Преступления в местах лишения свободы

Негативные субъективные состояния и переживания осужденных во многом вызываются ощущаемой ими враждебностью среды, опасением быть избитым, обиженным или оскорбленным, причем очень часто без надежды на то, что обидчик будет наказан. Само ожидание нападения формирует у человека агрессивную установку к окружающим, постоянную готовность к отпору даже в тех случаях, когда в действительности никакой угрозы нет. Вот почему грубость, хамство, угрозы, побои, оскорбления становятся стилем поведения в местах лишения свободы.

Высокий уровень психологической напряженности в исправительных колониях, следственных изоляторах и тюрьмах, постоянные конфликты, огрубление нравов в числе других причин вызваны плохими жилищными условиями осужденных, стадным образом жизни, недопустимой полной открытостью практически каждого. Постоянно, круглые сутки, находясь среди других лиц, осужденный становится как бы голым, он в значительной мере лишается возможности уединиться, сосредоточиться, задуматься о себе, о содеянном и своей вине, о своей жизни и ее перспективах, об ответственности перед близкими и т.д.

Другие бытовые условия в колониях (питание, лечение, санитарно-гигиеническое обслуживание, развлечения и т.д.) неизмеримо хуже, чем у населения вообще. Понятно, что жизнь в местах лишения свободы неотделима от жизни общества и если в стране тяжелая экономическая ситуация, то это наихудшим образом отражается на осужденных. Существованию тюремных неформальных законов способствует скученность осужденных. Поэтому неформальные законы строго преследуют нерях, вплоть до перевода в разряд "отверженных". Невозможность удовлетворения сексуальных потребностей приводит к различным сексуальным извращениям.

Насильственное мужеложство в пенитенциарных учреждениях наносит физический и моральный вред здоровью граждан. В целом же сексуальные эксцессы являются фактором повышенной криминогенное™ для совершения осужденными различных правонарушений и тяжких преступлений, что препятствует нормальной деятельности администрации ИК по укреплению правопорядка. Поэтому недооценка важности борьбы с гомосексуальным насилием в исправительных колониях приводит к осложнению оперативной обстановки, способствует возникновению конфликтных ситуаций, разрешение которых осуществляется осужденными уголовно-противоправными действиями. Анализ материалов рассмотрения фактов насильственного мужеложства, гомосексуальной проституции, работа по выявлению, учету, профилактике девиантной и противоправной активности среди осужденных поводится на крайне низком формальном уровне. В колониях отсутствует должное взаимодействие между всеми отделами, особенно по надзору, воспитанию и лечению лиц с психосексуальными нарушениями, девиантными формами поведения. Несмотря на разгул сексуального насилия, осужденные крайне редко привлекаются к уголовной ответственности за насильственное мужеложство.

Жертвы гомосексуального насилия достаточно часто предпринимают попытки противостоять создавшейся ситуации, повысить свой социальный статус, отомстить обидчикам, что приводит к совершению преступлений (убийства, побеги и т.п.). По данным отечественных исследователей, в 30% случаев умышленным убийствам и тяжким телесным повреждениям, совершенным осужденными в местах лишения свободы, предшествовало противоправное, конфликтное, крайне агрессивное поведение самого потерпевшего, разновидностью которого являлась реальная угроза сексуального насилия.

Практически идентичная система существует в женских пенитенциарных учреждениях (крайне агрессивные, мужеподобные лесбиянки носят мужские имена-клички и сожительствуют с несколькими женщинами). По мнению О.В. Старкова, значительная часть женской преступности связана с преступлениями на гомосексуальной почве.

Обостряется проблема обеспеченности осужденных работой. Кроме того, труд осужденных не имеет никаких элементов добровольности. У осужденного нет прав на выбор вида труда, а отказ от труда расценивается как дисциплинарный проступок. Отношение же к труду является обязательным для решения вопроса об условно-досрочном освобождении. В построенной таким образом системе отбывания лишения свободы отсутствие работы усугубляет ее порочность, выступая в качестве криминогенного фактора. Значительное число осужденных не заняты трудом, многие используются на низкоквалифицированных и малооплачиваемых работах. Вследствие несоответствия темпов роста заработной платы осужденных их расходам, сокращения помощи родственников существенно обострилась проблема обеспечения их питанием и другими товарами первой необходимости.

Таким образом, если в совокупности оценивать условия жизни в местах лишения свободы, в том числе бытовые, то следует прийти к выводу, что эти условия сами по себе становятся причиной высокой эмоциональной, межличностной напряженности, тревожности, раздражительности. Эти индивидуально-психологические и социально-психологические явления и процессы в свою очередь порождают насилие, в том числе и как способ защиты. Иными словами, материальные факторы жизни осужденных создают их особую психологическую предрасположенность к насилию и поиску запрещенных законом путей улучшения своего положения, например, при помощи дачи взяток.

Насилие заложено в самой сути мест лишения свободы. Во-первых, потому, что в небольшой коллектив на ограниченном физическом пространстве попадают самые худшие в нравственном плане однополые существа. Это преступники, собранные вместе для проживания и работы в наихудших условиях, т.е. это люди, в жизни которых преступление не предположение, не возможность, а уже свершившийся факт, способ, с помощью которого они уже решали свои жизненные проблемы, и многие делали это неоднократно. По мере ограничения сферы общения осужденных, углубления противоречий между формальной и неформальной нормативно-ценностной системами конфликты становятся острее.

Увеличивается их латентный период и реже восстанавливаются позитивные отношения между участниками конфликта. В таких условиях затрудняется контроль за протеканием конфликтов. Если в воспитательных колониях и колониях общего вида режима при помощи администрации разрешается каждая вторая конфликтная ситуация, то в учреждениях строго вида режима эта доля падает до 20-25%. Кстати, многие осужденные считают, что порядка было бы больше, если бы начальник отряда был бы более независим и от руководства колонии, и от коллектива осужденных.

В местах лишения свободы имеет место взаимное криминальное "заражение" осужденных, их самоорганизация, характеризующаяся на навязывании обычаев, традиций и иерархии, бытующей в преступной среде. Преобладающее число преступлений, совершаемых осужденными, является проявлением неформальных санкций за нарушение тюремных законов (73%). Чаще всего (47%) эти санкции применяются к осужденным, сотрудничающим с администрацией мест лишения свободы, 12 % преступлений представляют собой расправу с теми, кто нарушает запрет на общение с осужденными из числа "отверженных". Около 18 % преступлений совершается на почве "выколачивания" долгов.

Среди причин преступного насилия в местах лишения свободы особое место занимают те, которые связаны с недостатками и упущениями в деятельности администрации. Указанные недостатки имеют не только прямое криминогенное значение, но и существенно затрудняют процесс исправления осужденных.

В целом указанные недостатки можно сгруппировать следующим образом:

1. применение представителями администрации насилия к осужденным (от словесных оскорблений до рукоприкладства), что может вызвать ответную агрессию в отношении не только должностных лиц, но и других преступников;

2. попытка добиться некоего подобия дисциплины путем подстрекательства к физическим расправам одних осужденных (как правило, неформальных лидеров и их окружения) над непокорными; такое иногда бывает в колониях для несовершеннолетних;

3. несправедливое разрешение возникающих в среде преступников конфликтов, причем наиболее опасные и аморальные случаи, когда предпочтение отдается явно более сильному или заведомо неправому, например "вору в законе" или другому подобному лидеру;

4. нежелание администрации вообще вмешиваться в конфликты между преступниками;

5. неумение, а иногда нежелание администрации защитить обижаемого, отвергаемого, что, помимо всего прочего, создает общую атмосферу "беспредела" и уверенность лишенных свободы в том, что они полностью во власти произвола;

6. сокрытие фактов насильственных преступлений от учета, нежелание реагировать на них, что формируют цепную реакцию агрессии и жестокости;

7. непонимание, что в современных условиях унижение личного достоинства, в какой бы форме оно не проявлялось и от кого бы не исходило, воспринимается крайне болезненно. Столь же остра реакция осужденных на помехи в получении материальных благ, в первую очередь продуктов питания, а также препятствия в общении с родственниками и близкими, другими лишенными свободы, в проведении досуга и т.д.;

8. неудовлетворительная организация охраны и надзора за осужденными, слабый контроль, в том числе оперативный, за их поведением.

Администрация, безусловно, должна быть высшим авторитетом для осужденных, ни в коем случае не уступая здесь позициям "ворам в законе" и другим лидерам преступного мира. В этой связи необходимо подчеркнуть, что представители администрации в глазах осужденных должны быть носителями идеи справедливости, т.е. каждый из них должен быть уверен, что именно у администрации и ни у кого другого он найдет справедливое решение своей проблемы. Справедливость - одна из самых высоких ценностей среди людей, лишенных свободы, во имя ее обеспечения совершаются многие насильственные акты.

Криминогенное значение могут иметь недостатки и упущения в воспитательной деятельности мест лишения свободы. Их можно сгруппировать следующим образом:

1. Отсутствие дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных. Сейчас еще плохо выявляют субъективные причины, которые привели данного человека к совершению преступления и которые могут вновь породить преступное поведение. Воспитательное воздействие на взяточника, например, сейчас практически такое же, как на осужденного за убийство.

2. Сотрудники исправительных учреждений недостаточно владеют приемами и навыками педагогического воздействия на осужденных, не умеют профессионально использовать данные о психологии личности конкретного лица (если такие данные имеются) в своей воспитательной работе.

3. В пенитенциарных учреждениях отмечается низкий уровень общеобразовательного обучения осужденных, которое, как известно, обладает немалым воспитательным потенциалом. По исследованиям, проведенным Уфимским юридическим институтом МВД России, 35,9 % осужденных считают учебу для себя важной, причем, предпочтение отдается профессиональному (11,2%) и заочному обучению (16,9%) .


4. Предупреждение преступности в местах лишения свободы


Предупреждение рецидивов преступлений в местах лишения свободы предусмотрено законом. Согласно части 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также для исправления, недопущения совершения новых преступлений.

Под профилактикой преступлений понимают деятельность, направленную на нейтрализацию или ликвидацию причин и условий, способствующих совершению преступлений, охватывающую по своему содержанию различные меры воздействия на объективные внешние факторы и отдельных физических лиц.

В литературе различают следующие виды профилактики: общую индивидуальную и специальную.

Общее предупреждение достигается, во-первых, путем угрозы применения наказания за совершение общественно опасных действий, предусмотренных в Особенной части УК, во-вторых, реальным применением наказания за совершенное преступление, в этом случае цель общего предупреждения реализуется опосредованно, так как наказание воздействует на неустойчивых граждан путем его применения к лицам, виновным в совершении преступления. Эффективность достижения цели общего предупреждения преступлений трудно определить, однако несомненно, что она зависит от реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты