Прием наличных денег при реализации товаров, работ и услуг

Согласно п. 20 Инструкции №103 использование кассовых аппаратов и систем (за исключением КСА, применяемых на транспорте) вне пункта их установки допускается при условии соблюдения требований, установленных п. 7 Инструкции №100 и приведенных выше.

Выбытие кассовых аппаратов и систем


В соответствии п. 9 Инструкции о некоторых вопросах регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.09.2004 №100 (далее – Инструкция №100), кассовые аппараты и системы подлежат снятию с регистрации в инспекции Министерства по налогам и сборам (далее – инспекция МНС) в случаях:

1) несоответствия кассового аппаратов и систем эталонным образцам и технической документации по заключению организации, уполномоченной на проведение их технического освидетельствования;

2) истечения установленных законодательством предельных сроков использования КСА;

3) отсутствия (повреждения) средств контроля;

4) прекращения действия договора на техническое обслуживание и ремонт КСА и незаключения договора на техническое обслуживание и ремонт с иным центром технического обслуживания и ремонта (далее – ЦТО);

5) передачи (реализации, сдаче в аренду, безвозмездной передаче и др.) кассовых аппаратов и систем в собственность, во владение либо пользование другому лицу;

6) реорганизации юридического лица путем слияния, присоединения, разделения, выделения для реорганизуемого юридического лица;

7) ликвидации юридического лица, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

8) хищения кассового аппарата или системы;

9) по заявлению субъекта предпринимательской деятельности.

В большинстве из перечисленных случаев (1–5 и 7) снятие кассовых аппаратов и систем с регистрации может быть произведено инспекцией МНС без заявления субъекта предпринимательской деятельности. При этом налоговики должны направить последнему уведомление о снятии с регистрации кассовых аппаратов и систем. В этом документе должно содержаться требование представить фискальный отчет (Z-отчет) за последний день работы КСА либо фискальный отчет (Z-отчет) с показаниями денежного нарастающего оборота за весь период использования кассового аппарата или системы на дату составления последнего отчета закрытия смены, а также эксплуатационную документацию (паспорт (формуляр) на КСА для проставления штампа инспекции МНС), которая возвращается субъекту предпринимательской деятельности.

Инспекция МНС в 3-дневный срок с даты снятия кассового аппарата или системы с регистрации направляет копию решения об этом в ЦТО, с которым заключен договор на его техническое обслуживание и ремонт, для снятия и уничтожения средств контроля в соответствии с законодательством.

Согласно п. 49 Перечня административных процедур, совершаемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2007 №1399, при снятии с регистрации кассовых аппаратов и систем по инициативе субъекта предпринимательской деятельности в инспекцию МНС должны быть представлены:

   – заявление;

   – фискальный отчет (Z-отчет);

   – эксплуатационная документация (паспорт (формуляр) КСА), техническое заключение об исправности кассового аппарата или системы.

Ремонт кассовых аппаратов и систем


Как и любые другие сложные технические устройства, кассовые аппараты и системы требуют технического обслуживания и ремонта. Пунктом 7 Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.09.2004 №103 (далее – Инструкция №103), установлено, что КСА, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат техническому обслуживанию и ремонту в порядке, установленном законодательством Беларуси.

В случае обнаружения неисправности кассового аппарата или системы субъекты предпринимательской деятельности должны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек, а кассир или иное уполномоченное лицо обязаны оформить окончание работы на данном КСА. При невозможности снятия отчета закрытия смены (Z-отчета) составляется акт (произвольной формы) наличия денежных средств в денежном ящике и производится запись в книге кассира-операциониста, вызывается представитель ЦТО, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт для выполнения работ, в порядке, установленном законодательством. На период ремонта кассового аппарата или системы при невозможности замены неисправных КСА на исправные и отвечающие требованиям законодательства Республики Беларусь или при временном отсутствии электроэнергии юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках.

По окончании ремонта КСА или устранения неисправности в электросети в инспекцию МНС представляются документы, подтверждающие выполнение ремонта кассового аппарата или системы, или справки произвольной формы о периоде временного отсутствия электроэнергии. Сведения о количестве использованных первичных учетных документов субъекты предпринимательской деятельности должны сообщить в инспекцию МНС не позднее 3 дней со дня, следующего за днем введения кассового аппарата или системы в эксплуатацию.

На время ремонта КСА, вышедших из строя, ЦТО может выдать взамен другой кассовый аппарат или систему из своего резерва. Замена КСА, сданных в ремонт, на кассовый аппарат или систему из резервного фонда ЦТО производится с заполнением акта о снятии показаний контрольных и денежных счетчиков перед сдачей (отправкой) в ремонт и при приемке (возврате) из ремонта и при переводе их на нули по форме согласно приложению 5 к Инструкции №100, который прикладывается к отчету кассира (в акте допускается указание дополнительной информации о показаниях денежных счетчиков по приходу и по расходу).


Отчетность по кассовым аппаратам и системам


Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие кассовые аппараты и системы (за исключением Национального банка Республики Беларусь и банков) должны ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в инспекцию МНС по месту своей постановки на учет отчет о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек через эти аппараты, системы, машины, таксометры, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг по форме согласно приложению 4 к Инструкции №103, если иное не предусмотрено законодательными актами Беларуси.

Прием наличных денег без использования технических средств


В соответствии с п. 2.2 постановления Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 №18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее – Постановление №18/1) юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых аппаратов и систем в случаях:

   – осуществления розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью до трех продавцов в таких объектах;

   – осуществления розничной торговли на рынках на торговых местах, ярмарках и выставках товаров, а также розничной торговли с использованием торговых автоматов, электронной торговли;

   – осуществления разносной и развозной торговли товарами;

   – продажи газет, журналов и иной печатной продукции (за исключением художественной литературы), проездных билетов, талонов, жетонов для проезда в городском общественном транспорте и метро, лотерейных билетов, пластиковых телефонных карт и интернет-карт, карт экспресс-оплаты и других электронных карт, а также сопутствующих товаров в торговых объектах (киосках, павильонах) при условии, что доля сопутствующих товаров в товарообороте одного торгового объекта составляет не более 50%;

   – осуществления продажи в разлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в торговых объектах (магазины, павильоны с торговым залом) и объектах общественного питания), а также живой рыбы из цистерн и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур;

   – оказания разовых услуг, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации;

   – оказания бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену;

   – оказания услуг (прием денежных средств от населения) в отделениях (филиалах) банков, расположенных в сельской местности, с количеством работников таких отделений (филиалов) до двух человек;

   – реализации (за исключением реализации в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, оказания платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, при этом расчет за такую реализованную продукцию и оказанные услуги осуществляется наличными денежными средствами непосредственно в кассу юридического лица и индивидуального предпринимателя;

   – продажи товаров, за исключением продажи товаров в торговых объектах розничной торговли, магазинах-складах, выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

   – в некоторых других случаях, перечисленных в п. 2.2 Постановления №18/1, когда организовать прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг с применением кассовых аппаратов и систем невозможно или затруднительно (например, при продаже товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в вагонах поездов, осуществлении адвокатской и частной нотариальной деятельности, оказании некоторых видов услуг вне постоянного места осуществления деятельности субъекта хозяйствования или в сельской местности и т.д.).

В перечисленных случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели должны осуществлять прием наличных денежных средств с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (далее – ЭБД) в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам и Министерством финансов Республики Беларусь. Реализация за наличные денежные средства услуг, оказание которых подтверждается выдачей бланков строгой отчетности, осуществляется без оформления указанных первичных учетных документов. В то же время данное право не освобождает субъектов хозяйствования от оформления первичных учетных документов.

Порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем регулируется постановлением Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Республики Беларусь от 03.09.2004 №99/134 (далее – Постановление №99/134).

Прием наличных денег субъектами, имеющими право не использовать кассовые аппараты и системы, должен осуществляться по приходному кассовому ордеру формы КО-1, талонам формы 20-ФС, квитанции формы КВ-1, а также другим документам, информация об изготовлении и реализации которых заносится в ЭБД. Применение того или иного документа зависит от вида и места деятельности субъекта. Например, для приема наличных денег при оказании бытовых услуг населению за наличный расчет в пунктах обслуживания применяются бланки форм БО-1, БО-2, БО-3, БО-4, БО-5 юв, БО-6, БО-7, БО-8, БО-9, БО-10ф, БО-11, утвержденные постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 22.01.2007 №6 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету бытовых услуг населению и Инструкции о порядке заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету бытовых услуг населению».

Согласно п. 1.2 Постановления №99/134 прием наличных денежных средств по приходным кассовым ордерам при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг осуществляется с отражением по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) без оформ­ления приходного кассового ордера на каждую покупку (выполненную работу, оказанную услугу), за исключением случаев осуществления электронной торговли; доставки товаров на дом, реализации (за исключением реализации в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, оказания платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, при которой прием наличных денежных средств осуществляется непосредственно в кассу субъекта хозяйствования, обслуживания выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг, а также других услуг, оказываемых вне постоянного места осуществления деятельности; осуществления разовых услуг, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации.

Указанный порядок приема наличных денежных средств не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выдачи покупателю (потребителю) документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги) в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», и оформления документа, подтверждающего факт совершения хозяйственной операции в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Положение о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утверждено постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 06.05.2002 №23. В частности, п. 2 этого нормативного акта установлено, что при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без использования кассовых аппаратов и систем документом, подтверждающим факт покупки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являются товарный чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара (работы, услуги), стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе).

При оформлении на сумму покупки товара (выполнения работы, оказания услуги) первичного учетного документа, информация об изготовлении и реализации которого заносится в ЭБД, отраженные в таких документах суммы принятых наличных денежных средств не включаются в общую сумму принятых наличных денежных средств при заполнении приходного кассового ордера в конце рабочего дня (смены).

В завершение отметим, что порядок заполнения квитанции формы КВ-1, приходного кассового ордера формы КО-1 и талона формы 20-фс установлен приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.1999 №311 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации».




Список использованных источников


1.     Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации. – М., 2004.

2.     Агарков М.М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. – 1940. – №8–9.

3.     Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структуры // Журнал российского права – 2006. – №2.

4.     Горбунова О.Н. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. – 3-е изд. – М., 2005.

5.     Головин А.Ю., Логвинова И.В. Понятие финансового права, его особенности и связи с другими отраслями права // Финансовое право: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Головина, Е.А. Федоровой. – М., 2005.

6.     Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – М. – 2006.

7.     Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. – 2003. – №12.

8.     Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Минск «Беларусь» 1997.

9.     Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. – 2005. – №7.

10. Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002 г.

11. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

12. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты