Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь

– разработка предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

– обобщение практики исполнения международных договоров и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений;

– изучение практики координации действий правоохранительных органов, распространение их положительного опыта.

В координации деятельности по борьбе с преступностью участвуют органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы Комитета государственной безопасности, налоговые органы, а также иные государственные органы, наделенные функциями дознания или предварительного следствия, а также процессуального надзора (контроля) за соблюдением законов при их осуществлении.

Координация осуществляется на основе:

– соблюдения законности;

– равенства всех участников координационной деятельности в постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций;

– самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Республики Беларусь полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и мероприятий;

– гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, государственной и иной охраняемой законом тайны;

– ответственности руководителей каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:

– проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

– текущий обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

– совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

– создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

– проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений и условий, способствующих их совершению;

– взаимное использование возможностей правоохранительных органов в повышении квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций, оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью по основаниям и в порядке, предусмотренных законом;

– издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и ориентировок, иных организационно-распорядительных документов;

– издание совместных бюллетеней (сборников) и других информационных документов по обмену опытом деятельности по борьбе с преступностью;

– разработка и утверждение согласованных полугодовых, а при необходимости – перспективных планов координационной деятельности.

Прокурор обязан систематически информировать органы государственной власти и управления о состоянии законности, структуре и динамике преступности. Прокурор принимает участие в работе комиссии по соблюдению законности, наблюдательной комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних при местных исполнительно-распорядительных органах. Своим участием в их работе он предупреждает принятие незаконных и необоснованных решений. Это не исключает права прокурора принести протест на решение этих комиссий, если они не соответствуют или противоречат закону.

В борьбе с нарушениями законности органы прокуратуры взаимодействуют с Комитетом государственного контроля, контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Республики Беларусь, учреждениями Национального банка и других государственных банков, Госстандарта, департаментом государственной инспекции труда, инспекцией по качеству товаров и другими контролирующими органами.

Такое взаимодействие особенно эффективно в борьбе с нарушениями законов об охране государственной собственности, законодательства о труде и охране труда, с бесхозяйственностью.

Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов. На заседаниях коллегий Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, прокуратур областей, военной и транспортной прокуратур могут быть также заслушаны сообщения и объяснения руководителей министерств, государственных комитетов, других органов государственного управления, надзора и контроля, предприятий, учреждений, организаций о состоянии законности в подконтрольных и подведомственных организациях.

Взаимодействуя с хозяйственными судами и юридическими службами субъектов хозяйствования, органы прокуратуры эффективнее вскрывают и устраняют нарушения законности.

Эффективны проверки, проводимые прокурорами совместно со специализированными органами контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства о соблюдении законов о труде и охране труда на промышленных предприятиях и строительных объектах, в учреждениях, организациях. Прокурорами и специалистами отделов образований проводятся совместные проверки законности мер, принимаемых комиссиями по делам несовершеннолетних к несовершеннолетним и их родителям при совершении соответствующих нарушений.


7 Принцип гласности в деятельности органов прокуратуры


Принцип гласности в действующем Законе о прокуратуре закреплен следующим образом: прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению правосознания населения и, в конечном счете, укреплению законности. Последнее имеет важное значение для самой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплению законности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретным уголовным и гражданским делам, размещение материалов о преступлениях и правонарушениях в средствах массовой информации способствуют недопущению нарушений законности в работе самой прокуратуры.

Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в Генеральной прокуратуре структурного подразделения — управления правового обеспечения информации и общественных связей, отвечающего за связь со средствами массовой информации, организующего эту работу на местах.

Анализ деятельности органов прокуратуры в прошлые годы показывает, какой вред приносила «засекреченность» в деятельности следователей и прокуроров во всех направлениях, а в особенности в раскрытии и расследовании преступлений. Отсутствие гласности вело к изоляции правоохранительных органов от органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, населения.

Принцип гласности означает открытость и доступность информации о деятельности органов прокуратуры для граждан, средств массовой информации. Посредством его реализации общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как следствие, — позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом и граждане, и средства массовой информации сообщают органам прокуратуры об известных им фактах правонарушений. В результате этого последовательное соблюдение принципа гласности активно работает на процесс укрепления законности.

Однако не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами законодательства. Согласно ст. 28 Конституции Республики

Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2004 г. № 186 утвержден Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь в области внешних сношений, экономики и финансов, науки и техники, в военной области, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в области национальной безопасности.

Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 1 июня 2006 г. № 9 (с изм. от 12 февраля 2007 г.) утвержден Перечень сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, которым должны руководствоваться в своей деятельности все работники органов Прокуратуры Республики Беларусь.

Этот Перечень должен применяться совместно с Республиканским перечнем сведений ограниченного распространения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 1999 г. № 237 «О служебной информации ограниченного распространения»2. Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 30 ноября 1998 г. № 61 утверждено Положение о порядке обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения в Прокуратуре Республики Беларусь. Согласно п. 1.2 этого Положения служебная информация ограниченного распространения – сведения, распространение которых Прокуратура Республики Беларусь считает нежелательным в интересах обеспечения своей деятельности.

Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

– описание структуры прокуратуры республики, ее функций, направлений и форм деятельности, а также адреса нижестоящих прокуратур;

– порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан и юридических лиц;

– решения по обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренные в установленном порядке;

– сведения о нарушениях законности, неправомерности действий или бездействии государственных органов и должностных лиц, криминогенной ситуации, правонарушениях.

Практика подтверждает, что нередко на «волне гласности» средства массовой информации разглашают обстоятельства совершенного преступления, имеющие важное доказательственное значение, в связи с чем этих доказательств впоследствии органы предварительного следствия лишаются.

С принятием Закона от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) была легализирована деятельность органов внутренних дел и общественной безопасности и снят покров таинственности с этой деятельности органов внутренних дел. Возникает вопрос, какую информацию о ходе и результатах применения различного рода оперативно-розыскных мероприятий можно предать гласности. В этой связи прокурорам и следователям, использующим результаты оперативно-розыскной деятельности, необходимо руководствоваться приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 3 мая 2006 г. № 7 «Об организации надзора за исполнением Закона «Об оперативно- розыскной деятельности», согласно которому прокурор при санкционировании указанных мероприятий принимает меры по сохранению государственной и служебной тайны и несет установленную законом ответственность за разглашение известных ему сведений.

На практике в каждой прокуратуре персонально определены должностные лица, осуществляющие надзор за законностью производимых оперативно-розыскных мероприятий. Этим должностным лицам оформлен допуск к работе с секретными и совершенно секретными документами.

Такое исключение из общего правила одного из важнейших принципов преследует цель способствовать успешному и быстрому расследованию и раскрытию преступлений, установлению истины по делу и сохранению в неизменности установленных по уголовным делам доказательств.

Следует отметить, что в производстве органов расследования находится определенная категория уголовных дел, так или иначе связанных с государственной тайной. Расследование по таким делам осуществляется в порядке секретного производства, а их рассмотрение происходит в закрытых судебных заседаниях.

Согласно ч. 2 ст. 23 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 УПК по делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании, публично оглашается только резолютивная часть приговора, определения, постановления суда.

Сведения, составляющие государственную тайну и государственные секреты, могут быть также в сфере гражданского судопроизводства. Согласно ст. 17 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК) в целях охраны сведений, содержащих государственную тайну или тайну усыновления либо других сведений, разглашение которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебном заседании. По просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражений юридически заинтересованных в исходе дела лиц суд может рассмотреть в закрытом судебном заседании любое дело. При рассмотрении дела или совершении отдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседании присутствуют только юридически заинтересованные в исходе дела лица, а в необходимых случаях — свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Закрытое судебное заседание проводится с соблюдением всех процессуальных правил, установленных ГПК. Резолютивная часть решения суда в любом случае оглашается публично. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании суд выносит определение.

Генеральный прокурор 2–3 раза в месяц докладывает Президенту Республики Беларусь о работе органов прокуратуры по главным направлениям ее деятельности, о состоянии законности, о проведенных и проводимых прокурорских проверках в различных отраслях экономики, министерствах, на конкретных предприятиях республиканского значения, о ходе расследования уголовных дел особой категории, имеющих широкий резонанс в стране и за рубежом. Доклады Генерального прокурора Президенту страны каждый раз транслируются по Первому каналу национального телевидения.

Положительный опыт работы Генерального прокурора был распространен на нижестоящих прокуроров, что полностью отвечает требованиям Закона о прокуратуре.

В настоящее время прокуроры выступают с докладами и сообщениями на собраниях трудовых коллективов о точном и единообразном исполнении законов на предприятиях, в органах государственной власти и управления. Распространены выступления следователей в трудовых коллективах с докладами о результатах расследования уголовных дел и обсуждение причин и условий, способствовавших совершению преступлений членами указанных коллективов.

Проводя в жизнь принцип гласности, работники прокуратуры Республики Беларусь тем самым способствуют воспитанию у граждан честного отношения к труду, уважения к законам и правилам общежития, соблюдению норм морали и нравственности.


8 Принцип обязательности исполнения требований прокурора


Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.

Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

Лицам, вызываемым в рабочее время в органы прокуратуры, в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона о прокуратуре и законодательными актами, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Факт вызова лица в орган прокуратуры в рабочее время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором.

Основные положения, характеризующие данный принцип организации и деятельности прокуратуры, заключается в том, что:

1) требования прокурора должны вытекать из его надзорных полномочий;

2) исполнение требований прокурора не может быть связано с какимилибо условиями и осуществляется в сроки, указанные в законе либо согласованные с прокурором;

3) запрашиваемая информация (статистические данные, справки, документы и их копии) представляются прокурору и следователю безвозмездно;

4) неисполнение требований прокурора и следователя, а также уклонение от явки по их вызову влечет ответственность по ст. 24.6 КоАП.



Заключение


Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь - это закрепленные в Конституции Республики Беларусь, Законе «О прокуратуре» и других правовых актах требования, которые определяют основные задачи в деятельности прокуратур, полномочия прокуроров, а также содержание правовых средств и методов при осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь являются важнейшими исходными положениями, соблюдение которых позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед прокуратурой задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.

Деятельность прокуратуры Республики Беларусь основывается на таких принципах, как принцип законности, единства и централизации, равенство всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующим законодательством.

Принципы единства и централизации предполагает, что все органы прокуратуры составляют единую систему на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

Принцип независимости предполагает наличие собственной компетенции органов прокуратуры, в осуществление которой недопустимо вмешательство, воздействии иных государственных органов.

Принцип гласности обязывает прокурорских работников действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.



Список использованных источников


1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года: текст по состоянию на 2007 г. – Минск: Амалфея, 2007. – 400 с.

3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: Текст по состоянию на 12 марта 2007 г. – Минск: Амалфея, 2007. – 336 с.

4. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республике Беларусь» от 08.05.2007 г. № 220-З с изм. и доп. от 06.01.2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

5. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: закон Республики Беларусь от 13.12.1999 г. № 340-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

6. Об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-3 с изм. и доп. от 09.08.2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

7. Бессарабов В.Г. прокурорский надзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.

8. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.

9. Прокурорский надзор: Учебник /Винокурор Ю.Е. и др.; Под общей ред. Ю. Е. Винокурова. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт- изд, 2003.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты