Преступления против экологической безопасности и природной среды

К зверям и птицам, охота на которых в Республике Беларусь полностью запрещена, относятся животные, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь, а также другие животные, в отношении которых действующим законодательством запрещены все виды охоты [16, с.620].

Ч. 3 ст. 282 предусматривает незаконную охоту с использованием механического наземного, водного или воздушного транспортного средства, либо совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере [29].

Под использованием механического наземного, водного или воздушного транспортного средства следует понимать применение их в качестве орудия преступления непосредственно в процессе охоты.

Это означает, что транспортные средства расцениваются как орудие незаконной охоты в том случае, если они использовались в качестве средства преследования, выслеживания, загона диких зверей или птиц.

В том случае, если при незаконной охоте путем обмана или злоупотребления доверием лица использовались не принадлежащие виновному транспортные средства и собственнику этих средств был причинен ущерб в значительном размере, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений ст. 282 и 216.

Ч. 2 и 3 ст. 282 применяются независимо от того, привлекалось или не привлекалось виновное лицо к административной ответственности.

Незаконная охота, совершенная с использованием незаконно изготовленного гладкоствольного охотничьего оружия, требует дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 295.

В том случае, если незаконная охота совершена с использованием незаконно изготовленного или приобретенного иного огнестрельного оружия, боевых припасов к нему, взрывчатых веществ или взрывных устройств, действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений: ст. 282 и ч. 2 ст. 295 (при отсутствии иных отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 295) [16, с.622].

Подводя итоги, можно сказать, что животный мир представляет собой неотъемлемую часть биосферы и играет значительную роль в природе и жизни человека, поэтому преступления посягающие на сохранность и рациональное использование животного мира наносят огромный вред биологическому разнообразию, а следовательно и состоянию окружающей природной среды.


2.2.4 Преступления, посягающие на особо охраняемые объекты и территории

Особо охраняемые природные территории занимают свыше 7% Государственного земельного фонда республики.

Под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования, при этом основной целью объявления территорий особо охраняемыми природными территориями является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия [8, с.106].

УК содержит ряд составов, предусматривающих ответственность за преступления, посягающие на особо охраняемые объекты и территории. К их числу относятся:

1) Умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов (ст. 263 УК)

Ст. 263 предусматривает ответственность за умышленное уничтожение либо повреждение памятников природы или других особо охраняемых природных объектов и комплексов.

Памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений [23].

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства.

Природный комплекс – это функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками [26].

К другим особо охраняемым природным объектам и комплексам относятся уникальные либо типичные, ценные в научном, культурно-познавательном плане природные объекты и комплексы, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования (например, растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь).

Под уничтожением особо охраняемого объекта или комплекса понимается такое воздействие на них, при котором они навсегда утрачивают свою ценность либо при котором нарушается экологический баланс природного объекта или комплекса.

Повреждение – это такое изменение объекта (комплекса) либо его части, которое существенно снижает его ценность как особо охраняемого объекта (комплекса).

Способы воздействия могут быть самые различные (механические, химические, биологические и т.д.).

Данное преступление может быть совершено только умышленно: лицо сознает, что воздействует на соответствующий природный объект (комплекс), предвидит, что его деяние влечет уничтожение или повреждение природного объекта (комплекса), и желает либо сознательно допускает наступление таких последствий или относится к этому безразлично.

Мотивы совершения этого преступления на квалификацию не влияют.

Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16 лет.

В случае, если должностное лицо с использованием своих служебных полномочий либо превышая служебные полномочия совершило данное преступление, ответственность наступает по совокупности преступлений: за умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемого природного объекта (ст. 263 УК) и за соответствующее преступление против интересов службы.

Ответственность по ст. 263 наступает при отсутствии признаков более тяжкого преступления. Так, если масштабы умышленного уничтожения или повреждения особо охраняемых природных объектов или комплексов создали угрозу экологической катастрофы, то действия виновного лица должны квалифицироваться как экоцид (ст. 131 УК) [16, с.567].

Добыча рыбы или водных животных, заведомо для виновного занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, либо добыча зверей и птиц, охота на которых в Республике Беларусь полностью запрещена, должны квалифицироваться по специальным нормам УК: ч. 2 ст. 281 или ч. 2 ст. 282.

Умышленное уничтожение или повреждение памятника природы, который одновременно является памятником истории и культуры, образует идеальную совокупность преступлений и требует квалификации по ст. 263 и ст. 344 [16, с.568].

2) Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов (ст. 264 УК)

В целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия определенные территории признаются законодательством Республики Беларусь особо охраняемыми.

Особо охраняемыми природными территориями являются участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования [23].

Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. №3335-XII "Об особо охраняемых природных территориях" определяет следующие категории особо охраняемых природных территорий: заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы [16, с.568].

Заповедник – особо охраняемая природная территория республиканского значения, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов [23].

В ст. 264 идет речь о природных, в том числе биосферных, заповедниках. Умышленное уничтожение или повреждение историко-культурных заповедников влечет ответственность по ст. 344 [16, с.568].

Национальный парк представляет собой объявленную особо охраняемой территорию для сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях.

Заказником является особо охраняемая природная территория, объявленная таковой с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов [23].

К другим особо охраняемым территориям относятся территории, подлежащие специальной охране: курортные зоны, зоны отдыха, прибрежные полосы рек и водоемов, зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, леса зеленых зон городов и других населенных пунктов и иные территории, для которых установлен специальный режим охраны и использования [26].

В отношении особо охраняемых природных объектов или территорий действующим законодательством установлен специальный режим регулируемого использования и охраны, который представляет собой совокупность запретов либо ограничений в использовании соответствующего природного объекта или территории в целях выполнения возложенных на них задач [16, с.569].

Нарушение режима особо охраняемых природных объектов и территорий представляет собой невыполнение требований, предусмотренных соответствующим актом законодательства и может быть выражено как в действии, так и в бездействии (например, неприятии уполномоченным лицом мер по обозначению границ особо охраняемой территории).

Данное преступление будет юридически оконченным с момента причинения ущерба в крупном размере.

Под ущербом понимается экономический вред, представляющий собой реальные прямые убытки, которые исчисляются исходя из стоимости имущественных потерь в природной среде либо расходов на восстановление функций природного объекта или территории [16, с.570].

Крупным размером признаётся размер ущерба на сумму в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления [29].

Если нарушение режима особо охраняемых природных территорий не повлекло причинения ущербы в крупном размере, то содеянное образует собой административное правонарушение.

Ответственность по ст. 264 наступает при наличии необходимой причинной связи между конкретным нарушением режима особо охраняемого природного объекта или территории и ущербом, причиненным в крупном размере.

Нарушение режима соответствующего природного объекта или территории может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности. По отношению к последствиям вина может быть как умышленной, так и неосторожной.

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В случае если должностное лицо совершило нарушение режима соответствующего природного объекта или территории с использованием своих служебных полномочий, то содеянное требует дополнительной квалификации за соответствующее преступление против интересов службы.

Незаконные порубка либо добыча рыбы или водных животных на особо охраняемых территориях должны квалифицироваться соответственно по ст. 277 или 281 при наличии условий, указанных в данных статьях.

Нарушение режима заповедника, национального парка или заказника, выраженное в незаконной охоте на названных территориях, влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 282 [16, с.570].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты