Принцип разделения властей в теории и практике федеративных отношений

2 ТЕОРИТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


2.1 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ И СУБЪЕКТАХ РФ


Согласно ст. 94 и ст. 95 Конституции РФ: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов».[7] Опираясь на Конституцию РФ мы можем сказать, что законодательная власть как одна из ветвей власти закрепляется в ней. Это значит, что государство гарантирует законодательную власть в виде Федерального Собрания. Но Федеральное Собрание не единственный законодательный орган в Российской Федерации. Наряду с ним существуют и занимаются законотворчеством законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Рассмотрим Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации». В ст. 4 настоящего закона прописываются основы статуса законодательного представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: «Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (далее - установленное число депутатов)».[8] В каждом субъекте есть свой высший и единственный орган законодательной власти, который осуществляет законодательную деятельность, сотрудничая и взаимодействуя с другими ветвями власти. Для законодательных органов субъектов РФ существуют некоторые ограничения при создании и реализации нормативных правовых актов. Эти ограничения связаны прежде всего тем, что Федеральное Собрание в лице двух палат тоже осуществляет законодательную деятельность и поэтому нормативные правовые акты законодательных органов государственной власти субъектов РФ не должны противоречить нормативным правовым актам Федерального Собрания. «В отношении понятия “законодательный орган” в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции».[9] Федеральное Собрание осуществляет и другие функции. Государственная дума утверждает Федеральный бюджет в РФ. Функции законодательных органов государственной власти субъектов РФ регулируются федеральными законами, но в отличие от Федерального Собрания они подчиняются конституциям и уставам субъектов РФ. Органы законодательной власти субъектов РФ могут издавать свои законы для регулирования и реализации власти в своем субъекте, но с условием, чтобы эти нормативные правовые акты не противоречили Конституции РФ. Рассмотрим случай, когда Федеральное Собрание в лице двух палат принимает закон о поправке к Конституции и какими органами он одобряется в системе разделения властей на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. О.Н. Булаков пишет: «Текст закона о поправке к Конституции направляется для рассмотрения в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые в течение года должны рассмотреть данный вопрос. Учет данных из субъектов осуществляет Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству. Закон о поправке к Конституции считается одобренным законодательным (представительным) органом субъекта, если данный орган одобрил его в целом, без предложений о внесении в него изменений и дополнений, и направил постановление об этом в Совет Федерации. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству оглашает на заседании палаты заключение о результатах рассмотрения закона законодательными (представительными) органами субъектов, после чего результаты рассмотрения оформляются постановлением Совета Федерации, в котором должны содержаться следующие сведения: а) наименование законодательного (представительного) органа субъекта РФ, который одобрил закон о поправке к Конституции; б) дата принятия, номер постановления законодательного (представительного) органа субъекта; в) общее число законодательных (представительных) органов субъектов РФ, одобривших закон о поправке к Конституции; г) результаты рассмотрения (для одобрения закона необходимо, чтобы "за" высказались законодательные (представительные) органы не менее чем двух третей субъектов РФ)»[10] Совет Федерации как одна из палат Федерального Собрания должна докладывать о состоянии законодательства в РФ, где Совет Федерации предпринимает и оценивает результаты и итоги законодательной деятельности, выявляет следующие тенденции развития российского законодательства, а также дает рекомендации по совершенствованию и улучшению законотворчества в РФ и субъектах РФ. Доклад осуществляет Совет Федерации, так как этот орган наиболее выражает позицию субъектов РФ. Совет Федерации впервые представляет доклад исходя из особенностей своего конституционно-правового статуса: Совет Федерации призван нести ответственность за качество законов наряду с другими участниками законодательного процесса; Совет Федерации является органом, обладающим правом законодательной инициативы и наиболее полно на федеральном уровне выражающим позицию субъектов Российской Федерации;

Совет Федерации взаимодействует с Президентом Российской Федерации в реализации своих полномочий по законодательному регулированию важнейших сфер жизнедеятельности государства. Доклад адресован прежде всего членам Совета Федерации, а также всем остальным субъектам права законодательной инициативы и правоприменительной практики в целях принятия консолидированных усилий по совершенствованию законодательства Российской Федерации и системы регулирования общественных отношений в целом.[11] На субъекты РФ могут влиять решения Конституционного суда РФ и Президента РФ. Если законодательный орган субъекта РФ принял конституцию (устав) или иной нормативный правовой акт противоречащий Конституции РФ, Федеральным законам и Федеральным конституционным законам и при решении суда не ликвидировал эту проблему в срок, то Президент может принять указ. «Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске указанного органа.

Срок, в течение которого Президент Российской Федерации вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда».[12] Проблемы законодательной власти проявляются, если органы, контролирующие и надзирающие за правовыми актами субъектов РФ долгое время не могут найти, где и в каком субъекте РФ нормативные правовые акты противоречат Конституции РФ, Федеральным конституционным законам и Федеральным законам. Также проблемы могут возникать из-за халатности глав субъектов РФ, которые в нужный срок не ознакомились нормативными правовыми актами направленные им Советом Федерации Федерального Собрания. Две ветви государственной власти: исполнительная и судебная помогают законодательной власти в решении ее проблем, а также задач. Можно сделать вывод, что законодательная власть в Российской Федерации обеспечивает нас нормативной правовой базой. На уровне федеральных отношений законодательная власть обеспечивается взаимодействием и сотрудничеством между Российской Федерацией и субъектами РФ. Субъекты РФ обладают некоторой самостоятельностью и суверенитетом. Здесь действует принцип: «что не противоречить Конституции РФ и закона РФ, то разрешено на уровне субъектов РФ

2.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОТ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ К УРОВНЯМ СУБЪЕКТОВ РФ

Согласно ст.110 Конституции РФ: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров».[13] Положение и место Правительства РФ в системе разделения властей государственных органов определено Конституции РФ и др. нормативными правовыми актами. Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, но наряду с ним существуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Их огромное множество, что исполнительной власти посвящена целая отрасль права – административное право. Правовой статус и система органов исполнительной власти прописываются в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В 3 главе раскрываются нормы, положения и система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

«Статья 17. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

1. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 11.12.2004 N 159-ФЗ.

3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. 4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации».[14] Исполнительная власть в лице Правительства РФ, органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ обладают некоторой самостоятельностью и по принципу разделения властей в Российской Федерации, и в их дела вмешиваться не имеют права законодательная и судебная власть. Также судебная и законодательная власть не должны брать на себя полномочия исполнительной власти. Если они нарушать эти запреты, то они посягнут на Конституцию РФ, и на конституционный строй, тем самым нарушая принцип разделения власти в Российской Федерации. Но законодательная власть может сменить Правительство РФ по согласию Президента РФ, а судебная власть может отменять нормативные правовые акты, издаваемые исполнительными органами, если они противоречат нормам Конституции РФ или не соответствуют ее содержанию. Все это прописывается в ст. 117 ч. 3 Конституции РФ: «Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации».[15] Мы рассмотрели, как законодательная власть может на системе сдержек и противовесов влиять на Правительство РФ, но при этом законодательная власть в виде Государственной Думы может быть распущена Президентом РФ при таких обстоятельствах. Проанализируем действия и полномочия Конституционного Суда на территории всей Российской Федерации. На территории республик РФ действуют Конституционные Суды субъектов РФ. В их полномочия в отличии от Конституционного Суда РФ различаются тем, что они проверяют конституционность своей нормативной базы в соответствии со их Конституцией. В ст. 3 Федеральном конституционном законе"О Конституционном Суде Российской Федерации" расписаны полномочия Конституционного Суда Российской Федерации:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты