Преступления в местах лишения свободы

Одним из результатов рассмотрения вопроса об исправлении осужденных, и как следствие - предупреждении преступлений в местах лишения свободы, является Приказ Минюста РФ от 1 апреля 2008 г. N 80 "Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы". Задачами Центра стали:

1. Организация собственной производственной деятельности учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

2. Организация работы Учреждения по обеспечению занятости осужденных общественно-полезным трудом и созданию дополнительных рабочих мест.

3. Привитие осужденным необходимых трудовых навыков и уважительного отношения к труду, создание условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда.

4. Организация лечебно-производственных (трудовых) участков по трудовой терапии инвалидов, лиц, больных хроническими и длительно текущими заболеваниями, и ограниченно годных к труду, их профессиональное обучение.

5. Организация профессиональной подготовки и повышения профессиональной квалификации осужденных, производственного обучения их смежным профессиям в соответствии с потребностями производственно-хозяйственной деятельности учреждения и с учетом перспективы развития производства, а также потребностей рынков труда в рабочей силе.

6. Организация работы по укреплению и развитию учебно-производственной базы, повышению эффективности использования оборудования и другой техники, экономии материально-технических и топливно-энергетических ресурсов.

Функции центра (Мастерской) Учреждения:

1. Разработка и организация выполнения программ трудовой занятости осужденных и повышения эффективности учебно-производственной деятельности Учреждения.

2. Разработка и реализация мероприятий по созданию условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда. Подготовка предложений по участию Учреждения в реализации приоритетных национальных проектов и социальных программ.

3. Планирование учебно-производственной и финансово-экономической деятельности Центра (Мастерской) Учреждения и перспектив его развития с учетом необходимости создания дополнительного количества рабочих и учебных мест для осужденных, а также повышения потребительского спроса на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги с учетом обеспечения внутрисистемной потребности.

4. Разработка плановых показателей деятельности Центра (Мастерской) Учреждения и согласование их с начальником Учреждения.

5. Организация работы по привлечению инвестиционных ресурсов, поиску и размещению заказов на выпуск продукции с учетом экономической целесообразности и эффективной трудовой занятости осужденных.

6.       Подготовка предложений и организация освоения и выпуска конкурентоспособной продукции, работ по совершенствованию технологии производства, повышению качества изделий, внедрению передового опыта.

7. Организация участия Учреждения в конкурсах на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд и обеспечение выполнения государственных и муниципальных заказов.

8. Подготовка проектов договоров по деятельности Центра (Мастерской) Учреждения. Разработка на основании соответствующих расчетов цен и тарифов на проводимые работы, оказываемые услуги, выпускаемую продукцию.

9. Организация материально-технического обеспечения собственной производственной деятельности Центра (Мастерской) Учреждения.

10. Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению рационального использования финансовых средств. Подготовка предложений по использованию доходов и распределению чистой прибыли от деятельности Центра (Мастерской) Учреждения.

11. Осуществление контроля за работой осужденных, создание необходимых условий труда, соответствующих правилам охраны труда, техники безопасности - производственной санитарии.


Заключение


Повышенная общественная опасность совершаемых вовремя отбывания наказания в виде лишения свободы преступлений заключается в нарушении нормальной деятельности исправительных учреждений по выполнению, стоящих перед ними задач, формирует у осужденных чувство недоверия к администрации и незащищенности от отрицательно настроенных лиц, неуверенности за свою жизнь, здоровье, честь и достоинство.

Наиболее распространенными преступлениями в исправительных учреждениях являются преступления: против личности, общественной безопасности и против государственной власти, правосудия и порядка управления.

В большинстве своем объектом посягательства, являются жизнь, здоровье, честь и достоинство личности.

Агрессивность и жестокость изучаемых преступлений определяются тем, что в исправительных учреждениях в наиболее сконцентрированном виде содержатся лица, отбывающие наказания за совершенные преступления, склонные к проявлению противоправных действий. Насилие становится как бы нормой их жизни, с ним свыкаются.

В условиях мест лишения свободы насилие рассматривается как способ существования, подавления одной, как правило, отрицательной частью осужденных другой, неспособной противостоять притеснениям, лишениям, унижениям. В то же время насилие бывает и формой протеста, способом защиты чести, достоинства, места в "тюремной иерархии", а то и жизни. "Разгул тюремного насилия подрывает, а часто и уничтожает веру осужденных в справедливость, закон, порядок, психологически дает им право тоже не уважать никого и ничего".

Жизнь в местах лишения свободы повергает человека в негативные психические состояния, а они вызывают внутреннюю напряженность. И наступает момент, когда накопившаяся внутренняя напряженность прорывается наружу и толкает его на преступление. Такого рода "замыкания" являются причиной примерно трети всех насильственных преступлений.

Материальные факторы жизни осужденных создают их особую психологическую предрасположенность к насилию и поиску запрещенных законом путей улучшения своего положения.

Многие причины совершения преступлений осужденными связаны с недостатками в деятельности администрации исправительных учреждений, которая порой осуществляет слабый контроль за поведением осужденных, не желает вмешиваться в их конфликт, скрывает факты преступлений от учета, что в целом формирует цепную реакцию агрессии и жестокости.

Администрация многих пенитенциарных учреждений не в должной мере отдает себе отчет в том, что она строже должна регулировать, процессы, протекающие в субкультуре осужденных. Это совершенно необходимое условие для повышения эффективности деятельности по исправлению преступников, а значит и по профилактике правонарушений в их среде.

В настоящее время в колониях и тюрьмах страны находится около 1 млн. человек. Чаще всего они работают на устаревшем оборудовании, заняты непрестижными видами труда. Неволя убивает творчество. А в колониях находятся молодые, преимущественно трудоспособные люди. После 5-7 лет непрерывного нахождения в местах лишения свободы наступают необратимые изменения в психике. И, как правило, эти люди получают постоянную "прописку" в колониях. Есть даже такая закономерность, сформулированная в прошлом веке немецким юристом Листом: чем раньше человек совершает преступление, за которое его помещают в места лишения свободы, тем больше вероятность того, что он вновь совершит преступление.

Тюрьмы-фабрики преступности, считают западные специалисты. Одним словом, помещая человека в места лишения свободы, общество не решает проблему, а отодвигает или видоизменяет ее.

Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из которых наиболее существенными являются следующие:

- стремясь с помощью определенных лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одновременно излишние страдания, отвращающие осужденного от стремления к исправлению;

- стремясь к социальной реабилитации осужденного, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;

- стремясь вернуть оступившегося человека в общество социально здоровых законопослушных людей, его помещают в общество людей, так же или даже в большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть.

Лишение свободы должно применятся лишь тогда, когда с помощью других наказаний не предоставляется возможным достижение желаемого эффекта. При назначении этого наказания требуется наиболее тонкий учет личности осуждаемого человека, как ни в одном другом случае применения наказаний следует помнить об "экономии репрессий".

Лишение свободы во всех случаях должно быть лишением свободы, т.е. лишением свободы передвижения и выбора места жительства, но не лишением нормальных гигиенических условий, нормальной пищи, возможностей интеллектуального и эстетического развития. Из этого наказания должны быть полностью устранены излишние правоограничения, в том числе излишние ограничения связи с внешним миром; должны быть полностью изжиты случаи жестокого обращения лиц персонала ИУ с осужденными, их равнодушие к судьбам людей, оказавшихся в их власти, унижения и расправ с осужденными со стороны других осужденных.

Эффективность профилактического воздействия лишения свободы зависит от психологических и иных особенностей личности осужденных, от уровня деятельности исправительных учреждений и от многих социальных условий в стране, включая состояние преступности. Кризис во всех сферах жизни общества, порожденный процессом реставрации капиталистических порядков, пагубно отразился на состоянии преступности, в том числе рецидивной. Уровень ее до начала преобразования нашего общества был стабильным. К настоящему времени он возрос до 40 процентов. Это обязывает исправительные учреждения и другие правоохранительные органы, законодателя и правовую науку искать пути повышения эффективности предупреждения рецидивов преступлений в процессе отбытия наказания. Значительным резервом для этого является введение дополнительных мер уголовно-правового воздействия. Но использование этого резерва должно быть четко отражено в уголовно-исполнительном законодательстве. Кандидат юридических наук Костюк М.Ф. считает целесообразным, учитывая характер и степень общественной опасности пенитенциарного рецидива, дополнить ч. 1 ст. 63 УК пунктом "о" следующего содержания: "совершение преступления в местах лишения свободы", а отдельные, наиболее опасные виды преступлений во время отбывания наказания считать квалифицирующим признаком. Прежде всего, ч. 2 ст. 105 УК РФ дополнить п. "о": "совершенное во время отбывания уголовного наказания". Это позволит суду при назначении наказания в полной мере учитывать специфику преступления и личность виновного.

Таким образом, поскольку тюрьмы и колонии являются криминогенным фактором, одной из важнейших мер профилактики рецидивных преступлений является ограничение использования лишения свободы в качестве наказания. Для обеспечения предупреждения преступлений в местах лишения свободы необходимо сделать сильный акцент на воспитательную работу с осужденными, применяя методы индивидуального подхода, чтобы, в конечном итоге, человек осознанно пришел к соответствующим выводам: "Мы должны быть рабами закона, чтобы быть свободными" Цицерон Марк Тулий.


Список используемых источников


1.     Уголовно-исправительный кодекс Российской Федерации.

2.     Закон РФ "Об учреждения и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы".

3.     Уголовное право России. Части общая и особенная: учеб. / М.П. Журавлев, Изд-во Проспект, 2008. – 704 с.

4.     Уголовный кодекс Российской Федерации.

5.     Сидоров В. Кого исправляет смертная казнь? // Российская юстиция. - 2001. - № 4.

6.     Константинов Ю. Сфера особого внимания // Преступление и наказание. 2006 г. № 9.

7.     Гаврилюк Е.Д. О проблемах пенитенциарной преступности // Проблемы реформирования федерального и регионального законодательства. Киров: Киров. ф-л Академии права и управления Минюста России, 2001.

8.     Слепов А.П. "Криминологическая характеристика насильственных преступлений, совершаемых осужденными в исправительных колониях" (Уголовно-исправительная система: право, экономика, управление", 2007, № 4)

9.     Прозументов Л., Филиппова О. "Преступность в местах лишения свободы: понятие, криминологическая характеристика". Борьба с преступностью. 2007г.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.

11. Антонян Ю.М. Преступность в местах лишения свободы и ее причины // Уголовное право. 2002. № 4.

12. Яковлев А.В. "Факторы латентности преступлений, совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы" ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2007, № 6).

13. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для ВУЗов. М.: Норма, 2005.

14. Мамонтов М. Особенности преступлений против личности в исправительных учреждениях // Законность. -2003.-№3.

15. Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение лиц, осужденных к лишению свободы. Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права. Сборник научных трудов. -М.:, 1990.

16. Федореев П.Р. Отрицательно характеризующиеся осужденные в местах лишения свободы. – М.: Юристь, 2006. – 123 с.

17. Рыбалко М.И., Детков А.П. Особенности личности осужденных, отбывающих сверхдлительные сроки лишения свободы: Сб. науч. тр. Вестник алтайской науки. Барнаул, 2004.

18. Бакин А.А. "Особенности формирование девиантного сексуального поведения осужденных" (Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2007 г., № 2)

19. Костюк М.Ф. Организационная деятельность исправительных учреждений по предупреждению преступлений. - Уфа: Уфимский юридический институт. – 2006.

20. Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. - М.,1972.

21. Петин И.А. "Вопросы исправления осужденных" (Уголовно-исправительная система: право, экономика, управление", 2006, № 6.

22. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы // Ведомости УИС. 2000. N 3.

23. Костюк М.Ф. Организация деятельности исправительных учреждений по предупреждению преступлений. – Уфа: Уфимский юридический институт, 2001.

24. Обзор о взаимодействии учреждений и территориальных органов ФСИН России с общественными и религиозными организациями (объединениями) в 2005 году. УСПВРО ФСИН России, 2006.

25. Костюк М.Ф. Объект уголовно-правовой охраны в исправительных учреждениях / Законность. 1999. - № 10.

26. Ельскин М.В. Организационные аспекты предупреждения преступлений в уголовно-исполнительной системе // Право и политика. 2003. № 3.

27. Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003.

28. Антонян Е.А. "Психология исправительного воздействия на осужденных в местах лишения свободы". "Юридическая психология", 2006, № 1.

29. Исаева С.Н. "К вопросу о нравственном воспитании осужденных к лишения свободы" ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, № 4.)

30. Приказ Минюста РФ от 1 апреля 2008 г. N 80 "Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы".


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты