Предмет и задачи административного права
Оглавление
Введение
1. Предмет административного права
2. Метод административного права
3. Функции и принципы административного права
4. Система административного права
Заключение
Список литературы
Введение
В наши дни ситуация с определением предмета административного права стала более стабильной. Она уже не вызывает серьезных противоречий с взглядами представителей иных правовых отраслей, с которыми у административного права немало сопредельных элементов и контактов (например финансовое, налоговое, экологическое, предпринимательское право), хотя далеко не все аспекты взаимодействия бесспорны.
Тем не менее, административное право, было, есть и будет. А потому ознакомление с ним по сложившейся в правовой науке традиции обоснованно начинается с выяснения особенностей тех общественных отношений, которым адресуется административно-правовое регулирование.
При этом целесообразно в чисто «профилактических» целях при изучении современных проблем (а они, несомненно, есть), влияющих на определение предмета административного права, не игнорировать «азы», т.е. то, что обязательно проявляет себя в любых условиях, в которых надобность в административном праве очевидна. А она очевидна и в условиях болезненного становления в России рыночных отношений.
1. Предмет административного права
Административное право занимает особое место в правовой системе Российской Федерации. Объясняется это многими обстоятельствами, непосредственно влияющими на его предмет, т.е. на круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, или административно-правовому регулированию.
Итак, административное право существует для того, чтобы выполнять роль юридического регулятора общественных отношений, возникающих в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.
Следующая задача — выяснение особенностей такого рода общественных отношений, уже названных управленческими.
В обобщенном варианте главные задачи государственно-управленческой деятельности в наши дни следующие:
а) разработка и реализация государственной политики, выражающейся в программах общефедерального и регионального масштаба (например, приватизационных, энергетических, жилищно-коммунальных и проч.);
б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ развития различных сфер общественной жизни;
в) осуществление управления предприятиями и учреждениями государственного сектора;
г) регулирование функционирования объектов государственного сектора;
д) координация деятельности национализированного и денационализированного секторов экономического и социально-культурного строительства;
е) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
ж) осуществление государственного контроля и надзора за функционированием управляемой и регулируемой сфер.
В рамках названных направлений государственно-управленческой деятельности складываются соответствующие общественные отношения управленческого характера.
В более обобщенном виде следует сказать, что в этих общественных отношениях:
а) находит непосредственное выражение реальное и многообразное содержание государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти;
б) опосредуются закрепленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина;
в) выражается приоритет публично-правовых интересов в соответствующих им государственно-правовых средствах воздействия на общественные связи Административное право закрепляет правила поведения в сфере государственного управления, адресуемые разнообразным участникам регулируемых отношений, включая, что логично, и тех, кто осуществляет государственно-управленческую деятельность. И это закономерно, так как административное право фактически выполняет роль юридической формы реализации задач, функций и полномочий, возлагаемых Конституцией РФ и действующим законодательством на субъекты исполнительной власти.
Нельзя не обратить внимание еще на одну особенность регулируемых административным правом управленческих отношений. Различного рода негосударственные формирования не выражают интересы государства и не выступают от его имени. Административное право, однако, не безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них, если это прямо предписано действующим законодательством.
В этих целях осуществляется государственная регистрация негосударственных формирований и государственный надзор за соответствием их деятельности требованиям закона и административно-правовых норм, регламентация их взаимоотношений с государственными органами исполнительной власти.
В отдельных случаях негосударственным формированиям предоставляются не свойственные им внешне-властные полномочия (например, контрольные полномочия профсоюзов, полномочия частных нотариусов и частных охранных обществ и т.п.). Конечно, речь может идти лишь об определенной доле таких полномочий, делегируемых негосударственным формированиям.
Что касается возможности административно-правового регулирования внутренней деятельности государственных предприятий и учреждений, то вмешательство в их деятельность запрещено. Однако, это не исключает властного решения ряда принципиальных вопросов их организации и деятельности (создание, утверждение уставов, назначение руководителей, реорганизация, контроль и т.п.).
Внутренняя жизнь предприятий, отнесенных к числу казенных, регламентирована нормами административного права. Определение содержания и границ предмета административного права предполагает учет ряда необходимых условий, как-то:
а) сфера государственного управления «жизненным пространством» для развития разнообразных общественных отношений, связанных с любым проявлением государственно-управленческой деятельности;
б) наличие в этой сфере действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;
в) практическая реализация ими властно-распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности. Таким образом, административное право представляет собой отрасль российского права, т.е. совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти, а также общественные отношения управленческого характера, имеющие место во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов.
Итак, не может быть сомнений в том, что, судя по предмету административного права, оно представляет собой широкомасштабную правовую отрасль, охватывающую широчайший круг общественных отношений, постоянно возникающих в различных областях жизни государства и общества. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Соответственно возможна их типизация по различным критериям, дающая возможность получить своеобразную «панораму» механизма их административно-правового регулирования.
Прежде всего, проводится классификация управленческих отношений в зависимости от особенностей их участников, в результате которой выделяются следующие наиболее типичные их виды:
а) между соподчиненными органами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы и должностные лица);
б) между не соподчиненными органами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два федеральных министерства; администрации двух областей);
в) между органами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями и учреждениями (например, министерство и унитарное предприятие);
г) между органами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями и учреждениями (например, по вопросам финансового контроля, административного надзора);
д) между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными предприятиями и учреждениями (например, по вопросам регистрации коммерческих структур);
е) между органами исполнительной власти и общественными объединениями;
ж) между органами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
з) между органами исполнительной власти и гражданами.
Специфической особенностью данных управленческих отношений, входящих в предмет административного права, является непременное участие в них субъектов исполнительной власти. Из всех ранее изложенных позиций относительного характера государственно-управленческой деятельности, в процессе которой происходит реализация исполнительной власти, вытекает следующее правило. Без исполнительных органов управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут.
Только они в состоянии в юридической форме выражать волю и интересы государства, практически реализовать в исполнительном варианте государственную власть. С учетом государственного устройства Российской Федерации управленческие отношения строятся в соответствии с конституционными принципами, закрепленными в ст. 71—72 Конституции РФ. Имеется в виду влияние российского федерализма на эти отношения. Соответственно можно выделить отношения:
а) между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федераций (например, отношения между Правительством РФ и правительствами республик, иных субъектов РФ);
б) между органами исполнительной власти различных однопорядковых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик);
в) между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрацией края и администрацией входящего в состав края автономного округа).
Далее, управленческие отношения можно классифицировать в зависимости от особенностей конкретной сферы их возникновения на следующие:
а) отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти (государственно-управленческие отношения);
б) отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) отношения, возникающие с участием исполнительных органов системы местного самоуправления, если последние наделяются отдельными полномочиями государственно-властного характера;
г) отношения с участием общественных объединений и других негосударственных формирований в случаях делегирования им отдельных внешне-властных полномочий.
По характеру или содержанию управленческие отношения подразделяются на:
а) связанные с руководством деятельностью нижестоящих звеньев системы исполнительных органов государственной власти (так, Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных органов исполнительной власти);
б) связанные с управлением подведомственными объектами (так, федеральные министерства управляют подчиненными им государственными предприятиями и учреждениями);
в) связанные с государственным регулированием деятельности неподведомственных органов и организаций (например, в сфере экологической безопасности, внешнеэкономической деятельности);
г) связанные с координацией деятельности различных органов и организаций по специальным вопросам межотраслевого характера (например, по вопросам стандартизации, организации и охраны труда);