– согласование экологической политики государств;
– согласование законодательной политики государств в области обеспечения экологической безопасности;
– взаимопомощь государств при ликвидации последствий и предупреждении экологического бедствия;
– широкое участие в международной деятельности в области экологической безопасности;
– обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции;
– государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания человека;
– организация системы государственного экологического мониторинга состояния окружающей природной среды;
– обеспечение полной, достоверной и своевременной информированности граждан, учреждений и организаций об угрозах экологической безопасности [2, с.52].
Таким образом, право на экологическую безопасность и благоприятную окружающую среду – неотъемлемое право каждого человека, которое должно быть реализовано посредством совершенствования государственной политики в области охраны и защиты окружающей среды.
1.2 Понятие и признаки преступления против экологической безопасности и природной среды
Преступления против экологической безопасности и природной среды в теории уголовного права и судебной практике называют еще экологическими преступлениями. Понятие "экологическое преступление" было введено в научный оборот относительно недавно [15, с.27].
В части первой примечания к главе 26 действующего УК впервые в истории уголовного законодательства Беларуси дано законодательное определение данному понятию: "преступлениями против экологической безопасности и природной среды признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от формы собственности" [29].
Также в действующем УК впервые выделен одноименный раздел IX и глава 26 "Преступления против экологической безопасности и природной среды". Такое решение законодателя обусловлено значимостью проблемы охраны окружающей среды, так как в настоящее время во всем мире остро стоит вопрос о сохранении окружающей природной среды как среды выживания человечества [15, с.27].
Следует отметить, что необходимость определения понятия "экологическое преступление" продиктовано, прежде всего, тем, что только правильное понимание и анализ экологических преступлений позволят достичь существенных результатов в борьбе с экологической преступностью. Характеристика противоправного деяния неизбежно связана с эффективностью уголовной ответственности и результативностью применяемых уголовно-правовых санкций. Кроме того, понятие того или иного преступления определяет четкие границы и содержание групп преступлений, которые следует относить к данному виду, что, в свою очередь, может предопределить отношение к ним как к второстепенным, или, наоборот, как к заслуживающим наибольшего внимания со стороны правоохранительных и других специальных органов [27, с.231-233].
Анализ содержания понятия "экологическое преступление" основывается на характеристике таких его черт, как общественная опасность и противоправность.
Следует обратить внимание на характеристику экологических преступлений с точки зрения их общественной опасности. Общественная опасность экологической преступности заключается в том, что данная категория преступлений посягает на экологические интересы общества, заключающиеся в праве на благоприятную окружающую среду, на здоровье и нормальное развитие. Кроме того, необходимость соблюдения баланса между общественным интересом и здоровой окружающей средой есть залог выживаемости человечества в сохранения всего живого на планете.
Количественная характеристика общественной опасности экологических преступлений выражается в ее степени и учитывается законодателем как в санкциях, так и в содержании ответственности за совершенное деяние. Критериями определения степени общественной опасности являются: размеры причиненного вреда (массовая гибель животных, существенное изменение радиоактивного фона, распространение эпидемий, эпизоотии, тяжкие последствия, существенный, значительный вред и т.д.), набор разнообразных квалифицирующих признаков и другие количественные параметры умаления социальной ценности объектов окружающей среды.
В этой связи, с целью уяснения общественной опасности экологических преступлений необходимо учитывать несколько аспектов:
– во-первых, анализ общественной опасности экологических преступлений следует проводить, в первую очередь, по последствиям противоправного деяния, по характеру причиненного вреда;
– во-вторых, необходимо учитывать характер таких противоправных действий (бездействия);
– в-третьих, требуется проведение тщательного анализа объекта посягательства [27, с.233-235].
По характеру и степени общественной опасности экологические преступления, предусмотренные в главе 26 УК относятся к категории преступлений, не представляющих большой общественной опасности, либо менее тяжким преступлениям (ч. 2 и 3 ст. 12 УК). Однако не стоит умалять общественную опасность экологических преступлений. В последнее время человечество столкнулось с трудноразрешимыми экологическими проблемами: тотальным загрязнением окружающей среды, исчезновением многих видов растений и животных, ростом заболеваемости и смертности людей, истощением природных ресурсов и т. д. В этих условиях вред, причиняемый природной среде, поражает различные элементы окружающей среды, оказывает влияние на жизнедеятельность людей. Часто экологический вред является необратимым, он не поддается восстановлению ни силами природы, ни деятельностью человека. Подсчитать экологический ущерб порой практически невозможно (например: выведение из оборота участка земли вследствие радиоактивного загрязнения) [15, с.27].
Также для формулирования понятия экологических преступлений необходимо остановиться на их характеристике с точки зрения противоправности. Противоправность – достаточно сложный феномен; по большей части она трактуется как запрет общественно-опасного деяния уголовным законом под угрозой наказания. Однако в случае с экологическими преступлениями следует обратить внимание, что их бланкетность заставляет обращаться к другим законам и нормативным актам. Поэтому в данном случае будет иметь место смешанная противоправность, поскольку состав преступления и ответственность за него регулируются нормами разных отраслей права (природоохранного, земельного, водного, и т. д.). Вследствие этого, анализируя противоправность того или иного экологического преступления правоприменитель должен:
– во-первых, определить круг нормативно-правовых актов, которым регулируется данное поведение;
– во-вторых, произвести определенный анализ тех правил охраны окружающей среды, на которые ссылается уголовный закон и в результате нарушения которых наступили те или иные последствия;
– в-третьих, проверить применяемые нормативно-правовые акты или правила, на которые ссылается законодатель, соответствуют ли они Конституции Республики Беларусь, другим законам, включая и анализ порядка их принятия и введения в действие [27, с.235-236].
Можно сказать, что уяснение понятия "экологические преступления" невозможно без уяснения их родовых признаков. То есть, во-первых, необходимо установить родовой объект и предмет экологических преступлений, а во-вторых, раскрыть объективные и субъективные свойства данной группы преступлений [27, с.232].
Родовой объект рассматриваемых преступлений представляет собой охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения, сложившиеся в процессе рационального использования природных ресурсов и сохранения качественно благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечение экологического правопорядка и безопасности населения.
Непосредственным объектом выступают общественные отношения в сфере охраны и рационального использования отдельных видов природных богатств и обеспечения экологической безопасности населения [4, с.170].
Анализ преступлений, предусмотренных главой 26 УК, дает основание для классификации экологических преступлений по групповому (видовому) объекту на преступления против экологической безопасности и преступления против природной среды.
По непосредственному объекту преступления против экологической безопасности можно разделить на:
– преступления, посягающие на экологическую безопасность при осуществлении специальных видов деятельности (ст. 265-267, 278, 279 УК);
– преступления, нарушающие конституционное право граждан на получение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды (ст. 268 УК).
Преступления против природной среды можно дифференцировать на:
– преступления, посягающие на природные объекты неживой природы (т.е. преступления, причиняющие вред земле, недрам, водам, атмосферному воздуху (ст. 269-274 УК);
– преступления, посягающие на растительный мир (ст. 275-277, 278 УК);
– преступления, посягающие на животный мир (ст. 281-284 УК);
– преступления, посягающие на особо охраняемые объекты и территории (ст. 263, 264 УК).
Многие экологические преступления являются предметными. Предметом экологических преступлений в некоторых составах выступают компоненты окружающей природной среды (животные, растения и т.д.), в некоторых – продукты человеческой деятельности, оказывающие вредное воздействие на состояние окружающей природной среды и ее элементов (отходы, экологически вредные вещества и материалы, биологические агенты и токсины и т. д.).
Объективная сторона экологических преступлений выражается в противоправном нарушении природоохранительного и природоресурсного законодательства и иных общеобязательных правил, установленных подзаконными нормативными актами.
В более общем виде для объективной стороны характерно наличие трех элементов:
– противоправность поведения;
– причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;
– причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права [28, с.372].
По конструкции объективной стороны большинство рассматриваемых составов имеют материальную модель. Формальную модель имеют составы сокрытия либо умышленного искажения сведений о загрязнении окружающей среды (ч. 1 ст. 268 УК), нарушения правил охраны недр (ч. 1 ст. 271 УК), незаконной добычи рыбы или водных животных (ч.1 ст. 281 УК), незаконной охоты (ч. 1 ст. 282 УК). Составы нарушения требований экологической безопасности (ч. 2 ст. 265 УК), прием в эксплуатацию экологически опасных объектов (ч. 2 ст. 266 УК) и нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами (ч. 1 ст. 278 УК), заведомо создавшие угрозу наступления общественно опасных последствий, указанных в законе, относятся к так называемым составам поставления в опасность [15, с.28].
По субъективной стороне экологические преступления характеризуются наличием как умышленной, так и неосторожной вины. В большинстве составов умышленная вина представлена в форме косвенного умысла, когда лицо осознает общественную опасность нарушения им правил охраны окружающей среды, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично. Смерть человеку в результате совершения экологического преступления причиняется по неосторожности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10