Предупреждение и пресечение коррупции в иностранных государствах

Установлены правила, регламентирующие условия получения подарков и наград от представителей иностранных государств. Основные положения, содержащиеся в этих пра­вилах сводятся к следующему. Государственный служащий имеет право принять подарок от пред­ставителя иностранного государства в том случае, если этот подарок предлагается в качестве сувени­ра или в знак вежливости и не превышает "мини­мальной стоимости". Принять подарок выше "ми­нимальной стоимости" должностное лицо вправе, если: такой подарок способствует развитию связей США в сфере науки или медицины; отказ принять подарок может причинить обиду дарителю и тем самым повлиять на международные связи США.


Согласно уголовному законодательству Канады, должностными преступлениями являются: "подкуп должностных лиц", "обман правительства", "зло­употребление доверием, совершенное должностным лицом", "торговля влиянием”. Наряду с этим в 1985 г. в Канаде принят Кодекс, содержащий правила по­ведения, которыми обязаны руководствоваться все государственные служащие в случае возникнове­ния конфликта между их служебными обязаннос­тями и личными интересами. По мысли законода­теля, цель указанных правил — "повышение дове­рия общества к государственному аппарату и веры в честность его служащих". Кроме того правила направлены на профилактику перечисленных выше преступлений, установление четких норм поведе­ния всех государственных служащих в части "кон­фликта интересов" на государственной службе и после ее оставления, "минимизации возможности их возникновения и разрешения в случае возникнове­ния в интересах общества" Данный Кодекс состоит из четырех частей. В первой части сформулированы общие принципы поведения, которыми обязаны руководствоваться государственные служащие. Так, государственный служащий обязан делать все необходимое, чтобы исключить реальную возможность возникновения "конфликта интересов", его видимости, а также создания условий для его возникновения. Государ­ственный служащий, помимо норм, содержащих­ся в кодексе, должен соблюдать все требования законодательного поведения, прямо касающиеся его ведомства, а также законодательство своей страны и международно-правовые акты о правах человека и гражданина. Государственные служащие обязаны выполнять должностные функции и вести частные дела та­ким образом, чтобы сохранять и укреплять веру общественности в честность, объективность и бес­пристрастность правительства. Ни профессиональ­ная, ни частная деятельность не должны вызы­вать у общественности никаких сомнений в ее за­конности и обоснованности. Но для достижения этого недостаточно лишь строгого соблюдения законода­тельства. Канадским государственным служащим не рекомендуется иметь частные интересы, за исклю­чением разрешенных кодексом, которые могут пря­мо и существенно касаться ведомства, в котором они работают, при условии, что они лично уча­ствуют в осуществлении соответствующих действий. При поступлении на государственную службу служащие обязаны так реорганизовать свои частные дела, чтобы исключить возможность возникнове­ния "конфликта интересов". Если он все-таки воз­ник, его следует разрешить в интересах общества. Государственные служащие не имеют права принимать различные подарки (добиваться их), подно­шения, стоимость которых может быть выражена в денежной сумме. Им не разрешается отклоняться от своих обязанностей для оказания помощи част­ным предприятиям или лицам в их делах с правительством, если в результате этого предприятие или лицо получат со стороны последнего предпочтитель­ное отношение к себе по сравнению с другими. Государственные служащие не вправе созна­тельно извлекать материальную выгоду из инфор­мации, которая еще не обнародована и стала им известна в результате выполнения своих служеб­ных обязанностей. Государственные служащие не должны допускать использование государственной собственности для любых других целей, кроме тех, для которых она официально предназначена. После оставления государственной службы служащие
не должны пытаться извлечь какие-либо преимущества из факта предыдущего их пребывания на должности. Кроме того, государственные служащие обя­заны раз в год проверять свои частные дела с точки зрения их соответствия Кодексу, а ведомства — организовывать его изучение персоналом.

Вторая часть Кодекса содержит конкретные требования, предъявляемые к повседневной деятель­ности государственного служащего. По мысли зако­нодателя профилактика "конфликта интересов" — это процедурные и административные требования, которым должен подчиняться государственный слу­жащий, цель этих требований — максимально сни­зить вероятность возникновения ''конфликта инте­ресов" и разрешать их в интересах общества. В со­ответствии с Кодексом государственный служащий в течение 60 дней после назначения на службу обя­зан представить уполномоченному на то должност­ному лицу подробный конфиденциальный доклад о своем имуществе и обо всех прямых и существенных обязательствах, способных противоречить его должностным интересам. К перечисленным видам имущества и обязательствам относятся: свободно продающиеся акции и облигации корпораций; владение акциями или контроль над ними этих компа­ний или различных частных компаний, в том числе выполняющих государственные заказы.


Одним из эффективных методов предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы США и Канады является: а) наложение запретов или ог­раничений на участие должностных лиц в официальных мероприятиях, в отношении которых у этих лиц имеется существенная прямая или косвенная финансовая заинтересованность; б) наложение запретов или ограничений на участие должностных лиц в мероприятиях, являющихся предметом финансовой заинтересованности со стороны физических или юридических лиц, с которыми эти должностные лица ведут переговоры о поступлении на работу; в) наложение ограничений на деятельность бывших государственных служащих, если они представляют частные или личные интересы, ходатайствуя перед правительственным ведомством или министерством, в котором они раньше работали, подобные ограничения могут включать запрет на участие таких должностных лиц в делах, которые они раньше лично курировали, а также запрет на защиту ими частных интересов, посредством неправомерного использования своего влияния на правительственное ведомство или министерство, в котором они раньше работали, равно как и на использование конфиденциальной информации или информации, получаемой в ходе исполнения официальных функций на предыдущей работе в органах государственной вла­сти; г) наложение запретов и ограничений на полу­чение подарков и других благ; д) установление ограничений на неправомерное использование государственного имущества и ресурсов в частных интересах и др.

Третья часть Кодекса содержит требования к поведению служащего после оставления им госу­дарственной службы, цель которых — свести к ми­нимуму возможности возникновения у него еще на государственной службе реального, потенциально­го или явного "конфликта интересов", имея в виду его будущее трудоустройство за пределами госу­дарственной службы, получения после увольнения предпочтительного положения или возможности доступа в правительственные учреждения от име­ни негосударственной организации, извлечения личных выгод из обладания информацией, ставшей ему известной как государственному служащему, использование должности как несправедливого преимущества в поисках трудоустройства после ос­тавления государственной службы. Для достижения перечисленных целей государственный служащий при выполнении своих обязанностей не вправе ис­пользовать их для поиска и обеспечения будущего трудоустройства вне государственной службы. Предложения или планы трудоустройства вне го­сударственной службы не должны влиять на его официальные действия. Он обязан немедленно пись­менно докладывать уполномоченному лицу своего ведомства все предложения частных фирм о буду­щем трудоустройстве, которые могут поставить их в ситуацию "конфликта интересов". Если должнос­тное лицо установит, что государственный слу­жащий участвует в значительных официальных действиях его будущего нанимателя, при первой же возможности ему должны быть поручены дру­гие функции.

Бывшему государственному служащему кате­горически запрещается выступать от имени любо­го лица либо негосударственной организации в от­ношении любой процедуры, сделки или перегово­ров, в которых одна сторона — правительственное учреждение, в том случае, если он, будучи госу­дарственным служащим, выступал по этому делу от имени правительственного учреждения или дей­ствовал как его советник. В течение года после ос­тавления государственной службы бывший государ­ственный служащий не имеет права, принимать предложения о трудоустройстве в организацию, с которой он в течение года перед увольнением вел дела от имени государственного ведомства; пред­ставлять любое лицо или организацию в делах с любым другим правительственным учреждением, если в течение года перед увольнением он офици­ально сотрудничал с этим учреждением; консуль­тировать с коммерческой целью любую организа­цию, ведущую дела с правительственным учреждением, в котором он ранее работал, либо с уч­реждением, с которым вел дела от имени прави­тельственного органа в течение года перед уволь­нением со службы По просьбе государственного служащего огра­ничительный срок может быть уменьшен При этом принимаются во внимание различные факторы, например возможность получения несправедливо­го коммерческого преимущества новым работода­телем, принявшим на работу бывшего государствен­ного служащего, реальное влияние, которым об­ладал последний на государственной службе, а так­же другие обстоятельства.

Государственный служащий, не выполняющий
требования третьей части Кодекса, подлежит дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения. Перед окончательным увольнением государственного служащего должностное лицо проводит с ним собеседование с целью напомнить о требованиях к его поведению после увольнения и тем самым об­
легчить ему их выполнение.

Четвертая часть Кодекса устанавливает минимальные отличия в порядке приема на работу и увольнения со службы некоторых категорий государственных служащих, а также определяет права и обязанности сторон в смысле соблюдения правил о «конфликте интересов».

В приложении к Кодексу содержится перечень страховых и доверительных фондов, необходимых государ­ственным служащим для помещения своего иму­щества, порядок владения которым реорганизует­ся ими в соответствии с правилами о предотвраще­нии "конфликта интересов".

Резюмируя вышеизложенное, необходимо от­метить, что законодательства США и Канады, рег­ламентирующие порядок прохождения государ­ственной службы, включают в себя административные кодексы и этические нормы поведения, не до­пускающие конфликта интересов на государственной службе, обеспечивающие надлежащее использование государственных ресурсов и требующие достижения самого высокого уровня профессионализма и честности среди сотрудников.

Как мы можем видеть, законодательства США и Канады о государственной службе содержат ряд мер которые могут и должны быть использованы при формировании государственной службы Республики Узбекистан, которая помимо всего прочего должна носить и антикоррупционный характер.


ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ


Во Франции в целях предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы в 60-х гг XX в. было принято решение обязать всех избранных государственных служащих и кадры общественной службы, функции которых подвержены риску коррупции, поскольку от них зависит принятие решений, сообщать о своем имуществе и доходах в независимые инстанции. Помимо этого созданы правовые и организационные основы, обеспечивающие широкую гласность деклараций о доходах и имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата. Разработаны формы подачи информации широкой общественности о соглашениях, подписанных административ­ными учреждениями или о разрешениях, выданных ими. Введены запреты на непосредственную оплату штрафа на месте за нарушение правил уличного движения. В целях повышения эффек­тивности государственного контроля как способа предупреждения и пресечения коррупции в систе­ме государственной службы было принято реше­ние увеличить численность и повысить квалифи­кацию работников префектур, занятых в службах контроля за соблюдением законности, а также пре­доставить службам префектур право отсрочки ак­тов, содержание которых провоцирует риск коррупции. Правительством Франции было принято решение расширить компетенцию Счетной палаты, а также поддерживать стремление предприятий проводить внутренние аудиты и контрольные ме­роприятия для защиты от риска коррупции своих работников. Помимо вышеизложенного правитель­ством Франции было принято решение создать в Министерстве юстиции Центральную службу для борьбы с коррупцией.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты