Предмет, сущность, источники и система конституционного права зарубежных стран

Нормы конституционного права являются отправными для всех других отраслей права, таких отраслей, как ранее назван- ные – семейное право, земельное, а также торговое, аграрное, уголовное, налоговое, административное и др. Поэтому оно занимает ведущее место среди отраслей права. Любое изменение в конституционном праве влечет изменения целого блока норм права.

Конституционное право отличается от других отраслей права не только своим предметом, но и методом воздействия на своих субъектов. Как и в других отраслях права, в конституционном праве применяется метод запрета, т.е. существуют запрещающие нормы. Но чаще встречается метод обязывания, т.е. нормы, обязывающие какой–то орган или лицо осуществлять определенные действия, а также метод дозволения, т.е. нормы разрешающие, дозволяющие совершать определенные действия. Такой метод наиболее характерен именно для конституционного права.

Отличительной чертой конституционного права является метод императивно–властного воздействия, т.е. этот метод не предполагает равенства сторон, а предполагает прямое осуществление власти, т.к. один из субъектов – государство – реализует свою власть, обязывая другие субъекты выполнять ее властные предписания. Безусловно, такие властные отношения не являются единственными в конституционном праве, в процессе осуществления государственной власти возникают и иные общественные отношения. Так, например, определенную и значительную роль в государственно–правовой жизни играют политические партии, которые не применяют государственной власти, не применяют императивного воздействия.

Государственная власть реализуется при помощи органов суда. Суд руководствуется нормами уголовного и гражданского права – как материального, так и процессуального. В процессе налоговой, финансовой деятельности государства складываются общественные отношения, регулируемые нормами финансового, административного права. Хотя определенный, более высокий, уровень этих отношений может являться одновременно сферой конституционного права.

Реализация государственной власти – это очень широкая сфера, и не все формы осуществления государственной власти приводят к появлению конституционно–правовых отношений. Но такие формы, как принятие законодательства, нормоустанавливающая деятельность правительства, выборы, референдумы и плебесциты, реализация основных прав и свобод, защита этих прав и свобод, конституционный надзор, контроль за местными органами самоуправления – это наиболее характерные сферы применения и реализации государственной власти, т.е. реализации конституционного права.

 

ГЛАВА 2. Общие и особенные черты конституционного права

 

Конституционное право – это очень сложная система, включающая в себя самые разные структурные части, элементы, подсистемы; и вся эта сложная взаимозависимая и взаимопереплетающаяся структура придает конституционному праву его сущность. К основным элементам системы конституционного права, как отрасли права, относятся такие понятия, как: принципы конституционного права, конституционно–правовые институты и нормы конституционного права. Под принципами конституционного права понимаются основополагающие идеи, начала, которые определяют основную суть и характеристику данной отрасли права. Принципы конституционного права в ряде случаев закреплены в конституциях, в некоторых случаях они являются общечеловеческими принципами, но, так или иначе, в государстве, как правило, есть определенный перечень принципов конституционного права, которые составляют ядро системы конституционного права. Самые общие принципы закреплены в конституциях. Это, например, народный суверенитет, народное представительство, принцип разделения властей, система сдержек и противовесов, принцип свободы личности, принцип судебной защиты прав и свобод, равноправие граждан и т.д. Эти принципы записаны, как правило, в первых статьях конституции или в тех разделах, которые закрепляют систему органов государства или систему основных прав и свобод.

Институты конституционного права или конституционно–правовые институты – это определенная совокупность норм, регулирующая сходных, смежных однородных общественных отношений, т.е. таких, которые можно обозначить одним словом, одним общим понятием. Институты конституционного права легко назвать, если обратиться к любой из конституций, потому что в большинстве случаев структура конституции – это и есть перечисление важнейших институтов конституционного права.

Это институт правового статуса личности, институт гражданства, институт парламента, избирательное право, институт главы государства, конституционный надзор и т.д. Различают крупные институты и как бы субинституты, которые входят в эти более крупные институты. Например, институт правового статуса личности включает институт гражданства, институт личных прав, политических прав и т.д. Каждый из этих субинститутов играет очень важную роль, но в свою очередь входит в больший институт.

Конституционно–правовые нормы имеют большую специфику. Их структура, как правило, не соответствует классической триаде – гипотеза, диспозиция, санкция, потому что они имеют наиболее обобщенный характер. Очень часто отсутствует гипотеза, санкция, а вся норма представляет собой только диспозицию. Если мы представим такую статью конституции, в которой, к примеру, написано "вся власть принадлежит народу", то при всем нашем желании, мы не вычленим здесь классической трехзвенной системы. Но своеобразие норм конституционного права не означает, что это не нормы, а особые неправовые конструкции. Особенностью конституционного права является то, что санкция, как правило, перенесена в другую отрасль права, и ответственность за нарушение норм конституционного права, безусловно, присутствует. Наиболее обобщенный, широкий характер этих норм, которые регулируют очень важные, значительные общественные отношения и придает им такую наиболее своеобразную и специфическую форму. Конституционно–правовые нормы имеют наиболее высокую степень правовой абстракции.

Конституционно–правовые нормы можно разделить на ряд групп, например, на нормы материального и процессуального конституционного права. Хотя процессуальных норм не так уж много, но они есть (например, в сфере избирательного права). По функциональной направленности они делятся на регулятивные и охранительные, по способу воздействия на субъекты права – нормы управомачивающие и запрещаюшие. Есть и другие критерии классификации этих норм: нормы постоянные, временные и т.д.

Под источниками конституционного права понимаются писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно–правовые отношения. Существуют различные классификации источников, более и менее развернутые, некоторые насчитывают пять, шесть, семь разновидностей. Мы предлагаем классификацию из десяти основных групп.

Первая группа – законы и иные государственно–правовые акты. Эта группа включает шесть разновидностей законов.

1–й вид – конституция. Конституция – это основной закон, он имеет особую форму, содержание, это основной источник конституционного права и в силу своего особого значения заслуживает отдельного изучения. Ему и будет посвящена отдельная глава настоящей книги.

2–й вид законов – конституционные законы. Они, в свою очередь, делятся на две разновидности. Первая разновидность конституционных законов – это те законы, которые вносят изменения в текст конституции либо существенно дополняют его, изменяя какие–то сложившиеся отношения. Принятие этой группы конституционных законов возможно, но не обязательно, т.е. принятие их в конституции предусмотрено в абстрактной форме – они могут быть, но их может и не быть, они принимаются только тогда, когда возникает осознание их необходимости, т.е. возникает потребность изменения каких–то очень существенных общественных отношений. Классическим примером этих конституционных законов являются так называемые "поправки" к американской конституции. Их, как известно, 27 и каждая из них – это существенное дополнение текста американской конституции, общественных отношений урегулированных ею, либо закрепление необходимых изменений в сфере особо важных общественных отношений.

Вторая разновидность конституционных законов – это группа законов, которые составляют, так называемую, неписаную конституцию, т.е. формально это обычные законы, но в силу своей важности они выполняют функцию конституции. Это, например, Хабеас Корпус Акт (Habeas Corpus Act, 1679), Магна Карта (Magna Carta, 1215), Закон о Парламенте, т.е. законы, входящие в качестве статутного права в неписаную британскую конституцию. Из таких законов состоит конституция Израиля, из трех конституционных законов состоит конституция Швеции. Для принятия обычного закона необходимо простое число голосов членов парламента, для принятия конституционного закона, как правило, – квалифицированное большинство голосов членов парламента – 2/3, 3/4, 4/5, т.е. всегда более половины. Более того, при принятии конституционного закона, если инициатива исходила от парламента, обычно недостаточно голосов квалифицированного большинства членов парламента, а этот закон еще выносится, например, на утверждение посредством референдума.

В федеративных государствах конституционные законы, которые изменяют федеральную конституцию, обычно должны быть одобрены большинством субъектов федерации. Например, для того, чтобы была внесена поправка в конституцию США, необходимо одобрение не менее 38 штатов. Такой порядок объясняет то обстоятельство, что за 200 с лишним лет существования американской конституции в нее было внесено только 27 поправок.

Третий вид законов – это, так называемые, органические законы. Это особый источник, который имеет ряд специфических черт. Принятие органических законов прямо предусмотрено в конституции, в отличие от конституционных законов, суть органических законов в том, что они дополняют конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее глубинной сущности. Возможность принятия конституционных законов обычно предусматривается в гипотетической форме. Это, так сказать, абстрактная возможность, которая может быть и не реализована, а органические законы – это всегда неотъемлемая часть системы права любого государства.

Органические законы принимаются простым большинством голосов членов парламента, потому что они не вносят изменения в конституцию. Но, все–таки, эти законы всегда занимают особое место. Особая роль и суть органического закона в том, что он, как правило, регулирует целый правовой институт. Например, органическими законами являются законы о выборах, законы о гражданстве. В силу этой важности для принятия органического закона очень часто требуются дополнительные процедуры. Например, во Франции, чтобы органический закон вступил в силу, требуется согласие особого органа – Конституционного совета, который рассматривает предложения об органическом законе еще до голосования. Если он вынесет решение, что органический закон противоречит конституции, то он даже не будет поставлен на голосование.

Четвертый вид законов – это акты исполнительной власти, имеющие силу закона. Иногда эти акты называют делегированным законодательством. Эти акты формально не называются законами, а всегда имеют какое–то особое название, по которому их можно отличить от других актов. Например, они могут называться ордонансом (во Франции), декретом, прокламацией. Принимаются они либо главой государства (президентом, монархом), либо правительством, главой правительства и даже иногда отдельным министром. Это акты исполнительной власти, но в данном случае они регулируют очень важные вопросы, которые относятся, как правило, к сфере законодательного регулирования. Примером может служить Указ президента Индии о национализации ряда банков, или акт правительства Нигерии, который упразднил федеративное устройство государства (1966 г.), а затем этот же орган правительства восстановил и реорганизовал федерацию (1966–76 г.). В качестве данного источника может быть назван декрет правительства о введении военного положения и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты