Предмет, сущность, источники и система конституционного права зарубежных стран

Пятый вид – обычные законы. Обычные законы регулируют отдельные вопросы государственной или общественной жизни. Как правило, обычных законов принимается много и далеко не все могут быть источниками конституционного права. К числу таких законов можно отнести закон Федеративной Республики Германии 1965 г. о порядке изменения территорий земель; или, например, закон Франции о предоставлении избирательного права гражданам, достигшим 18 лет (1974 г.).

Шестой вид законов – это парламентские уставы или регламенты. Парламентские уставы или регламенты некоторыми авторами не относятся к числу законов, но вопрос это спорный. Мы полагаем, что парламентские уставы и регламенты – это законы, потому что они регулируют очень важную сферу конституционно–правовой жизни, определяют внутреннюю структуру парламента и порядок их работы. Они фактически определяют законодательный процесс. Принимаются они палатами парламентов и действуют на весь срок действия парламента.

Вторая группа источников конституционного права называется судебный прецедент. Судебный прецедент или решения судов, имеющие характер закона, делятся на два вида – решения общих судов и решения специальных судов. Судебный прецедент характерен для стран с англосаксонской системой права, прежде всего, это Великобритания, Соединенные Штаты Америки, а также бывшие колонии или доминионы Великобритании: Индия, Новая Зеландия, Австралия и другие страны. Судебный прецедентэто решение суда, которое служит основанием для применения при рассмотрении другими судами аналогичных дел или вообще имеет характер общеобязательной нормы. В Великобритании судебные прецеденты являются равноправным источником права и определяют ряд прав британских подданных, полномочия монарха (т.е. так называемые прерогативы короны) и т.д. В США и Индии особое значение имеют решения Верховных судов по толкованию конституции. В ряде стран общие суды не имеют права давать какие–то обязательные толкования конституции или законов, там источниками права могут быть лишь решения специальных, конституционных, судов, либо органов, выполняющих функции конституционного суда. Например, право на проведение митингов, шествий и демонстраций в Великобритании не имеет законодательного закрепления, а в нач. XIX в. решение одного из судей по конкретному делу послужило как бы нормой для закрепления правил проведения шествий, митингов и демонстрации в Великобритании.

Третья группа источников – конституционный обычай. Конституционный обычай (другие названия этого источника конституционные соглашение или конвенционные нормы) – это правило поведения, которое сложилось исторически, это традиция, которая поддерживается государством. Различных обычаев существует много. Есть обычаи бытовые, религиозные, национальные. Конституционный обычай – это обычай, который выгоден государству, и государство его поддерживает, по каким–то причинам не перенося его в писаное право. Конституционные и вообще правовые обычаи, как правило, носят не политический, а церемониальный, обрядовый характер. Особенно много их в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии. Например, по обычаю Лорд–канцлер (глава Палаты лордов) сидит на, так называемом, "мешке с шерстью"; при открытии британского парламента посланник из Палаты лордов при подходе к Палате общин трижды стучит – это означает, что он как бы просит принять посланника от королевы. По обычаю, члены британского парламента голосуют не путем поднятия рук, а проходя в специальные двери и т.д. Но кроме таких, как бы второстепенных, обычаев есть и существенные, затрагивающие основные институты государства.

Например, конституционным обычаем является британский обычай, что Премьер–министром Великобритании становится лидер партии, победившей на выборах в Палату общин. Как ни странно, это нигде не записано, такой порядок в качестве обычая существует уже несколько сот лет. Конституционные обычаи сохраняются, потому что они придают государственным органам и их действиям некий особый ореол власти. Традиционные, внешне простые, повторяющиеся и, в общем–то, ритуальные действия приобретают особое значение, и на простых граждан это оказывает определенное психологическое воздействие, заставляет по иному и с большим уважением относиться к государственной власти.

Четвертая группа источников – это так называемые доктринальные источники. Доктринальные источники – это, как и конституционные обычаи и прецеденты, сфера англосаксонского права. Это такая группа источников, которая представляет собой труды видных ученых, государствоведов, или, точнее говоря, извлечения из этих трудов, которые используются в тех случаях, когда не хватает норм права, существует какой–то правовой пробел, и суды используют для усиления своих аргументов работы таких видных ученых, как английские государствоведы У.Блэкстон, Т.Мэй, У.Беджгот. Американцы в некоторых случаях используют работы так называемых "отцов–основателей", авторов американской конституции, таких как Дж.Медисон, Т.Джефферсон, А.Гамильтон, Д.Джей. Сложился такой порядок, что работы недавние, работы живущих авторов, в качестве источников не привлекаются, очевидно, потому, что эти авторы могут передумать, пересмотреть свои взгляды и, может быть, начать оспаривать свою собственную точку зрения. Используются уже устояшвиеся позиции, труды, которые были проверены временем.

Пятая группа источников – это акты чрезвычайных органов власти. Актов чрезвычайных органов власти несколько – нестандартный источник, потому что он появляется в чрезвычайной ситуации. Это – военные действия, стихийные бедствия, но чаще всего акты чрезвычайных органов власти появляются в результате военных переворотов, революций и т.д. В общем–то, нормальная теория конституционного права как бы не должна была признавать такие акты, но в последние десятилетия, особенно в странах Африки, Азии, Латинской Америки такие акты стали, к сожалению, даже очень частыми. Пришедшая к власти какая–то группа военных или иная группа, называющая себя временным правительством, временным комитетом и т.д. принимает настолько важные законы, что они определяют всю жизнь данного государства, поэтому как бы ни относиться негативно к способу принятия этих актов – это реальный акт существенного, конституционно–правового значения, поэтому их следует также внести в источники.

Например, в Эфиопии в 1974 г. Координационный комитет вооруженных сил низложил императора Хайле Селассие I, а затем, через год после его насильственной смерти, провозгласил республику. Установленная таким образом республика в течение многих лет управлялась этим "временным" комитетом.

Шестая группа источников – это каноническое или религиозное право. Нужно сказать, что это довольно редкий источник и применяется, естественно, далеко не во всех странах, но, как минимум, три группы религиозного права существует в мире. Прежде всего, следует назвать мусульманское право, индусское право и иудейское право, которое применяется в Израиле.

Мусульманское право, возможно, наиболее разработанная отрасль канонического права, потому что включает практически столько же частей и групп, сколько обычное право, светское. Назовем эти составные части мусульманского права. Это, прежде всего, шариат. Шариат – это нормы, заключенные в Коране, т.е. это боговдохновленное право. С точки зрения формы, это писаное право, это суры Корана, которые регулируют отношения между человеком и Богом, между людьми, между людьми и государством. Последняя, третья часть Шариата – безусловно, наша сфера, сфера конституционного или государственного права. По мнению мусульманских ученых, теологов и правоведов, это воля аллаха, при помощи которой он руководит обществом. Вторая часть мусульманского права – это так называемая сунна. Сунна – это предания, или, иначе говоря, хадисы о поступках пророка, записанные после его смерти, т.е., так называемая, исламская традиция. Этих преданий много, записано их несколько тысяч.

Они используются при рассмотрении конкретных дел или толковании конкретных казусов. Третья группа мусульманского права – иджма. Это общее мнение теологов, которое включает в себя акты первых четырех праведных халифов, принятых после консультации с теологами. Это изменяемый источник права, потому что мнение теологов может меняться. Четвертая группа мусульманского права – это, так называемый, фикх, это правовая доктрина, т.е. наука о праве. Далее частью мусульманского права является кияс – умозаключение по аналогии, правовой прецедент. И, наконец, есть еще такая часть мусульманского права, которая называется фетва.

Это решения, сконструированные на основании разрешения конкретных дел. Фетвы принимаются авторитетными лидерами в исламе и являются для остальных мусульман обязательными. Наиболее известная фетва была вынесена знаменитым Имамом Хомейни, иранским духовным лидером, и касается она писателя Салмана Рушди, который написал книгу ("Сатанинские стихи"), задевавшую какие–то важные религиозные струны, и данной фетвой Хомейни назначил наказание за "богохульство" Салману Рушди – смертную казнь. Очень тяжелые последствия от такого легкомысленного литературного поступка. К счастью, эта фетва не исполнена и писатель–"вольнодумец" жив.

Во многих странах в конституциях, т.е. в светских документах, шариат объявляется источником законодательства. Это касается, например, конституции Египта 1971 г., Сирии 1971 г., Пакистана 1973 г., Ирана 1979 г. и т.д. Некоторые страны свой исламский характер подчеркивают даже названием государства – Исламская Республика Пакистан, Хашемитское Королевство Иордания, Исламская Республика Иран, Исламская Республика Каморские острова и т.д.

В Индии ряд религиозных норм применяется при разрешении некоторых споров судьями на низовом уровне, например, на уровне мирового судьи. Эти нормы регулируют правила землепользования, какие–то семейные отношения и т.д. Но на такой высокий уровень, как мусульманское право, оно не распространяется.

Важное значение играют религиозные нормы в Израиле. В Декларации о создании государства Израиль 1948 г. сказано, что государство Израиль основано на принципах свободы, справедливости и мира, понимаемых согласно с учением пророков Израиля. И хотя декларация эта не считается конституцией, в заключениях Верховного Суда Израиля неоднократно говорилось, что ее правовое значение в том, что нормативные акты должны издаваться в соответствии с ней. Учение о пророках, о которых упоминает Декларация – это религиозные нормы, записанные в священных книгах иудейской религии – Торе (пятикнижии), Талмуде и др.

Каноническое право в ряде стран существует, но в большинстве стран оно касается только служителей культа (священников разных конфессий) и, как правило, на граждан не распространяется, поэтому названные выше три системы нами выделены, а остальные к источникам конституционного права отнести невозможно.

Седьмой источник конституционного права – это естественное право. Естественное право – категория достаточно необычная и далеко не всеми авторами включается в систему источников конституционного права, но отказаться от этого источника невозможно. И это хотя бы потому, что в ряде зарубежных конституций есть ссылки на естественное право. Например, конституция ФРГ в Ст.1 говорит о неприкосновенных и неотчуждаемых правах человека. Естественное право понимается в большинстве стран мира, которые ссылаются на него, как неизменные, присущие человеку абсолютные нормы поведения, которые можно вывести из неизменности человеческой природы. Это наиболее важные права, свободы, которые касаются каждого человека. Возможно, впервые ссылку на естественное право применили американцы в своей Декларации о независимости от 4 июля 1776 г., которая была принята 13 штатами при провозглашении независимости США. В этой Декларации говорится о том, что создатели ее считают "самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью". Вот это и есть перечисление наиболее важных естественных прав.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты