Принцип разделения властей в теории и практике федеративных отношений

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле».[16] Выяснилось, что исполнительная власть самостоятельная и по принципу разделения властей никто не имеет права брать ее полномочия на себя. Но в тоже очередь она может контролироваться со стороны законодательной и судебной власти. Ведь здесь главным принципом является основы конституционного строя РФ, а также права и свободы человека и гражданина, которые в Российской Федерации признаются наивысшей ценностью. «Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений»[17] Реализация и передача частично полномочии Правительством РФ к органам исполнительной власти субъектов РФ и наоборот осуществляется на основе федеральных законов. Исполнительная власть как на федеральном уровне так и на уровне субъектов РФ призвана реализовать и обеспечивать государственную власть в стране. Возникающие проблемы между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ решаются с помощью нормативных правовых актов РФ, Конституции РФ и др. законов, а также с помощью судебной и законодательной власти Российской Федерации. Лучше и конкретнее можно понять реализацию исполнительной власти, если проанализировать систему и структуру исполнительной власти федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. «Особенностью этой системы является то, что вне названных пределов и полномочии органы исполнительной власти субъектов РФ обладают всей полнотой государственной власти, т.е. на своей территории эти органы практически реализуют основные функции государственного управления. Создаются самими субъектами, самостоятельно определяющими и их административно – правовой статус. Органы исполнительной власти субъектов РФ не находятся в организационном подчинении соответствующим федеральным органам. Последние взаимодействуют с соответствующими их профилю министерствами и иными органами исполнительной власти субъектов РФ. Отнесенные к их ведению полномочия федеральные органы исполнительной власти осуществляются на территории субъектов непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы».[18]

В Российской Федерации существует принцип разграничения деятельности исполнительных органов. Это разграничение применяется между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. У федеральных органов исполнительной власти есть исключительный предмет ведения, а также существует совместный предмет ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении государственной власти. «Федеративный характер Российского государства предполагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Разделение полномочий происходит как по горизонтали (на три ветви власти), так и по вертикали (между Федерацией и регионами). Федерализм предполагает сложный характер взаимоотношений между носителями публичной власти и обусловливает децентрализацию государственного управления. Нельзя не отметить, что как в России, так и в других странах постоянно обсуждаются плюсы и минусы федеративного и унитарного устройств государств. Но в любом случае децентрализация и деконцентрация государственной власти являются признанными условиями ее эффективности».[19] В Российской Федерации между федеральными органами исполнительной власти существует проблема централизации. Исполнительная власть, конечно, должна быть самостоятельной в субъектах РФ, но главное управление и его эффективность идет от самой РФ. В нашей стране в целом решают проблему реализации исполнительной власти, но существуют некоторые недочеты. К примеру, статус республик и статус др. субъектов РФ различаются, что в основном влияет на реализацию исполнительной власти в субъекте РФ. Большие проблемы возникают при подготовке и квалификации кадров государственных служащих исполнительной власти. Вот, как анализирует это явление Кененова И.П. в своей статье: «Во-первых, содержание и эффективность управленческой деятельности государственного чиновника высшего уровня зависит в большей степени не от той правовой процедуры, которая приводит его к государственной должности, а от той реальной системы кадрового отбора, которая сложилась в условиях конкретных места и времени. Не случайно Н. Трубецкой считал именно типы отбора правящего слоя, а вовсе не типы и формы правления, наиболее важными для понимания специфики государственности Поэтому наделение полномочиями по представлению Президента главы исполнительной власти субъекта РФ вместо избрания электоратом - это и не реформа по сути, а лишь ее имитация. Ведь тип отбора правящего слоя остался прежним. Во-вторых, введение пропорциональной избирательной системы было бы оправданно тогда, когда в стране реально сложилась бы многопартийная система (с мощной социальной поддержкой различных политических сил). В последнем случае резонно стремление власти разноголосицу политических сил направить в "конструктивное русло", в частности, посредством введения пропорциональной избирательной системы. Возможно, с помощью данной трансформации удалось бы разрушительную силу борьбы конфликтующих партий преобразовать в созидательные управленческие усилия, скажем, коалиционного правительства».[20] В нашей стране множество политических партии. Но в управлении принимает лишь некоторая часть, т.е. все интересы общества в осуществлении исполнительной власти невозможны и партии находящиеся у власти субъектов РФ не совпадают интересами партии федерального уровня. Совпадения бывают, если одна и та же партия участвует в управлении как на федеральном уровне так и на уровне субъектов РФ. В целом исполнительная власть справляется со своими полномочиями и ей можно совершенствоваться в правовом регулировании. Можно сделать вывод, что проблемы существуют, и их быстрое решение может укрепить и развить исполнительную власть на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ в системе разделения властей.


2.3 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ – ОСНОВА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Демократические принципы организации и деятельности государственной власти в РФ находят свое выражение и в конституционных основах судебной системы и прокуратуры. Это прежде всего определяется закреплением принципа разделения властей (ст. 10 и 11 Конституции РФ), в соответствии с которым судебная власть выступает как одна из трех самостоятельных разновидностей государственной власти. Конституционные основы осуществления этой власти в РФ определяются Конституцией РФ (ст. 22, 23, 25, 46-54, 118-128 и др.) и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.[21] Это закрепляется ч. 1 ст. 118 Конституции РФ и является одним из важнейших конституционных принципов судебной власти в РФ, направленным на обеспечение гарантий законности, охраны прав и интересов граждан и организаций. Носителями судебной власти являются только судьи, а в ряде случаев также присяжные и народные заседатели. В Законе РФ «О статусе судей Российской Федерации»[22] (июнь 1992 г.) говорится, что «судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа». При этом судьи — это «лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе».

Судебная власть в РФ осуществляется в целом на основе таких общедемократических принципов, как равенство всех граждан перед законом и судом, уважение личности, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, обеспечение национального языка судопроизводства и др. Вместе с тем в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений она может осуществляться в специфически разных формах. «В этой связи ч. 2 ст. 118 Конституции РФ говорит о том, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а в ст. 127 отдельно закрепляется еще и арбитражное судопроизводство.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Она включает федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов РФ. Федеральные суды — это: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

По персональному признаку разграничивается подсудность дел между военными судами и другими судами общей юрисдикции».[23] К подсудности военным судам Уголовно-процессуальным кодексом РФ отнесены уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.

 Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Суды субъектов РФ — это конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Таким образом, встречающиеся еще иногда товарищеские суды, третейские суды, как и некоторые другие квазисудебные органы (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ или Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ), являются, по сути дела, административными органами, в судебную систему не входящими и судебной властью не обладающими. Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) особо выделяет то, что создание чрезвычайных судов не допускается.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты