Преступления против интересов службы

Взятка – это различного рода выгоды материального характера, получаемые должностным лицом за выполнение либо невыполнение в интересах дающего или представляемых им лиц каких-либо действий (бездействия), если такое деяние входит в служебные полномочия субъекта либо он в силу должностного положения может способствовать таким деяниям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе [9, с. 609].

Внешне взятка напоминает договор дарения, хотя по существу не имеет с ним ничего общего.

В отечественной и зарубежной литературе имеются различные классификации взяток. Так, американский исследователь В. Рейсман выделяет три типа взятки:

- деловые – платеж государственным служащим с целью обеспечения и ускорения выполнения ими своих должностных обязанностей;

- тормозящие – плата должностному лицу за приостановку действия соответствующей нормы или неприменение ее в деле, где она в принципе должна быть применена;

- прямой подкуп – это покупка не услуги, а самого служащего. Ее целью является приобретение должностного лица с тем, чтобы оно, оставаясь на работе в государственных или муниципальных организациях и внешне соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах взяткодателя. Эту взятку А. Яковлев очень точно назвал «тотальным подкупом».

По предмету взятки делятся на три вида:

деньгами и ценными бумагами,

предметами, имеющими материальную ценность.

По способу вручения различают два вида взяток:

явная, при которой, вручая предмет взятки должностному лицу, оговаривают те деяния, которые от него требуются;

завуалированная, которую маскируют под передачу денег в долг, подарок к торжественным датам, фиктивно оформленную страховку, проигрыш в карты и т. п.

По времени вручения выделяют два вида взяток:

взятка-подкуп, вручаемая до совершения должностным лицом желаемого деяния;

взятка-благодарность, которая передается после выполнения обусловленных действий. На наш взгляд, передачу такого вознаграждения можно признать взяткой лишь в случае, если она была заранее оговорена между взяткодателем и взяткополучателем. В противном случае мы имеем дело с гражданско-правовым договором дарения.

Любой вид взятки обладает следующими признаками:

это должно быть имущественное вознаграждение;

оно вручается должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления;

передача вознаграждения обусловлена совершением либо несовершением в интересах дающего каких-либо действий, которые входят в компетенцию данного должностного лица [17, с. 611-612].

Взяточничество широко исследовалось, определялись его характерные черты, выделялись определенные признаки, виды взяточничества, чтобы наиболее глубоко изучить данную «болезнь» и найти средства борьбы с ней.

Получение взятки — это принятие должностным лицом для себя или своих близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (3, ст. 430).

Получение взятки — специальный вид злоупотребления властью или служебными полномочиями. Момент злоупотребления властью или служебными полномочиями при получении взятки (несоответствие их интересам службы) заключается в том, что должностное лицо получает материальное вознаграждение, официально не предусмотренное для него в связи с занимаемой им должностью, за использование служебных полномочий в интересах дающего такое вознаграждение безотносительно к тому, являются законными или незаконными соответствующие действия по службе, совершаемые за взятку.

Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.) (7, п.5).

Хочется отметить, что определение предмета взятки является одним из спорных вопросов в юридической литературе.

Некоторые криминалисты придерживаются мнения, что «предмет - это реализация объекта, то есть тех общественных отношений, которые его создают». Однако передаваемые взяткополучателю материальные ценности лишь меняют своего собственника, каких-либо изменений не претерпевают, посягательства на себя не терпят, поэтому можно сделать вывод о том, что предмет взятки находится вне объекта. Как правильно подчеркивает Н.А.Бабий, «объект отвечает на вопрос: что нарушается преступлением, а предмет отвечает на вопрос: воздействием на что нарушается объект». Вместе с тем С.В.Бакланов считает, что «все те ценности или материальные блага, которые передаются взяткодателем взяткополучателю, являются средством совершения преступления, и называть их предметом взятки будет не совсем правильно, так как нельзя назвать отмычку, которой преступник вскрывает замок, предметом кражи». По мнению А.К.Квициния, «предмет взятки - это именно средство, и нужно, учитывая содержание объекта взяточничества, выяснить, каким может и должно быть это средство, чтобы быть способным причинить ущерб объекту», «предмет взятки - это то, что находится вне общественных отношений и является средством совершения взяточничества». Однако таким образом необоснованно отождествляются понятия предмета взятки со средством совершения преступления. В Толковом словаре русского языка Д.М.Ушакова средство определяется как «способ действий для достижения чего-нибудь». Если объектом преступления являются общественные отношения, то предметом преступления - материальные вещи [13, c.57].

В действующем уголовном законодательстве предмет взятки определяется в виде материальных ценностей или приобретении выгод имущественного характера. Как справедливо писал еще А. Эстрин, взяточничество - это «торговля должностным лицом своей должностью, с превращением им своего должностного положения в источник обогащения» [13, c.57]. Тем не менее, некоторые криминалисты все же придерживаются мнения о том, что понятие материальной ценности предмета взятки должно трактоваться более широко, то есть необязательно, чтобы вещь имела ценность, выраженную в денежной единице, или имелась возможность ее реализации, достаточно, что она имеет ценность для взяткополучателя. При подобном чрезмерно широком понимании к предметам взятки можно отнести и предметы, имеющие ценность только для взяткополучателя, например, имеют ценность для человека фотографии близких людей из прошлого, предметы их обихода и так далее, которые не могут быть оценены в денежном выражении, однако для должностного лица представляют несомненную ценность. Профессор В. Меньшагин совершенно прав, отмечая, что к предмету взятки можно отнести либо материальные ценности - деньги, вещи, продукты, материалы и тому подобное, либо получение должностным лицом каких-либо материальных услуг. Более того, в основе понятия взятки лежит корысть, подкуп должностного лица. Само слово «взятка» по словарю русского языка С.И.Ожегова означает деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. За вещь либо за иную выгоду имущественного характера взяткополучатель при других условиях должен был бы заплатить или потратить определенную сумму денег, как точно и кратко отмечает В.Е.Мельникова: «Взятка - конкретная выгода имущественного содержания, извлекаемая должностным лицом из своего служебного положения» [13, c.58].

В частности, предметом взятки, как видно из судебной практики, являлись деревообрабатывающий станок, бутылка вина, два смесителя для ванны, жеребенок, аудиоплеер, газовый пистолет и чехлы для автомашины, бутылка шампанского и другие предметы. По данным официальной судебной статистики в Республике Беларусь предметом взятки в 83% случаев являются деньги. Согласно статистическим данным проведенного обобщения уголовных дел по взяточничеству в Минской области за 2001 год, в 62,5% случаев взятка предоставлялась в виде долларов США, при этом наиболее часто в качестве предмета взятки фигурируют 100 долларов США. Следует отметить, что взяткой могут выступать и предметы, ограниченные или запрещенные к обращению, например, наркотические средства, драгоценные камни, огнестрельное оружие. Так, по одному из уголовных дел в качестве взятки передавалось 40 литров самогона.

При этом, исходя из характера материального блага, предмет взятки может быть передан во временное пользование без приобретения на него должностным лицом права собственности. В частности, автомашина, отданная в распоряжение должностному лицу по доверенности, будет предметом взятки, точно также взяткой является и предоставление для временного проживания квартиры или дачи без надлежащей арендной платы. Причем, под взяткой понимается не только получение материального вознаграждения, но и освобождение должностного лица от обязательств имущественного характера, а также оплата вещи или услуги по символической цене, не соответствующей их реальной стоимости, а равно продажа и реализация вещи или услуги по завышенным ценам.

В., работая старшим налоговым инспектором, получал взятки от частных предпринимателей в виде выгод имущественного характера от комиссионной продажи своих личных вещей по явно завышенной цене указанным лицам за укрывательство выявленных нарушений налогового законодательства.

Между тем, услуга как объект гражданских прав заключается в совершении определенных действий, некоторые их них могут и не иметь материального воплощения, например, медицинские, информационные. Тем не менее, такого рода услуги поддаются имущественной (стоимостной) оценке в денежном эквиваленте и поэтому могут, по нашему мнению, выступать в качестве предмета взятки. Когда должностное лицо публикует объявление о продаже своего дома, то поиск клиентов по его приобретению и соответствующие услуги могут быть предметом взятки, как и публикация рекламных материалов в газете за совершение обусловленных служебных действий, предоставление медицинских услуг - лечение в клиниках за символическую плату, проведение оплаченной операции или ее удешевление для должностного лица в частной клинике и тому подобное.

Как считает К.С.Соловьев, не могут рассматриваться в качестве предметов взятки услуги интимного характера [13, c.58]. Однако обоснованность подобной позиции подвергается сомнению. При анализе ситуации, когда должностное лицо приглашается для «отдыха» в баню или иное увеселительное заведение, где «девушки легкого поведения» за полученное от заинтересованного в служебных действиях должностного лица вознаграждение, предоставляют тому различного рода сексуальные услуги, и после такого «отдыха» должностное лицо совершает обусловленное или ожидаемое от него действие, несомненно, для должностного лица определяется выгода имущественного характера, поскольку оно осознает безусловно стоимостный характер предоставляемых ему сексуальных услуг, и что подобные сексуальные услуги невозможно было получить без надлежащей оплаты их со стороны взяткодателя. Должностное лицо прекрасно сознает, что за организацию подобного «отдыха» заинтересованным лицом (взяткодателем) тратятся деньги, и к тому же немалые. И вряд ли можно в таком случае считать подобное поведение взяткодателя бескорыстным, равно как и последующее служебное поведение должностного лица, не обусловленное происшедшим. Более того, представляется обоснованным мнение о том, что платная сексуальная услуга, независимо от легализации проституции в государстве, объективно представляет собой услугу имущественного (материального) характера. Вряд ли можно признать такую услугу неимущественной лишь потому, что проституция запрещена законом. Следует отметить, что когда тот, кто заинтересован в совершении обусловленных от должностного лица служебных действий, сам оказывает должностному лицу интимные услуги, то такого рода услуги, несомненно, не могут иметь стоимостного выражения, не являются взяткой. В подобных случаях, при наличии соответствующих признаков, не исключается ответственность должностного лица по ст.170 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) за понуждение к действиям сексуального характера при использовании должностным лицом служебной, материальной или иной зависимости понуждаемого лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты