятию «ведомства» дает А.П. Страшун в «Конституционном праве зарубежных стран» 2000 года. «Ведомство» - это государственный орган исполнительной власти специальной компетенции, т.е. орган, специализированный в определенной сфере государственного управления, обладающий именно в этой сфере установленными властными полномочиями.

Отсюда можно сделать некоторые выводы, что и Ш. Алиев и А. Страшун дают более ясные разъяснения о понятии центрального органа исполнительной власти. Ссылаясь на эти разъяснения, я бы попытался их соединить и выдвинуть версию, что Центральный орган исполнительной власти – это государственный орган исполнительной власти, обладающий специальной компетенцией в определенной сфере с установленными властными полномочиями.

Центральный орган исполнительной власти на основании «Положения о центральном органе исполнительной власти» от 13 февраля 2006 года имеет несколько направлений деятельности: участвует в формировании единый государственный политики в определенной сфере; обеспечивает претворение в жизнь этой политики и развитие определенной сферы; оказывает влияние на деятельность в других направлениях разработанных законодательством.

Деятельность этих органов регулируется также законами, изданными в этой сфере, которые являются их правовыми основами Конституции Азербайджанской Республики 12 ноября 1995 года.

Виды этих деятельностей центральных органов исполнительной власти претворяются в жизнь благодаря помощи нормотворчества.

В обязанности центрального органа исполнительной власти входит претворение в жизнь нормативного регулирования в рамках своих полномочий в определенной сфере.

В целях организации деятельности Центральных Органов Исполнительной власти на основании ст. 145 «положения о центральных органах исполнительной власти» руководитель органа в праве издавать распоряжения и приказы обязательные для применения и соответствующие законодательству, заверять нормативно-правовые акты, организовывать претворение их в жизнь и контролировать их.

На основании ст.14, 6-го положения, руководитель также ликвидирует постановления должностных лиц органов противоречащих законодательству. Центральны орган исполнительной власти, претворяя в жизнь свои обязанности и права, взаимодействует с другими органами исполнительной власти. Центральный орган исполнительной власти имеет право подготовить проект законодательного акта и принять участие в его подготовке в определенной сфере.

В странах англосаксонского права, министры на основе делегированного конкретного полномочия парламента издают акты нормативного характера, которые касаются прав граждан.

В странах континентальной системы права, такие акты издаются на основе регламентарной власти. Они должны быть сообщены парламенту. В постсоциалиситических странах нормативные акты министерств и ведомств должны быть представлены для регистрации в Министерство Юстиции.

На основании «положения о центральных органах исполнительной власти» эти органы издают нормативные акты не только по представленным им правам, но и для осуществления функций, которые входят в их компетенцию. Нормотворческая компетенция центральных органов исполнительной власти совпадает с направлениями их деятельности, с задачами и организацией деятельности. Можно сказать, что нормотворческая компетенция центральных органов исполнительной власти соответствует, в совокупности, обшей компетенции.

В Положении о центральном органе исполнительной власти дается понятие этого органа, говорится о его специальных особенностях, направлениях деятельности, правах и обязанностях, организации, но не сказано о видах центральных органов исполнительной власти, не дается их примерная структура. И это, несмотря на то, что они глубоко разрабатываются в теоретических основах конституционного административного права.

Богинич О.Л. в своей диссертации, «Нормотворческие полномочия Центральных органов Государственного управления Союзной Республики» (Структура, Пределы, Пути Совершенствования)» дает понятие нормотворческого полномочия. Это объективно детерминированные, закрепленные в законодательстве (в качестве компетенции) полномочия, по реализации задач и функций этих органов направленные на конкретизацию законов и иных нормативных актов вышестоящих органов, а также на издание самостоятельных нормативных актов, в области неурегулированных законом либо иными нормативными актами.

Рассмотрим нормотворческую деятельность центральных органов исполнительной власти на примере министерства по Чрезвычайным Ситуациям.

Деятельность этого министерства обоснована и закреплена положением этого органа от 19 апреля 2006 года. Положение является более прогрессивным, всесторонним, охватывающим все эти сферы деятельности Министерства.

Министерство по Чрезвычайным Ситуациям, по вопросам своих полномочий, претворяет в жизнь нормативное регулирование и надзорно-контрольные функции. Относительно возложенных общих функций на министерство, также определяется его широкая нормотворческая компетенция. Министерство относительно направлений деятельности указанных в положении выполняет задачи, такие как подготавливать проекты нормативно-правовых актов по нижеследующим вопросам: положений по структурам, которые входят в Министерство; проект национальной концепции по представлению чрезвычайных ситуаций и устранению последствий и другие. Министерство подготавливает и утверждает нормативно-правовые акты – это положения, уставы, правила, указания, методические указания, резолюции, инструкции, годовые планы и системы нормативных документов.

Министр утверждает нормативно-правовые акты в полномочиях своего министерства. Ликвидирует акты должностных лиц министерства, которые противоречат нормативно-правовым актам Азербайджанской Республики. Министр непосредственно организует контроль над актами, принятыми совместно с руководителями других органов, согласовано с ними обязательным для применения в системе министерства принятых приказов, распоряжений, указаний.

Обладая широкой сетью структур в помощь организации деятельности министерства на основании «Положения о центральных органах исполнительной власти» необходимо создание коллегии министерства, которая также обладает правом принятия решения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты