Прием наличных денег при реализации товаров, работ и услуг

Прием наличных денег при реализации товаров, работ и услуг

Прием наличных денег при реализации товаров, работ и услуг



Введение


При реализации товаров, работ и услуг субъекты предпринимательской деятельности в одних случаях должны использовать кассовые суммирующие аппараты и (или) специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры (далее – КСА, кассовые аппараты и системы), а в других им разрешено принимать наличные деньги без использования технических средств. Рассмотрим данные вопросы подробнее.

Подпунктом 2.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 №18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее – Постановление №18/1) установлено, что юридические лица (а также филиалы, представительства, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет) и индивидуальные предприниматели принимают наличные денежные средства (в том числе авансовые платежи) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Беларуси при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением КСА, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами Беларуси и самим Постановлением №18/1.

Это означает следующее:

1) наличную выручку следует принимать с применением КСА;

2) кассовые аппараты и системы, которые используются для приема наличных денег при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, не могут быть любыми. Их модели или модификации должны быть обязательно включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;

3) при расчете с помощью банковских пластиковых карточек следует использовать платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек;

4) законодательными актами Республики Беларусь и Постановлением №18/1 может быть установлено иное.


Государственный реестр


Прежде чем приобрести КСА, необходимо убедиться, имеется ли такая модель в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденном постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 04.06.2003 №29 (далее – Государственный реестр). Порядок ведения Государственного реестра закреплен в Положении о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2002 №738. В Государственный реестр включаются следующие сведения:

– наименования кассовых аппаратов и систем;

– обозначение версии программного обеспечения КСА;

– наличие в кассовых аппаратах и системах электронной контрольной ленты защищенной;

– сроки нахождения КСА в Государственном реестре;

– сферы применения кассовых аппаратов и систем;

– о решениях Государственного комитета по стандартизации о включении КСА в Государственный реестр либо исключении из него, об изменении сроков их нахождения в Государственном реестре;

– наименование, местонахождение и учетный номер плательщика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также фамилия, имя, отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющих производство либо ввоз на территорию Республики Беларусь кассовых аппаратов и систем.

Сведения о КСА, включенных в Государственный реестр либо исключенных из него, а также о внесенных в реестр изменениях направляются в Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Министерство промышленности Республики Беларусь в 5-дневный срок и подлежат обязательному опубликованию не менее чем в одном периодическом печатном издании, учрежденном государственным органом, в 10-дневный срок со дня включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь соответствующего решения Госстандарта.

КСА включаются в Государственный реестр на 5 лет. Срок нахождения кассовых аппаратов и систем в Государственном реестре может быть продлен, но также не более чем на 5 лет.

Регистрация кассовых аппаратов и систем в налоговом органе


Согласно п. 2.3 Постановления №18/1 КСА подлежат регистрации в налоговом органе по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя до их применения указанными лицами и при наличии договора на их техническое обслуживание и ремонт. Исключение составляют кассовые аппараты и системы, используемые в своей деятельности Национальным банком Республики Беларусь или банками.

Это означает, что перед тем, как начать использовать для приема денег приобретенный КСА, необходимо:

1) заключить договор на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата или системы;

2) зарегистрировать КСА в налоговом органе.

Договор на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата или системы заключаются с центром технического обслуживания и ремонта (далее – центр, ЦТО), имеющим сертификат соответствия на данный вид деятельности.

После процедуры заключения договора с центром кассовый аппарат или система регистрируется в налоговом органе. Порядок такой регистрации определен Инструкцией о некоторых вопросах регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.09.2004 №100 (далее – Инструкция №100).

Пунктом 3 Инструкции №100 установлены определенные требования к КСА, которые необходимы для их регистрации. В первую очередь отметим, что на кассовом аппарате и системе должны быть установлены средства контроля в порядке, предусмотренном законодательством. При этом средства контроля устанавливают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство либо ввоз на территорию Беларуси КСА в соответствии с Положением о порядке использования и учета юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют производство или ввоз на территорию Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров либо их техническое обслуживание и ремонт, средств контроля, предназначенных для установки на указанные аппараты и системы, и утверждении образцов средств контроля, предназначенных для установки на кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины и таксометры, утвержденном постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 08.02.2002 №9.

Индивидуальным предпринимателям для регистрации кассового аппарата или системы (за исключением билетопечатающих машин и таксометров) необходимо открыть в банке текущий (расчетный) счет.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе использовать для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Беларуси при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг КСА без средств контроля либо с поврежденными средствами контроля, либо установленными с нарушением порядка, предусмотренного законодательством Республики Беларусь.

Вышеупомянутым п. 3 Инструкции №100, а также п. 49 Перечня административных процедур, совершаемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2007 №1399 (далее – Перечень №1399), утвержден список документов, которые необходимо представить субъекту предпринимательской деятельности в налоговый орган по месту постановки на учет для регистрации кассового аппарата или системы, в который входят:

– заявление по форме согласно приложению 1 к Инструкции №100;

– список КСА, представленных для регистрации в инспекцию Министерства по налогам и сборам (далее – список), по форме согласно приложению 2 к Инструкции №100;

– акт о снятии показаний контрольных и накапливающих денежных счетчиков с приложением отчета (кассового чека) с показаниями суммирующего денежного счетчика по каждому кассовому аппарату и системе по форме согласно приложению 3 к Инструкции №100;

– эксплуатационная документация (паспорт (формуляр) КСА);

– договор на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата или системы и его заверенная в установленном порядке копия;

– книга кассира-операциониста.

Для регистрации КСА книга кассира-операциониста не представляется:

   – организациями республиканского унитарного предприятия электросвязи «Белтелеком»;

   – индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

   – организациями Белорусской железной дороги, использующими межгосударственную автоматизированную систему управления «Экспресс».

Список представляется в двух экземплярах. Срок регистрации кассового аппарата или системы в налоговом органе установлен п. 49 Перечня №1399 и составляет 5 рабочих дней. По его истечении второй экземпляр списка после регистрации КСА с проставлением штампа инспекции Министерства по налогам и сборам вручается субъекту предпринимательской деятельности. При этом ему возвращается эксплуатационная документация (паспорт (формуляр) кассового аппарата или системы с проставлением штампа инспекции Министерства по налогам и сборам), договор на техническое обслуживание и ремонт, а также книга кассира-операциониста.

И только после этого КСА можно использовать для приема наличных денег.

Эксплуатация кассовых аппаратов и систем


При использовании кассовых аппаратов и систем субъекту предпринимательской деятельности следует руководствоваться Инструкцией о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.09.2004 №103 (далее – Инструкция №103).

Ввод КСА в эксплуатацию производится уполномоченным работником ЦТО, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт указанных кассовых аппаратов и систем, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Запрещается использование КСА без договора на их техническое обслуживание и ремонт.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты