Проблема участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд
Содержание
2. Способы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд
3. Проблема участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для муниципальных нужд
Список использованных источников
Введение
Данная работа посвящена проблеме участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Уже стал общим местом тезис о том, что основополагающей функцией государственного и муниципального заказа является стимулирующая функция. Через заказ стимулируются определенные отрасли хозяйства, обеспечивается проведение научных разработок в индустрии высоких технологий, внедряются новые технологии в наукоемких отраслях, обеспечивается ценовая политика и управление материальными потоками, а также создаются новые рынки. Во многих странах государственные и муниципальные заказы используются как средство поддержки малого предпринимательства. В этом состоит актуальность темы данной работы.
Данный вопрос в литературе достаточно популярен, примером ученых, исследовавших данный вопрос могут быть Белов В.Е., Моклаков А.А., Воробьева О.М., Сокол П.В. и т.д.
Нормативной базой данной работы являются Федеральный закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ и т.д.
Цель настоящей работы заключается в анализе проблемы участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
определить Понятие, принципы и особенности размещения заказов для государственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства;
рассмотреть способы размещения заказов для государственных и муниципальных;
анализировать существующие проблемы участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для муниципальных нужд, а также найти пути решения указанных проблем.
Методологической основой работы является системный, сравнительно-правовой, а также метод обобщения.
1. Понятие, принципы и особенности размещения заказов для государственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства
В соответствии со ст.5 Федерального закон РФ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (далее - Закон) [1] под размещением заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд.
Существует несколько определений к понятию государственный заказ:
1. государственный заказ - выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство;
2. государственный заказ - совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета;
3. государственный заказ - предложение, даваемое уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику о поставке товаров, работ, услуг для федеральных и региональных государственных нужд.
Под муниципальным заказом, в свою очередь, понимают заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. [2]
Закон о государственных поставках не охватывает случаи поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, не превышающих установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. В настоящий момент этот предел равен 100 000 руб. [3] В этих случаях возможно заключение договоров не только без проведения конкурсов, аукционов, но и без проведения котировок. Несмотря на то что на практике в этих случаях стороны не заключают договоры, а проводят оплату на основании выставленных счетов, такие договоры по смыслу статей 161, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации [4] всегда должны заключаться в письменной форме.
Участниками отношений по размещению заказов для публичных нужд выступают: государственные и муниципальные заказчики, уполномоченные органы, комиссия по размещению заказов, участники размещения заказов, а в некоторых случаях - специализированные организации.
Государственные и муниципальные заказчики - органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
Функции заказчиков могут осуществлять уполномоченные органы - специально образованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления для осуществления функций по размещению заказов для публичных нужд. Например, в Самарской области на уровне субъекта Федерации образовано главное управление организации торгов Самарской области, ранее - фонд имущества Самарской области. [5] Однако непосредственное подписание контрактов по заказам для публичных нужд осуществляется исключительно заказчиками. [1]
Специализированные организации - юридические лица, привлекаемые для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов. Эти организации действуют от имени и в интересах заказчиков, соответственно права и обязанности по этим действиям возникают лишь у заказчиков или уполномоченных органов. Ответственность за деятельность специализированных организаций солидарно несут заказчики и уполномоченные организации [1].
Это позволяет сделать вывод, что специализированные организации обладают статусом поверенного и действуют по модели договора поручения, либо в качестве агента по агентскому договору, построенного по модели договора поручения [4]. Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком исключительно путем проведения торгов.
Комиссии по размещению заказов - образуемая заказчиком, уполномоченным органом конкурсная, аукционная, котировочная комиссия. В полномочия конкурсной комиссии входит отбор участников конкурса, вскрытие конвертов, рассмотрение и оценка заявок, определение победителя, ведение протокола. В полномочия аукционной комиссии входит рассмотрение заявок на участие в аукционе, отбор участников, ведение протокола. В полномочия котировочной комиссии входит отбор участников, ведение протокола, рассмотрение и оценка заявок, определение победителя в запросе котировок [1]. Допускается организация единой комиссии, осуществляющей функции конкурсной, аукционной, котировочной комиссий.
В статье 8 Закона [1] указывается, что участниками размещения заказа являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Ими могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, места происхождения капитала или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Исходя из этого, участниками размещения заказов могут выступать потенциальные поставщики, исполнители, подрядчики, готовые выполнить обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для публичных нужд и заявляющие свое участие в размещении заказа. Ограничение участия в размещении заказов может быть установлено лишь федеральными законами.
Участники должны отвечать следующим основным требованиям:
соответствовать законодательным требованиям к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющиеся предметом торгов;
не находиться в стадии ликвидации или банкротства;
не быть подвергнутыми приостановлению деятельности в порядке, установленном административным законодательством;
не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет или государственные внебюджетные фонды за прошедший год в размере более 25% балансовой стоимости активов;
обладать в случае необходимости исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если исполнение контрактов приводит к приобретению заказчиками прав на объекты интеллектуальной собственности;
не быть включенными в реестр недобросовестных поставщиков, где учитываются участники, уклонившиеся от заключения государственного или муниципального контракта, либо участники, контракты с которыми расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов. [1]
Дополнительные требования к участникам - наличие необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов - могут устанавливаться Правительством РФ исключительно в отношении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны и безопасности страны. Основу системы удовлетворения государственных нужд с помощью конкурсных процедур составляют определенные принципы, которые можно разделить на две группы.
Первую группу принципов составляют так называемые “свойства торгов”, т.е. без них будет под вопросом само существование конкурсной системы.
а) Прозрачность (гласность) подразумевает широкую доступность информации об объявлении торгов, об их ходе и результатах, о нормативно - правовой базе закупок.
б) Равенство (справедливость) подразумевает, что условия проведения конкурсов, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников они одинаковы. Кроме того, эти условия не должны меняться в ходе непосредственного проведения торгов. Категорическим требованием является недопущение дискриминационных мер в отношении к какому-либо из участников. Также подразумевается правовое равенство заказчика и поставщиков.
в) Ответственность означает взаимное выполнение обязательств сторонами друг перед другом при осуществлении закупки, а также законность и цивилизованность построения договорных отношений.