Правовые основы регулирования вопросов государственной границы

Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с законом «О государственной границе РФ», международными договорами РФ, федеральными законами. Судоходство на пограничных реках, озерах и иных водных объектах с пересечением государственной границы без захода в порты (на рейды) РФ и сопредельных государств регулируется договорами РФ с сопредельными государствами.

Воздушные суда пересекают Государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение государственной границы вне выделенных воздушных коридоров допускается только по разрешению Правительства РФ.

В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства РФ пересечение государственной границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования (силы) пересекают государственную границу для локализации и ликвидации таких ситуаций в порядке, определяемом международными договорами, актами Правительства РФ. Не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств.

5.                 Как осуществляется разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы?

Ответ: Порядок разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы, отнесение их к компетенции пограничных представителей РФ, Министерства обороны или Министерства иностранных дел РФ определяются договорами Российской Федерации с сопредельными государствами о государственной границе и её режиме, международными договорами, законом «О государственной границе РФ», решениями Правительства.

Лица, воздушные суда, российские и иностранные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересёкшие государственную границу в нарушение установленных правил признаются нарушителями государственной границы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории России, пересёкшие государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. В случаях, когда в отношении нарушителей отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и они не пользуются правом получения политического убежища, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, пограничные органы в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы РФ в определяемых пограничными органами местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через государственную границу уведомляются власти государства, на или через территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором РФ с соответствующим государством.

Прибывшие в пункты пропуска через границу граждане РФ, утратившие в период пребывания за границей документы на право въезда на территорию России, оставляются в пунктах пропуска на время, необходимое для установления их личности, но не более 30 суток. Порядок и условия их пребывания в пунктах пропуска через государственную границу определяются Правительством РФ.

6.                 Каковы содержание и порядок установления пограничного режима?

Ответ: Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны государственной границы и включает следующие правила:

1) в пограничной зоне - въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы на суше, морского побережья, российских берегов пограничных рек, озёр и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;

2) в российской части вод пограничных рек, озёр и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации - учёта и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озёр и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населённых пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках государственной границы пограничная зона может не устанавливаться. Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации. В таком же порядке определяются и изменяются участки (районы) внутренних вод, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по согласованию со старшими должностными лицами пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию. Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону; могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

7.                 Какую правовую оценку можно дать действиям пограничных властей в связи с нарушением английским самолётом Л-29 воздушного пространства РФ в Калининградской области?

Ответ: Действия пограничных властей Калининградской области законны и оправданны. Международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Полномочием пограничных органов, в частности войск противовоздушной обороны, является охрана государственной границы в воздушном пространстве, а именно:

- осуществление контроля за соблюдением правил пересечения государственной границы;

- пресечение полётов и принятие мер к посадке на территории Российской Федерации воздушных судов, незаконно пересёкших государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства Российской Федерации;

- оказание содействия воздушным судам, незаконно пересёкшим государственную границу в случаях форс-мажорных обстоятельств или непреднамеренных действий экипажей этих судов, посредством восстановления их ориентировки, вывода на аэродром посадки на территории РФ или за пределы воздушного пространства РФ.

Войска противовоздушной обороны имеют право:

- использовать имеющиеся у них средства для опознавания воздушных судов в воздушном пространстве РФ и воздушном пространстве за пределами территориального моря РФ до границ иностранных государств при незаконном пересечении государственной границы;

- в необходимых случаях привлекать силы и средства других видов Вооруженных Сил, государственных органов для выяснения обстановки в воздушном пространстве и принятия мер по предупреждению или прекращению незаконного пересечения государственной границы в воздушном пространстве;

- полностью запрещать или ограничивать полеты воздушных судов в отдельных районах воздушного пространства РФ при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении государственной границы в воздушном пространстве;

- приглашать членов экипажей воздушных судов, незаконно пересёкших государственную границу, после их посадки на территории Российской Федерации в подразделения Вооруженных Сил РФ или в иные места для выяснения обстоятельств незаконного пересечения и передачи органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

- применять боевую технику и оружие. Оружие и боевая техника могут применяться против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств, пересёкших (пересекающих) государственную границу в нарушение установленных правил в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами.

8.                 Насколько основательны претензии английских пилотов в связи с действиями российских пограничных властей, направленными на пресечение нарушения государственной границы РФ?

Ответ: Для ответа на поставленный вопрос необходимо ознакомиться с материалами данного дела, т.к. условие задачи не отражает всех обстоятельств незаконного пересечения государственной границы, в нём приведены только утверждения английских пилотов и выдержки из газетных интервью, данных ими зарубежной прессе без объяснений российских пограничных властей по поводу происшедшего инцидента. Не детализируя и принимая во внимание вышеприведённое условие, можно сделать вывод, что претензии английских пилотов необоснованны, т.к. согласно п.b ст.3 bis <*> Конвенции о международной гражданской авиации признаётся, что каждое государство при осуществлении своего суверенитета имеет право требовать посадки в каком-либо указанном аэропорту гражданского воздушного судна, если оно совершает полёт над его территорией без разрешения или может давать такому воздушному судну любые другие указания, чтобы положить конец таким нарушениям. С этой целью государства могут прибегать к любым соответствующим средствам, совместимым с надлежащими нормами международного права, каждое государство соглашается опубликовывать свои правила, действующие в отношении перехвата гражданских воздушных судов. В соответствии п.c ст.3 bis <*> Конвенции каждое гражданское воздушное судно выполняет приказ, отдаваемый в соответствии с пунктом "b" ст.3 bis <*>. С этой целью каждое государство принимает все необходимые положения в своих национальных законах или правилах с тем, чтобы сделать его выполнение обязательным для любого гражданского воздушного судна и предусматривает суровые наказания за любое нарушение таких законов или правил и передает дело своим компетентным органам в соответствии со своими законами или правилами.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых государств. (Принята в г.Москве 15 апреля 1994г.) // Бюллетень международных договоров. №7. 1994.

2.                 Конвенция о международной гражданской авиации. (Чикаго, 7 декабря 1944г.)

3.                 Воздушный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997, №12, ст.1383.

4.                 Закон «О государственной границе РФ» №4730-1 от 01.04.1993г. // Российская газета. №84. 04.05.1993.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты