Статья 18. Основания для отвода прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика.
Статья 79. Назначение экспертизы.
Статья 80. Содержание определения суда о назначении экспертизы.
Статья 81. Получение образцов почерка для сравнительного исследования документа и подписи на документе.
Статья 82. Комплексная экспертиза.
Статья 83. Комиссионная экспертиза.
Статья 84. Порядок проведения экспертизы.
Статья 85. Обязанности и права эксперта.
Статья 86. Заключение эксперта.
Статья 87. Дополнительная и повторная экспертизы.
Необходимость обращения к эксперту-бухгалтеру может возникнуть и при производстве по делам об административных правонарушениях.
Порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения таких дел определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
Производство по делам об административных правонарушениях имеет следующие стадии:
возбуждение дела об административном правонарушении;
рассмотрение дела уполномоченным органом по существу;
обжалование вынесенного решения;
исполнение решения по делу об административном правонарушении.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Необходимо иметь в виду, что законодательство об административных правонарушениях в силу указания ст.72 Конституции РФ отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Разграничение предметов ведения регулируется ст.1.3 КоАП.
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
перечня видов административных наказаний и правил их применения;
административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
В соответствии с законодательством о судебной системе КоАП РФ определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти КоАП РФ определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, федеральным органам исполнительной власти.
Таким образом, к ведению субъектов Федерации отнесено, например, установление административной ответственности за определенные правонарушения.
Особенностью производства по делам об административных правонарушениях является их рассмотрение не только судебными органами, но и органами исполнительной власти и их должностными лицами (гл.23 КоАП РФ).
Одним из участников производства по делам об административных правонарушениях является эксперт, статус которого определяется ст.25.9 КоАП РФ.
В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
В случаях если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Порядок назначения и проведения экспертизы регламентируется следующими статьями КоАП РФ:
Статья 25.9. Эксперт.
Статья 26.2. Доказательства.
Статья 26.4. Экспертиза.
Статья 26.5. Взятие проб и образцов.
Статья 26.6. Вещественные доказательства.
Статья 26.7. Документы.
Статья 26.11. Оценка доказательств и др.
В случаях если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
В определении указываются:
основания для назначения экспертизы;
фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
вопросы, поставленные перед экспертом;
перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.
Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.
4. Статус экспертных учреждений
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.01 № 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организацию и производство судебной экспертизы могут осуществлять:
государственные судебно-экспертные учреждения;
экспертные подразделения, созданные федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.
Если производство судебной экспертизы поручается экспертным подразделениям, созданным федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется Федеральным законом от 31.05.01 № 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным! для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающей указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Деятельность в судебно-экспертных учреждениях по организации и производству судебной экспертизы возглавляет руководитель государственного судебно-экспертного учреждения, который обязан:
по получении постановления или определения о назначений судебной экспертизы поручить ее производство конкретно эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемого для ответов на поставленные вопросы;
разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанность и права;
по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственное за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эк сперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;