Подделка рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотических средств или психотропных веществ, может выражаться в двух формах: в так называемом интеллектуальном и в материальном подлоге. В первом случае содержание рецепта или иного документа или их части (например, фамилии получателя, организации, выдавшей документ, количество препарата и т.п.) является ложным при подлинности всех необходимых реквизитов. Во втором случае в подлинный рецепт или документ вносятся поправки, осуществляются подчистки и другие действия, призванные придать им содержание, вид и форму, которые требуются для получения наркотических средств или психотропных веществ.
Преступление считается оконченным с момента вручения лицу соответствующего рецепта, оформленного надлежащим образом, либо документа, дающего право на получение наркотических средств или психотропных веществ. Фактическое получение по поддельному рецепту или иному документу указанных средств или веществ образует совокупность преступлений, квалифицируемых по ст. 233 и 228 УК.
Подделка рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, охватывается ст. 233 УК и дополнительной квалификации по ст. 327 УК не требуется. Однако в тех случаях, когда эти действия сопряжены с похищением выданного в установленном порядке рецепта или иного документа, дающего право на получение указанных средств или веществ, содеянное следует дополнительно квалифицировать по ст. 325 УК.
Преступление может быть совершено только с прямым умыслом:
Характеристика субъекта преступления обусловлена формой его совершения. Ответственность за незаконную выдачу рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотических средств или психотропных веществ, может нести врач или иное лицо, обладающее правом выдавать такие документы. Субъектом подделки рецепта и иного документа может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.
2. Современное состояние и методы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств на территории РФ и Ростовской области
2.1 Наркоситуация в Ростовской области
Проблема злоупотребления наркотиками в начале XXI века обрела глобальный характер. Ориентировочно свыше 200 млн. человек в мире употребляют наркотики. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в стране за последнее десятилетие число больных наркоманией увеличилось более чем в 9 раз и в 2005 году превысило 340 тысяч. Всего допускают немедицинское потребление наркотиков свыше 480 тыс. человек. Вместе с тем, по оценкам экспертов, их реальное число в 6–8 раз больше, то есть 3–4 млн. человек, что составляет 2–3 процента населения Российской Федерации.
За 2005 год в Ростовской области совершено 4363 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ.
Как сообщает пресс-служба ГУВД РО, 2505 из них (более 57%) выявлено органами внутренних дел. Раскрыто 2235 преступлений. В пресс-службе отмечают, что по этим показателям милиция Ростовской области удерживает третье место в стране[12].
В Ростовской области показатель болезненности наркоманией превышает федеральный почти в 1,4 раза. По состоянию на 1 января 2006 года этот показатель составил 305,9 на 100 тыс. человек населения области (по Российской Федерации – 225,3 на 100 тыс. человек). Общее число употребляющих наркотики – 17329 человек. Из них около 75 процентов – люди в возрасте до 30 лет. Вместе с тем проведенное специалистами Ростовского государственного университета социологическое исследование показало, что от 7 до 10 процентов учащихся г. Ростова-на-Дону и Ростовской области употребляют наркотики. При употреблении 5 процентами населения наркотиков ситуация может рассматриваться как угрожающая генофонду нации. Исходя из этого в Ростовской области требуется принятие более радикальных мер по противодействию употреблению наркотиков.
Особенности геополитического и географического положения Ростовской области, являющейся центром пересечения транспортных потоков, активно используются для незаконного ввоза, вывоза и распространения наркотиков. В структуре наркорынка увеличилась доля высококонцентрированных и синтетических наркотиков. Кроме этого, в Ростовской области имеется собственная значительная природная сырьевая база для производства наркотиков естественного происхождения. Прежде всего, это дикорастущая конопля, которой засорено около 12 тысяч гектаров земельных площадей. Она используется для производства марихуаны, гашиша и гашишного масла. Серьезной проблемой стала «утечка» наркотиков из сферы легального оборота в сферу незаконного оборота. Хищению наркотических и сильнодействующих препаратов способствует ряд нарушений, имеющих место в деятельности медицинских и фармацевтических учреждений области: оборот без специального разрешения, нарушение правил их отпуска, хранения и учета, незаконное уничтожение.
Правоохранительными органами принимаются меры по противодействию незаконному обороту наркотиков. В 2005 году зарегистрировано 5595 преступлений (за аналогичный период прошлого года – 5478), из них 40,2 процента – тяжких и особо тяжких. Отмечается омоложение преступности и увеличение числа лиц, впервые совершивших преступления. В 2005 году из 2742 человек, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, 79 процентов – ранее не судимы (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составляет 4 процента) и 61 процент – люди в возрасте от 18 до 29 лет (прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 5 процентов).
Административными и правоохранительными органами, негосударственными организациями, религиозными и общественными объединениями принимались меры профилактического характера. Проведены комплексные профилактические мероприятия, такие как молодежные акции «Рок против наркотиков», «Молодежь против наркотиков», конкурсы агитбригад и другие. Вместе с тем проводимая ими работа ведется не всегда скоординированно, что снижает ее эффективность.
Отсутствие на многих территориях области врачей-наркологов затрудняет раннее выявление детей, склонных к токсикомании и наркомании. Значительной проблемой является недостаточная система социальной реабилитации наркоманов. В области отсутствуют государственные социально-реабилитационные центры для наркозависимых, особенно для несовершеннолетних.
2.2 Правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков
Более половины изъятых в Российской Федерации в 2005 году из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ имеют контрабандное происхождение, а в крупных городах удельный вес контрабанды наркотиков достигает 90 %.
Наибольшую опасность для России представляет контрабандный ввоз «жестких» наркотических средств из государств Центральной Азии. Расположенные между крупнейшим производителем героина и весьма прибыльными рынками России и Европы, они служат основными транзитными звеньями в контрабанде наркотиков в нашу страну. Территории этих государств фактически превратились в единую перевалочную базу наркотиков, значительная часть которых оседает на территории СНГ. Например, Казахстан очень удобен как в плане транспортной инфраструктуры (развитой сети железных и автодорог, авиалиний), так и с точки зрения достаточно либерального законодательства (за распространение наркотиков Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает 4-7 лет лишения свободы, в то время как в Киргизии - 25 лет, а в Узбекистане - смертная казнь).
Если в начале 90-х годов российские и зарубежные специалисты только предполагали и прогнозировали переориентацию наркоторговцев с «балканского пути» транспортировки наркотиков на использование территории России для доставки наркотических средств в европейские государства, то в настоящее время можно утверждать, что существует отлаженный маршрут (сеть маршрутов) контрабандной наркоторговли, пролегающий через Российскую Федерацию
Это подтверждает и стремительный рост объемов задержанных российскими правоохранительными органами наркотических средств, незаконно перевозимых из Центрально-азиатского региона, который отмечается на протяжении последних четырех-пяти лет.
Повышенное внимание наркоторговцев к российскому и европейскому рынкам сбыта объясняется стремительным увеличением стоимости наркотика по мере его продвижения от производителя, к потребителю. Например, в Афганистане стоимость 1 кг героина составляет в среднем 700 долл. США, при пересечении границы с Таджикистаном она поднимается до 1200-1500 доля, и до 2300-2500 долл. в Душанбе. В Казахстане цена героина возрастает до 15 тыс долл. США, а в Туркменистане - до 25 тыс На территории России в зависимости от региона 1 кг героина можно приобрести за 20-35 тыс. долл. США. При этом такая высокая стоимость наркотика не является следствием значительных затрат на его изготовление и переработку.
Розничная цена наркотиков должна компенсировать реальные издержки, которые рискуют понести наркодельцы на каждом этапе движения запрещенного товара, поэтому большую часть стоимости наркотика составляют затраты, связанные с его доставкой к рынку сбыта, которые являются отражением степени риска при его контрабандном перемещении[13].
Стремлением уменьшить связанные с транспортировкой риски и соответственно сократить затраты можно объяснить и некоторые изменения, происходящие на нелегальном рынке предложения наркотиков, например, снижение в обшей массе наркотических средств, изъятых российскими правоохранительными органами, доли наркотиков растительного происхождения, таких, как марихуана и маковая солома, наряду с увеличением доли героина, опия и наркотиков синтетического производства.
С одной стороны, объемы контрабандного «товара» уменьшаются, а с другой - если соотнести количество изъятых наркотиков с условными лозами, проявляется тенденция роста.
По экспертным оценкам, а настоящее время наркобизнесом в России занимаются порядка 1600 организованных преступных групп, объединяющих около 6 тыс. человек. Такие масштабы незаконной наркоторговли требуют от государства адекватного реагирования, и прежде всего осуществления четкого правового регулирования деятельности, связанной с оборотом наркотиков. Отметим, что некоторые правовые основы борьбы с контрабандой наркотиков в российском законодательстве уже заложены.
Так, ст. 188 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за контрабанду наркотиков, т.е. за перемещение наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Законодательное определение наркотических средств и психотропных веществ закреплено в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Примечательно, что к предмету контрабанды, предусмотренной данной статьей, не относятся прекурсоры, оборот которых на территории России в соответствии со ст. 14 указанного Закона ограничен.
Некоторые из химических веществ, используемых при изготовлении наркотиков, включены Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ таблиц 1 и II Концепции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» и в списки наркотических средств, подлежащих кош ролю в Российской Федерации. Действия, связанные их контрабандным перемещением, можно квалифицировать по ч. I и 2 ст. 188 УК РФ. Однако законодательно в качестве самостоятельного предмета контрабанды прекурсоры не определены, тогда как их незаконный оборот получает все более широкое распространение в мире.