Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков

В связи с этим представляется необходимым обеспечить выполнение положении Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и установить уголовную ответственность за контрабанду прекурсоров, отнеся к предмету преступления вещества, которые могут быть использованы для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящиеся под специальным контролем»

Это приобретает особую значимость в свете положений Политической декларации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 г.. порой содержится призыв уделять особое внимание мерам по контролю над прекурсорами и решение установить 2008 год в качестве целевого срока для обеспечения государствами искоренения или существенного сокращения утечки прекурсоров из сферы законной торговли в сферу незаконного производства наркотиков. В Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики также отмечается, что борьба с этим явлением требует принятия и эффективного применения строгих и отвечающих требованиям времени законов, позволяющих предупреждал, и наказывать в уголовном порядке такое преступное поведение.

Порядок и условия перемещения наркотиков регламентируются федеральным законодательством, ведомственными нормативно-правовыми актами, а также постановлениями Правительства РФ.

Определения таможенной территории, таможенной границы, средств таможенного идентифицирования, а также порядок декларирования перемещаемых товаров содержатся в Таможенном кодексе РФ. Местом совершения данного преступления является таможенная граница - линия, ограничивающая таможенную территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство.

Существенное влияние на определение таможенной границы оказывает практика создания таможенных союзов, предполагающих формирование единой таможенной территории с установлением общей внешней границы.

Так, в результате образования в рамках СНГ Таможенного союза (Соглашение о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан. Кыргызской Республикой. Российской Федерацией и Республикой Таджикистан) пограничный контроль переносится на внешние границы входящих в него государств. При этом сохраняется самостоятельность таможенного законодательства каждого из государств. Данное обстоятельство порождает ряд проблем в правовой и практической плоскостях и является сдерживающим фактором в повышении эффективности противодействия контрабанде наркотиков на границах.

Немаловажную роль играет и степень защищенности внешних границ государств - участников Таможенного союза. С одной стороны, снятие барьеров создает основу для развития торгово-экономических связей на межгосударственном уровне и выгодного сотрудничества России с государствами «пятерки», а с другой - пограничные пространства стран Союза подвергаются массированному воздействию транснациональных преступных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков. В указанном Соглашении вопрос создания надлежащего контроля на границах Таможенного союза, их оформления и обустройства не нашел своего отражения, а призванный устранить этот недостаток проект «Программы по укреплению и обустройству внешних границ государств - участников Таможенного союза» все еще находится на стадии разработки и согласования.

Субъектом преступления, предусмотренного ч.2 ст. 188 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнсго возраста. Юридические лица не попадают в эту категорию, что можно рассматривать как пробел в законодательстве, поскольку в последнее время крупные контрабандные партии наркотиков отправляются под видом законного груза, или сокрытые в нем, в адрес специально созданных или уже существующих фирм и компаний. В целях восполнения данного пробела целесообразно установить уголовную ответственность юридических лиц за осуществление контрабанды наркотиков, например, в виде наложения на фирму, компанию или предприятие штрафных санкций. а также уголовного преследования руководства и лиц, непосредственно ответственных за совершение противоправных деяний.

Подобная практика, в частности, получила широкое распространение в Китае. Здесь в 1987 г. Таможенным кодексом (ст. 47) впервые введена уголовная ответственность предприятий, непроизводственных структур, государственных учреждений и общественных организаций в действия, квалифицируемые как контрабанда. А в 1997 г. принят Уголовный кодекс, который содержит статью под названием «корпоративные преступления»[14].

Что касается наказания за действия, предусмотренные ч. 2, 4 ст. 188 УК РФ, оно является достаточно либеральным и не соотносится с характером и тяжестью последствий. В Уголовном кодексе должна фиксироваться «адекватность реагирования законодателя на осложнение количественно-качественных показателей наркомании и наркотизма в стране». Тенденция усиления наказания за деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, отчетливо прослеживалось в УК РСФСР 1922. 1926. 1960 гг., однако в новом кодексе она не наблюдается и пределы наказания неоправданно снижены. Представляется, что ужесточение ответственности за контрабанду наркотиков вплоть до установления максимального срока лишения свободы усилило бы эффективность борьбы с ней.

За последние годы совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками проведено около 150 контролируемых поставок, что позволило разоблачить деятельность ряда организованных преступных групп и лиц, ответственных за незаконное перемещение наркотиков, отследить и перекрыть пути их поступления, выявить новые способы маскировки груза.

В то же время успешные действия сотрудников правоохранительных органов вынуждают наркодельцов приспосабливаться и искать новые каналы и методы транспортировки наркотиков, что в свою очередь обуславливает необходимость повышения эффективности механизма взаимодействия России с зарубежными государствами как в правовой, так и в практической сфере.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

В настоящее время борьба с наркотиками является наиболее актуальной на мировой арене. За последние десять лет значительно возросло число зарегистрированных преступлений и судимостей за преступления связанные с наркоманией. Долгое время на это зло закрывали глаза все – даже те, кто обязан был бороться с ним.

Статья 228 в первоначальной редакции была сконструирована таким образом, что фактически предусматривала уголовную ответственность за три различные формы совершения преступления. Уголовная ответственность была установлена за:

а) незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических или психотропных веществ (ч. 1);

б) незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработку, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2);

в) нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил (ч. 5). Федеральным законом 2003г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» взамен ст. 228 в кодекс включено три самостоятельных состава (ст. 228, 2281, 2282).

Оборот наркотиков, психотропных веществ или их аналогов представляет серьезнейшую социальную проблему. Внелечебное потребление наркотических средств разрушает человека социально и физически. Этому болезненному влечению зачастую сопутствуют преступления, проституция, другие виды антисоциального поведения. Все более значительную часть наркоманов составляют несовершеннолетние. Наркомания стала едва ли не главным средством распространения ВИЧ-инфекции. Данные статистики свидетельствуют о все возрастающем количестве лиц, вовлекаемых в потребление наркотических средств и психотропных веществ. Именно эти причины побудили законодателя сконструировать три самостоятельных состава, чтобы за разные формы совершения преступления предусмотреть отличные по интенсивности меры ответственности.

За 2005 год в Ростовской области совершено 4363 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ.

Более половины изъятых в Российской Федерации в 2005 году из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ имеют контрабандное происхождение, а в крупных городах удельный вес контрабанды наркотиков достигает 90 %.

Немаловажную роль играет и степень защищенности внешних границ государств - участников Таможенного союза. С одной стороны, снятие барьеров создает основу для развития торгово-экономических связей на межгосударственном уровне и выгодного сотрудничества России с государствами «пятерки», а с другой - пограничные пространства стран Союза подвергаются массированному воздействию транснациональных преступных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков.

За последние годы совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками проведено около 150 контролируемых поставок, что позволило разоблачить деятельность ряда организованных преступных групп и лиц, ответственных за незаконное перемещение наркотиков, отследить и перекрыть пути их поступления, выявить новые способы маскировки груза.

Список использованной литературы

1.                 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.96 г. № 63-ФЗ

2.                 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 08.12.03 г. № 162-ФЗ

3.                 Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.05.04 г. № 231// Российская газета. – 2004. – 12 мая.

4.                 Гасанов Э. Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты/ Э. Г. Гасанов. – М., 2007.

5.                 Гасанов Э. Наркотическая преступность как вид организованной преступности/ Э. Гасанов// Законность. – 2008.

6.                 Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России. – М.: Норма М, 2006 г.

7.                 Иногомова-Хегай.Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. – М. 2008 г.

8.                 Клименко Т. М. Уголовно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (особенности юридического анализа и квалификации): Дисс. ... канд. юрид. наук/ Т. М. Клименко. – Саратов, 1999 г.

9.                 Курченко В.Н. Новый уголовный закон не только усиливает, но и смягчает противодействие наркобизнесу/ В.Н. Курченко// Российский судья. – 2007.

10.            Кругликов Л.Л Уголовное право РФ. Особенная часть. – М. 2007 г.

11.            Уголовное право Российской Федерации: Особення часть. Учебник. / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. – М.: Юристъ, 2008.


[1] Гасанов Э. Наркотическая преступность как вид организованной преступности/ Э. Гасанов// Законность. – 2004

[2] Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.05.04 г. № 231// Российская газета. – 2004. – 12 мая.

[3] Иногомова-Хегай.Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. – М. 2006 г

[4] Гасанов Э. Наркотическая преступность как вид организованной преступности/ Э. Гасанов// Законность. – 2004

[5] Клименко Т. М. Уголовно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (особенности юридического анализа и квалификации): Дисс. ... канд. юрид. наук/ Т. М. Клименко. – Саратов, 1999 г

[6] Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России. – М.: Норма М, 2002 г.

[7] Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России. – М.: Норма М, 2002 г.

[8] Кругликов Л.Л Уголовное право РФ. Особенная часть. – М. 2005 г

[9] Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.05.04 г. № 231// Российская газета. – 2004. – 12 мая.

[10] Иногомова-Хегай.Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. – М. 2006 г

[11] Клименко Т. М. Уголовно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (особенности юридического анализа и квалификации): Дисс. ... канд. юрид. наук/ Т. М. Клименко. – Саратов, 1999 г

[12] Курченко В.Н. Новый уголовный закон не только усиливает, но и смягчает противодействие наркобизнесу/ В.Н. Курченко// Российский судья. – 2005

[13] Курченко В.Н. Новый уголовный закон не только усиливает, но и смягчает противодействие наркобизнесу/ В.Н. Курченко// Российский судья. – 2005

[14] Курченко В.Н. Новый уголовный закон не только усиливает, но и смягчает противодействие наркобизнесу/ В.Н. Курченко// Российский судья. – 2005


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты