Согласно п. 20 Инструкции №103 использование кассовых аппаратов и систем (за исключением КСА, применяемых на транспорте) вне пункта их установки допускается при условии соблюдения требований, установленных п. 7 Инструкции №100 и приведенных выше.
Выбытие кассовых аппаратов и систем
В соответствии п. 9 Инструкции о некоторых вопросах регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.09.2004 №100 (далее – Инструкция №100), кассовые аппараты и системы подлежат снятию с регистрации в инспекции Министерства по налогам и сборам (далее – инспекция МНС) в случаях:
1) несоответствия кассового аппаратов и систем эталонным образцам и технической документации по заключению организации, уполномоченной на проведение их технического освидетельствования;
2) истечения установленных законодательством предельных сроков использования КСА;
3) отсутствия (повреждения) средств контроля;
4) прекращения действия договора на техническое обслуживание и ремонт КСА и незаключения договора на техническое обслуживание и ремонт с иным центром технического обслуживания и ремонта (далее – ЦТО);
5) передачи (реализации, сдаче в аренду, безвозмездной передаче и др.) кассовых аппаратов и систем в собственность, во владение либо пользование другому лицу;
6) реорганизации юридического лица путем слияния, присоединения, разделения, выделения для реорганизуемого юридического лица;
7) ликвидации юридического лица, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
8) хищения кассового аппарата или системы;
9) по заявлению субъекта предпринимательской деятельности.
В большинстве из перечисленных случаев (1–5 и 7) снятие кассовых аппаратов и систем с регистрации может быть произведено инспекцией МНС без заявления субъекта предпринимательской деятельности. При этом налоговики должны направить последнему уведомление о снятии с регистрации кассовых аппаратов и систем. В этом документе должно содержаться требование представить фискальный отчет (Z-отчет) за последний день работы КСА либо фискальный отчет (Z-отчет) с показаниями денежного нарастающего оборота за весь период использования кассового аппарата или системы на дату составления последнего отчета закрытия смены, а также эксплуатационную документацию (паспорт (формуляр) на КСА для проставления штампа инспекции МНС), которая возвращается субъекту предпринимательской деятельности.
Инспекция МНС в 3-дневный срок с даты снятия кассового аппарата или системы с регистрации направляет копию решения об этом в ЦТО, с которым заключен договор на его техническое обслуживание и ремонт, для снятия и уничтожения средств контроля в соответствии с законодательством.
Согласно п. 49 Перечня административных процедур, совершаемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2007 №1399, при снятии с регистрации кассовых аппаратов и систем по инициативе субъекта предпринимательской деятельности в инспекцию МНС должны быть представлены:
– заявление;
– фискальный отчет (Z-отчет);
– эксплуатационная документация (паспорт (формуляр) КСА), техническое заключение об исправности кассового аппарата или системы.
Ремонт кассовых аппаратов и систем
Как и любые другие сложные технические устройства, кассовые аппараты и системы требуют технического обслуживания и ремонта. Пунктом 7 Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.09.2004 №103 (далее – Инструкция №103), установлено, что КСА, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат техническому обслуживанию и ремонту в порядке, установленном законодательством Беларуси.
В случае обнаружения неисправности кассового аппарата или системы субъекты предпринимательской деятельности должны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек, а кассир или иное уполномоченное лицо обязаны оформить окончание работы на данном КСА. При невозможности снятия отчета закрытия смены (Z-отчета) составляется акт (произвольной формы) наличия денежных средств в денежном ящике и производится запись в книге кассира-операциониста, вызывается представитель ЦТО, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт для выполнения работ, в порядке, установленном законодательством. На период ремонта кассового аппарата или системы при невозможности замены неисправных КСА на исправные и отвечающие требованиям законодательства Республики Беларусь или при временном отсутствии электроэнергии юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках.
По окончании ремонта КСА или устранения неисправности в электросети в инспекцию МНС представляются документы, подтверждающие выполнение ремонта кассового аппарата или системы, или справки произвольной формы о периоде временного отсутствия электроэнергии. Сведения о количестве использованных первичных учетных документов субъекты предпринимательской деятельности должны сообщить в инспекцию МНС не позднее 3 дней со дня, следующего за днем введения кассового аппарата или системы в эксплуатацию.
На время ремонта КСА, вышедших из строя, ЦТО может выдать взамен другой кассовый аппарат или систему из своего резерва. Замена КСА, сданных в ремонт, на кассовый аппарат или систему из резервного фонда ЦТО производится с заполнением акта о снятии показаний контрольных и денежных счетчиков перед сдачей (отправкой) в ремонт и при приемке (возврате) из ремонта и при переводе их на нули по форме согласно приложению 5 к Инструкции №100, который прикладывается к отчету кассира (в акте допускается указание дополнительной информации о показаниях денежных счетчиков по приходу и по расходу).
Отчетность по кассовым аппаратам и системам
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие кассовые аппараты и системы (за исключением Национального банка Республики Беларусь и банков) должны ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в инспекцию МНС по месту своей постановки на учет отчет о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек через эти аппараты, системы, машины, таксометры, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг по форме согласно приложению 4 к Инструкции №103, если иное не предусмотрено законодательными актами Беларуси.
Прием наличных денег без использования технических средств
В соответствии с п. 2.2 постановления Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 №18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее – Постановление №18/1) юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых аппаратов и систем в случаях:
– осуществления розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью до трех продавцов в таких объектах;
– осуществления розничной торговли на рынках на торговых местах, ярмарках и выставках товаров, а также розничной торговли с использованием торговых автоматов, электронной торговли;
– осуществления разносной и развозной торговли товарами;
– продажи газет, журналов и иной печатной продукции (за исключением художественной литературы), проездных билетов, талонов, жетонов для проезда в городском общественном транспорте и метро, лотерейных билетов, пластиковых телефонных карт и интернет-карт, карт экспресс-оплаты и других электронных карт, а также сопутствующих товаров в торговых объектах (киосках, павильонах) при условии, что доля сопутствующих товаров в товарообороте одного торгового объекта составляет не более 50%;
– осуществления продажи в разлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в торговых объектах (магазины, павильоны с торговым залом) и объектах общественного питания), а также живой рыбы из цистерн и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур;
– оказания разовых услуг, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации;
– оказания бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену;
– оказания услуг (прием денежных средств от населения) в отделениях (филиалах) банков, расположенных в сельской местности, с количеством работников таких отделений (филиалов) до двух человек;
– реализации (за исключением реализации в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, оказания платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, при этом расчет за такую реализованную продукцию и оказанные услуги осуществляется наличными денежными средствами непосредственно в кассу юридического лица и индивидуального предпринимателя;
– продажи товаров, за исключением продажи товаров в торговых объектах розничной торговли, магазинах-складах, выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
– в некоторых других случаях, перечисленных в п. 2.2 Постановления №18/1, когда организовать прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг с применением кассовых аппаратов и систем невозможно или затруднительно (например, при продаже товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в вагонах поездов, осуществлении адвокатской и частной нотариальной деятельности, оказании некоторых видов услуг вне постоянного места осуществления деятельности субъекта хозяйствования или в сельской местности и т.д.).
В перечисленных случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели должны осуществлять прием наличных денежных средств с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (далее – ЭБД) в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам и Министерством финансов Республики Беларусь. Реализация за наличные денежные средства услуг, оказание которых подтверждается выдачей бланков строгой отчетности, осуществляется без оформления указанных первичных учетных документов. В то же время данное право не освобождает субъектов хозяйствования от оформления первичных учетных документов.
Порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем регулируется постановлением Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Республики Беларусь от 03.09.2004 №99/134 (далее – Постановление №99/134).
Прием наличных денег субъектами, имеющими право не использовать кассовые аппараты и системы, должен осуществляться по приходному кассовому ордеру формы КО-1, талонам формы 20-ФС, квитанции формы КВ-1, а также другим документам, информация об изготовлении и реализации которых заносится в ЭБД. Применение того или иного документа зависит от вида и места деятельности субъекта. Например, для приема наличных денег при оказании бытовых услуг населению за наличный расчет в пунктах обслуживания применяются бланки форм БО-1, БО-2, БО-3, БО-4, БО-5 юв, БО-6, БО-7, БО-8, БО-9, БО-10ф, БО-11, утвержденные постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 22.01.2007 №6 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету бытовых услуг населению и Инструкции о порядке заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету бытовых услуг населению».
Согласно п. 1.2 Постановления №99/134 прием наличных денежных средств по приходным кассовым ордерам при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг осуществляется с отражением по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) без оформления приходного кассового ордера на каждую покупку (выполненную работу, оказанную услугу), за исключением случаев осуществления электронной торговли; доставки товаров на дом, реализации (за исключением реализации в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, оказания платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, при которой прием наличных денежных средств осуществляется непосредственно в кассу субъекта хозяйствования, обслуживания выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг, а также других услуг, оказываемых вне постоянного места осуществления деятельности; осуществления разовых услуг, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации.
Указанный порядок приема наличных денежных средств не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выдачи покупателю (потребителю) документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги) в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», и оформления документа, подтверждающего факт совершения хозяйственной операции в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Положение о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утверждено постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 06.05.2002 №23. В частности, п. 2 этого нормативного акта установлено, что при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без использования кассовых аппаратов и систем документом, подтверждающим факт покупки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являются товарный чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара (работы, услуги), стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе).
При оформлении на сумму покупки товара (выполнения работы, оказания услуги) первичного учетного документа, информация об изготовлении и реализации которого заносится в ЭБД, отраженные в таких документах суммы принятых наличных денежных средств не включаются в общую сумму принятых наличных денежных средств при заполнении приходного кассового ордера в конце рабочего дня (смены).
В завершение отметим, что порядок заполнения квитанции формы КВ-1, приходного кассового ордера формы КО-1 и талона формы 20-фс установлен приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.1999 №311 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации».
Список использованных источников
1. Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации. – М., 2004.
2. Агарков М.М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. – 1940. – №8–9.
3. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структуры // Журнал российского права – 2006. – №2.
4. Горбунова О.Н. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. – 3-е изд. – М., 2005.
5. Головин А.Ю., Логвинова И.В. Понятие финансового права, его особенности и связи с другими отраслями права // Финансовое право: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Головина, Е.А. Федоровой. – М., 2005.
6. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – М. – 2006.
7. Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. – 2003. – №12.
8. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Минск «Беларусь» 1997.
9. Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. – 2005. – №7.
10. Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002 г.
11. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.
12. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.