Правовые основы регулирования вопросов государственной границы

Правовые основы регулирования вопросов государственной границы

Задача №1


Инцидент с двумя английскими пилотами, залетевшими во время снежной бури в воздушное пространство Калининградской области, произошёл в январе 1998г.

Марк Джеффриз и Клайв Дэвидсон, направлявшиеся на самолёте Л-29 из Литвы в польский Гданьск, утверждают, что вынуждены были изменить курс, когда обнаружили, что топливо на исходе, и подали по радио сигнал бедствия. Однако внезапно появившейся перед их самолётом российский Су-27 стал совершать манёвры, которые едва не привели к гибели англичан. «Это была преднамеренная попытка погубить нас»,- заявил газете «Таймс» Джеффриз.

По его словам, перехватчик сначала зашёл слева, потом справа. Из-за струи выхлопных газов, исходящих из сопла истребителя, Л-29 начал содрогаться, терять скорость и высоту. «Во время одного из заходов русский пошёл прямо на нас, и я не знал, что он будет делать дальше и чего ожидает от нас. Затем он спикировал на нас, и едва сам не врезался в землю. Мы с трудом избежали столкновения». Дэвидсон добавил, что российский лётчик не применил международных процедур перехвата и не вёл радиопереговоров на частоте сигнала бедствия. Поэтому британцы не знали, чего от них добиваются. Русский лётчик также якобы грозил им кулаком. Английские пилоты говорят, что после приземления под Калининградом представители местных властей отнеслись к ним очень враждебно.


Вопросы к задаче №1


1.                 Что представляет собой государственная граница в физическом и правовом смысле?

Ответ: В физическом смысле государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации. В правовом смысле – это пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации; государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.

2.                 Какими политико-правовыми принципами руководствуется государство при установлении и изменении границы своих территориальных владений и регулировании правоотношений, связанных с нею?

Ответ: При установлении и изменении пределов государственной границы государство руководствуется следующими политико-правовыми принципами:

- обеспечения собственной безопасности государства;

- обеспечения международной безопасности;

- взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

- взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности других государств и нерушимости их государственных границ;

- мирного разрешения пограничных вопросов;

- отказа от противоправных территориальных приобретений и от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;

- невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия и самоопределения народов.

3.                 В чём заключается охрана государственной границы, и каковы правомочия органов государственной власти и управления в этой сфере?

Ответ: Охрана государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Охрана государственной границы является составной частью защиты государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории; Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде; и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу. Меры по охране государственной границы рассматриваются как пограничные меры. Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Органы государственной власти и управления Российской Федерации осуществляют в сфере охраны и защиты государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации".

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации специально уполномочен осуществлять государственное управление в сфере защиты и охраны государственной границы, а также организацию пограничной службы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану государственной границы, входят в состав федеральной службы безопасности. Министерство иностранных дел Российской Федерации ведёт переговоры по установлению и закреплению государственной границы, установлению режима государственной границы, готовит необходимые документы и материалы; осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение защиты государственной границы; оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в РФ и выезда из РФ гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства; разрешает вопросы соблюдения режима государственной границы, инциденты на государственной границе, не урегулированные пограничными представителями РФ или Министерством обороны РФ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает защиту и охрану государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на границе все виды контроля за соблюдением режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска; осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны государственной границы, представляет эту информацию Президенту и Правительству РФ.

Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде; разрешает в пределах своей компетенции инциденты, связанные с нарушением режима государственной границы;

оказывает содействие пограничным органам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении защиты государственной границы.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на государственной границе таможенный контроль, организуют и проводят мероприятия по защите экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства;

издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории РФ; контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований международных договоров, законодательства РФ по вопросам, входящим в их компетенцию; создают контрольные органы (пункты) и организуют их работу; взаимодействуют друг с другом и оказывают содействие пограничным органам в защите государственной границы; сотрудничают в защите государственной границы с соответствующими органами иностранных государств.

Министерство внутренних дел Российской Федерации оказывает содействие пограничным органам в проведении мероприятий по охране и защите границы, борьбе с нелегальной деятельностью через неё, розыске лиц, нарушивших режим границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке; информирует пограничные органы о состоянии правопорядка в приграничных районах РФ, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении государственной границы и пограничных органов; обеспечивает участие внутренних войск МВД в защите границы; обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения.

Служба внешней разведки Российской Федерации во взаимодействии с Федеральной службой безопасности РФ осуществляет разведывательную деятельность в интересах защиты государственной границы.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают условия для защиты государственной границы уполномоченным на то законом войскам и органам, принимают в этих целях законы и иные нормативные правовые акты; информируют пограничные органы по вопросам, касающимся обстановки в приграничных районах РФ;

создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите границы;

контролируют на своих территориях выполнение всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства о государственной границе.

4.                 Какова нормативная основа режима государственной границы и как регулируются действия, связанные с её пересечением лицами и транспортными средствами?

Ответ: Законодательство о государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах РФ и состоит из закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" и других законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где осуществляется пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты