Преступления против семьи

Подмена ребенка может образовывать совокупность с иными преступлениями, в частности с торговлей несовершеннолетними, неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, вымогательством, похищением человека.

Проведенное исследование преступлений, нарушающих право несовершеннолетнего проживать с родителями и воспитываться в семье позволяет нам предложить собственную редакцию статьи 153 УК РФ, изложив диспозиции статьи в следующей редакции: «Подмена лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, совершенная из корыстных или иных личных побуждений, - ».


2.2 Посягательство на семейную тайну


Создание надежной системы информационной безопасности актуально для различных сфер правового регулирования. Частью 1 ст. 24 Конституции РФ запрещены сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Сведения, содержащие персональные данные, признаются охраняемой информацией в нормах значительного количества отраслей права. Так, в Трудовой кодекс РФ впервые включена глава «Защита персональных данных работника»; в Кодекс об административных правонарушениях РФ — ряд норм, охраняющих персональную информацию (ст. 13.11, 13.14 и др.). Уголовный кодекс предусматривает ответственность за нарушение порядка обращения с охраняемой персональной информацией (ст. 137, 138, 155, 272, 273, 274, 292, 327 и др.).

Одним из видов охраняемой персональной информации является тайна усыновления (удочерения), разглашение которой признается преступлением, предусмотренным в ст. 155 УК РФ. Общественная опасность этого деяния характеризуется тем, что нередко оно совершается в совокупности с иными, более тяжкими преступлениями: должностными злоупотреблениями, похищением, торговлей, незаконным усыновлением детей и другими. Можно предположить, что недостаточная защищенность государством тайны усыновления является одним из факторов, снижающих общее количество усыновлений в России.

Несмотря на наличие ряда норм различных отраслей действующего законодательства, направленных на охрану тайны усыновления, ряд моментов этой процедуры еще не урегулирован, о чем свидетельствует и высокая латентность преступлений, предусмотренных ст. 155 УК РФ. Так в России в 2000 г. по указанной статье было осуждено 36 человек, в 2001 - 16, в 2002 - 15, в 2003 - 103[63]. Представляется недостаточным внимание законодателя и правоприменителя к охране информационного оборота в делах по усыновлению.

Представляется, что формулирование уголовно-правовой нормы, предусматривающей незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи (ст. 154 УК) было вызвано тем, что в России большое распространение получили злоупотребления, подлоги, иные незаконные действия с несовершеннолетними. Так в письме Министерства образования РФ от 2 апреля 1997 г. «О порядке предоставления информации о детях, подлежащих усыновлению» как нарушение действующего законодательства рассматривались факты незаконного размещения в компьютерной сети Интернет рядом организаций США, специализирующихся на усыновлении детей, сведений о российских детях, оставшихся без попечения родителей. При этом было установлено, что указанная информация была неправомерно скопирована из региональных и федерального банков данных России[64].

По общему правилу процедура усыновления направлена на удовлетворение естественного стремления ребенка воспитываться в семье, улучшение его материального, морального положения, т, е. усыновление позволяет полнее обеспечить охрану всей совокупности личных прав несовершеннолетнего. В нашем обществе институт усыновления предусматривает правило, по которому усыновленный ребенок должен ощущать себя более защищенным в случае отсутствия у него достоверных сведений о некровном родстве с родителями, так как он считает себя равным как в семье по сравнению с другими детьми, так и в обществе. При этом важно создать безопасные условия для усыновителей, исключающие страх перед возможными последствиями нарушения тайны усыновления, например в случае физиологической несостоятельности лиц как родителей. В ряде стран не существует тайны усыновления. Так в США некровнородственный ребенок с раннего детства знает о приемных родителях и со всеми празднует День Приемной матери.

Проанализируем нормативные акты, предусматривающие нормы об охране информации об усыновленных детях, детях, оставшихся без попечения родителей. Основным международно-правовым актом в данной области является «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления», принятая в Гааге 29 мая 1993 г., которая предусматривает, что компетентные власти договаривающихся государств обеспечивают сохранность имеющейся у них информации относительно происхождения ребенка, в особенности сведений о личных данных его или его родителей, медицинских данных (ст. 30.1), а также обеспечивают доступ ребенка или его представителя к такой информации под надлежащим надзором и в той степени, в какой это допускается законодательством этого государства (ст. 30.2).

В России законодатель последовательно признает тайну усыновления охраняемой информацией и регулирует ее оборот нормами различных отраслей права. Например, ст. 257 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работникам, усыновившим ребенка, предоставляются отпуска в размере 70 календарных дней, а при усыновлении двух и более детей — 110 календарных дней[65]. При этом лица, осведомленные об усыновлении ребенка (детей), при оформлении отпусков обязаны сохранять тайну усыновления[66]. Круг таких лиц достаточно широк: это врачи, медицинские сестры, начальники отделов кадров, руководители предприятий, учреждений, организаций. В ст. 139 Семейного кодекса сказано, что тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять его тайну[67].

Сама процедура усыновления, с одной стороны, достаточно сложна и требует оформления большого количества документов, что обусловлено важностью принятия правильного решения при определении дальнейшей судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. С другой стороны, сбор, оценка, передача, заверение, хранение большого количества документов усложняет их охрану от недобросовестных должностных лиц, лиц, имеющих доступ к их проектам и к готовым документам. Сотрудники домов ребенка, школ, детских садов, загсов, паспортно-визовой службы, органов народного образования различного уровня, судьи, прокуроры при выполнении своих должностных обязанностей становятся носителями информации о потенциальном или свершившемся факте усыновления.

При совершении процедуры усыновления собирается персональная информация, содержащаяся в большом количестве документов, которые составляются, хранятся должностными лицами, служащими, иными субъектами. Так, сначала информация о ребенке, оставшемся без попечения родителей, собирается в детских домах, домах ребенка, школах, детских садах, родильных домах. Учет детей, подлежащих усыновлению, ведется в районных, городских отделах народного образования согласно «Инструктивно-методическим рекомендациям по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних» от 31 января 1991 г.В указанных организациях информация обрабатывается для передачи в Министерство образования Российской Федерации, формирующее федеральный банк данных. Согласно постановлению Правительства РФ от 3 августа 1996 г. «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» в функции министерства входит ведение учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; подборка кандидатуры для лиц, обратившихся в данное министерство и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью; выдача направлений в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью; предоставление соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их запросу) сведений, имеющихся в федеральном банке данных[68]. Представляется, что утечка информации может происходить на любом из этапе, так как интеллектуальная и правовая оценка, принятие решения о включении тех или иных сведений в федеральный банк данных производится недостаточно точно определенным в законе кругом должностных лиц (сотрудников органов опеки и попечительства, органов народного образования на местах). Техническая сторона сбора и машиночитаемого формирования необходимых сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потенциальных усыновителях собирается, обрабатывается, вносится в банк данных служащими, не являющимися должностными лицами. Таким образом, обладателями информации может стать неопределенный и недостаточно контролируемый круг лиц, имеющих доступ к сведениям о потенциальных усыновляемых или усыновленных. Это затрудняет или делает практически невозможным выявление источника общественно опасной утечки охраняемой информации.

Представляется необходимым уменьшить количество лиц, имеющих доступ к подобной информации. В частности, возможно выделение конкретного сотрудника, специализирующегося на делах об усыновлениях. При этом ему можно предусмотреть дополнительную оплату труда за «секретность».

Основной стадией процедуры усыновления признается рассмотрение судом дела об усыновлении (удочерении) ребенка в порядке особого производства, регламентированного в гл. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Так, согласно ст. 273 ГПК РФ, заявление об усыновлении суд рассматривает в закрытом судебном заседании.

В период прохождения основной и последующей стадий процедуры усыновления, на наш взгляд, также ослабевает контроль за сохранностью информации. Так, согласно ч. 3 ст. 274 ГПК РФ, копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка. На основании справок о записях в актах гражданского состояния соответствующие отделы паспортно-визовой службы органов внутренних дел вносят изменения или вновь создают официальные личные документы усыновителей и в определенных случаях усыновленных. На этом этапе сотрудники органов ЗАГСа и внутренних дел становятся обладателями информации об усыновленных и усыновителях. Необходимые заявления, согласно порядку ведения документооборота, поступают начальникам данных служб, а потом другие их сотрудники собирают необходимые документы, проверяют их правильность и готовят новые официальные документы. В органах ЗАГСа и ОВД документооборот об усыновленных и усыновляемых не выделен в отдельное производство, что усложняет установление источника незаконного получения информации заинтересованными лицами на этих стадиях процедуры усыновления.

Необходимо отметить, что ознакомление виновных лиц со сведениями о факте усыновления ребенка может происходить как в стадии решения вопроса об усыновлении, так и впоследствии, в процессе контроля за условиями его жизни и воспитания. Контролирующие функции возлагаются на сотрудников органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Согласно постановлению Правительства РФ от 29 марта 2000 г. «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства», орган опеки и попечительства, на территории которого было произведено усыновление ребенка, обязан в 7-дневный срок после вступления в силу решения суда направить в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя (ей) с усыновленным ребенком соответствующую информацию для организации контроля за условиями его жизни и воспитания[69]. При передаче указанных сведений и при проведении операций по контролю за условиями жизни и воспитания усыновленного должны быть приняты все меры к сохранению тайны усыновления. В этой связи представляется правильным мнение О.Ю. Кузнецовой о том, что необходимо брать подписку о неразглашении тайны усыновления при приеме на работу соответствующих лиц и предупреждать их о том, что тайна усыновления охраняется законом и за ее разглашение установлена уголовная ответственности. Представляется необходимым включение указанных условий в заключаемый трудовой договор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты