Предупреждение и пресечение коррупции в иностранных государствах

ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ США И КАНАДЫ


Необходимость защищать органы государ­ственной власти от разлагающего влияния корруп­ции заставила правительство США сделать борьбу с коррупцией одним из приоритетных направлений своей государственной политики еще в XIX в.

Но наиболее заметные усилия в борьбе с коррупцией США демонстрируют с середины XX в.

Так, Конгресс США в 1962 г. рассмотрел вопрос о
создании официальных норм поведения выборных
должностных лиц, в частности членов палат конг­ресса. В конгрессе рассматривался также вопрос о
необходимости законодательно запретить "публич­ным должностным лицам" органов исполнительной
власти, в частности государственным служащим,
включая их близких родственников, иметь финан­совую заинтересованность в делах, на успех кото­рых могут повлиять: принимаемые этими лицами
официальные решения; использование информа­ции, которой они обладают вследствие исполнения
своих служебных обязанностей. Для более эффек­тивного претворения в жизнь этих предписаний в
1965 г. Президент США Л. Джонсон издал распоря­жение, в соответствии с которым государственные
органы власти должны были установить стандарты
поведения, этические нормы, определяющие ус­ловия поведения должностных лиц в их деятельно­сти, для правомерного, честного и должного вы­полнения ими публичных функций. Данное распоряжение Президента США обязывало правитель­ственных чиновников высшего уровня периодически докладывать соответствующему правительственному органу о состоянии своих "финансовых инте­ресов". На основании распоряжения президента комиссия по гражданской службе определила круг должностных лиц, обязанных предоставлять фи­нансовые декларации, содержание которых не подлежало разглашению до тех пор, пока имелись достаточные на то основания.

Однако, как показала практика, многие ведом­ства не выполняли предписаний, содержащихся в распоряжении президента. Так, не выполнялось требование периодически докладывать о своем финансовом состоянии, а в тех случаях, когда декла­рации все же подавались, не применялись административные и судебные санкции в отношении лиц, давших ложные сведения либо допустивших служебные злоупотребления, как это обнаруживалось, в частности, из содержания поданных деклараций. Расследование, в частности, "уотергейтского скан­дала" и разоблачения, сделанные контрольно-фи­нансовым управлением, поставили под сомнение честность правительства страны и разумность того, что исполнительной власти было разрешено самой себя контролировать. В результате конгресс США принял в 1978 г. Закон "Об этике в правительстве", задача которого, как об этом сказано в законе, "со­хранять честность государственных чиновников и учреждений и способствовать таковой". Подписы­вая закон, Президент США Дж. Картер заявил, что "этот закон не только сделает правительственных чиновников честными, но и заставит их сохранять честность" и благодаря ему "обществу будет пре­доставлена возможность оценивать, является ли честным тот или иной кандидат, а также тот или иной государственный служащий". Для контроля за соблюдением этого закона органами исполнитель­ной власти при отделе по управлению персоналом был создан отдел «по этике в правительстве". После того как Закон "Об этике в правитель­стве" вступил в силу, в суды США стали поступать жалобы на то, что требования закона деклариро­вать свое финансовое состояние являются антиконституционным вмешательством общества и государ­ственной власти в личную жизнь должностных лиц. Однако Верховный Суд США в своих решениях подтвердил мысль законодателей, что деклариро­вание должностными лицами своего финансового состояния не противоречит их конституционным правам и является методом формирования доверия общества к правительству и предупреждения не­порядочности. Однако цель, которую преследовал Закон "Об этике в правительстве", так и не была достигнута и как следствие этого заметно падало доверие общества к государственным служащим. Реакцией на падание доверия общества в отно­шении честности государственных служащих яви­лось создание Президентом США Дж. Бушем пре­зидентской комиссии по реформе закона об этике в федеральных органах. Сформулированные этой комиссией предложения побудили конгресс принять в 1989 г. Закон "О реформе закона об этике". Дан­ный акт внес некоторые изменения в нормы, регулирующие этику поведения должностных лиц, и распространил положения закона об этике на все ветви федеральной власти — законодательную, ис­полнительную и судебную Законом были установ­лены нормы этики, которыми обязаны руководство­ваться должностные лица всех трех ветвей власти. Были также созданы специальные ведомства, при­званные осуществлять контроль за соблюдением этических норм Так, контроль был возложен: а) в отношении членов и сотрудников аппарата Палаты представителей конгресса — на комитет по стан­дартам официального поведения сотрудников па­латы представителей конгресса США; б) в отноше­нии сенаторов и сотрудников сената — на комитет сената США по этике; в) в отношении федераль­ных судей и сотрудников аппаратов судов — на ад­министративное управление судов США; г) в от­ношении должностных лиц органов исполнительной власти — на Управление по этике в правитель­стве.

Таким образом, каждое ведомство, входящее в систему органов исполнительной власти, имеет специально назначенного сотрудника, которому надлежит координировать и контролировать соблю­дение должностными лицами норм этики внутри ведомства и осуществлять деловую связь данного ведомства с Главным контрольно-финансовым уп­равлением США и с Управлением по этике в пра­вительстве. Само же Управление по этике в пра­вительстве руководит своими представителями в ведомствах, решает проблемы, возникающие в свя­зи с квалификацией нарушений стандартов пове­дения, допускаемых должностными лицами, рас­сматривает наиболее "деликатные" ситуации и ре­шает вопрос о применении в определенных случа­ях уголовной ответственности. Закон и ведомствен­ные правила, предусматривающие "конфликт ин­тересов", помогают различать должное и не долж­ное поведение — между явно ненадлежащим и явно надлежащим поведением должностного лица Подход состоит в том, чтобы определить конфликтность интересов через правила и положения, ко­торые помогут избежать ненадлежащего поведе­ния должностных лиц. Так, должностным лицам запрещено реализовывать свои финансовые инте­ресы, участвуя в делах, на успех которых могут повлиять решения, принимаемые такими должно­стными лицами в ходе выполнения ими своих слу­жебных обязанностей, а также информация, кото­рой эти лица располагают в силу своего служебно­го положения.

Законодательство предусматривает ситуации, когда конфликт интересов возникает: в ходе ис­полнения должностным лицом своих служебных обязанностей и в результате действий лица, уже прекратившего свою службу в органах государственной власти. Законодательство значительно ограничивает право государственного служащего на побочный (по совместительству) заработок. За­работок по совместительству не должен превышать 15% основной должностной оплаты. Это ограниче­ние распространяется на должностных лиц всех трех ветвей власти, за исключением членов сената США. Федеральное законодательство предусматрива­ет ограничения деловой деятельности бывших го­сударственных служащих после их ухода из орга­нов государственной власти. Так, если государствен­ный служащий, находясь на службе, "лично и су­щественно" участвовал в качестве правительствен­ного должностного лица в разрешении конкретных проблем, он не имеет права после выхода в от­ставку официально и в любой форме представлять чьи либо интересы для разрешения органами исполнительной власти таких же проблем в последу­ющем. Этот запрет является постоянным и распро­страняется на действия перед любым ведомством, органом или судом, "в связи с любой процедурой, ходатайством, просьбой о предоставлении или ином определении, контракте, претензии, правовом спо­ре, расследовании или ином вопросе". Если быв­ший государственный служащий "лично и суще­ственно" не занимался данной процедурой, но та­кая процедура "фактически относилась к его офи­циальной ответственности в течение одного года до прекращения такой ответственности", такой быв­ший государственный служащий теряет право за­ниматься практикой указанного рода на период в два года. Бывший государственный служащий не имеет права в течение двух лет после выхода в отставку осуществлять представительскую деятельность при разрешении органами исполнительной власти кон­кретных проблем, которые относились к офици­альному ведению этого государственного служа­щего в течении года, предшествующего прекращению его службы в исполнительной власти. Двух­летний запрет распространяется и на бывших "старших чиновников" исполнительной власти. В течение одного года после выхода в отставку бывший государствен­ный служащий высокого ранга не имеет права; представлять чьи-либо интересы по любому вопросу перед тем ведомством, в котором он служил или каким-либо государственным служащим этого ведомства. Тем не менее закон разрешает делать исключения из этого широкого запрета по этике, распространяя его не на все ведомство. Чтобы предупредить распространение корруп­ции в органах исполнительной власти, закон запре­щает государственным служащим принимать "что-либо, представляющее ценность", от тех, кто заин­тересован в том, чтобы были приняты конкретные официальные решения или меры. Однако закон раз­решает ведомствам, которые осуществляют надзор за соблюдением норм по этике, "издавать разум­ные исключения в отношении таких правил''. В ча­стности, действие запретов на получение подарков не распространяется на: вознаграждения, получе­ние которого государственными служащими пред­писано законом, или любое иное благо, за которое получатель предоставляет законное встречное удов­летворение или на которое он иным образом правомочен; подарки или иные материальные блага, предоставляемые в связи с родством или иными личными, профессиональными или деловыми взаи­моотношениями, независимо от должностного поло­жения получателя; малозначительные блага, свя­занные с личными, профессиональными или дело­выми контактами и не создающие серьезной опас­ности репутации должностных лиц. Федеральное законодательство устанавливает единые для всех трех ветвей государственной вла­сти правила, ограничивающие получение должностным лицом подарков от частных лиц и от организа­ций. Законодательство об этике регламентирует получение подарков следующим образом. Так, се­натор США, а также работающие с ним сотруд­ники его аппарата не должны принимать подарки от частных физических и юридических лиц, кото­рые могут оказаться заинтересованными в одобрении какого-либо постановления или закона.

Стоимость подар­ков, получаемых сенатором из других источников (исключая родственников) в течение календарного года не должна превышать в совокупности 300 долл. Подарки, общая стоимость которых составляет ме­нее 75 долл., не декларируются. Закон об этике налагает ограничения на оплату частным лицам подарков в форме поездок. Сенат установил лимит три дня (и две ночи) для поездок внутри страны и в семь дней (и шесть ночей) для поездок за границу. Эти ограничения распространяются также и на членов семей сенаторов. Член палаты представителей конгресса США имеет право получать подарки в течение кален­дарного года общей стоимостью не более 250 долл. из одного источника. Каждые три года этот лимит пересматривается. Такое ограничение распростра­няется и на сотрудников его аппарата. При этом каждый подарок, включая подарки супругам дол­жностных лиц, "справедливая рыночная цена" ко­торого превышает 100 долл., должен декларировать­ся. Подарки, цена которых в совокупности состав­ляет 100 долл. или меньше, в декларацию не вклю­чаются. Эти ограничения распространяются на все источники получения подарков, за исключением подарков, получаемых от родственников. В исклю­чительных случаях ограничения могут быть сняты комитетом по этике. Таким образом, государствен­ный служащий, а также его супруга (супруг), мо­гут в течение календарного года принять подарки, цена которых в совокупности не превышает 100 долл. Получив подарок выше допустимой стоимос­ти, государственный служащий обязан в течение 60 дней сдать его в соответствующий орган своего ведомства. Законодательством предусмотрено, что вследствие происходящих в стране изменений в индексе покупательной способности цен допусти­мая стоимость подарка должка подвергаться пересмотру каждые три года.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты