Помимо направления жалоб прокурору лицо в ряде случаев вправе обжаловать действия и решения органов расследования и прокурора непосредственно в суд. При этом предварительное направление жалобы прокурору не требуется. Передача полномочий по разрешению ряда жалоб суду – одна из форм осуществления судебного контроля над предварительным расследованием, свидетельство возросшей роли судебной власти, которая располагает возможностями беспристрастного разрешения спорного вопроса с использованием судебной процедуры. Предметом судебного обжалования являются постановления следователя, дознавателя и прокурора, пресекающие дальнейшее производство: об отказе в принятии сообщения о преступлении, отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела. К решениям, а также действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников процесса или затруднить доступ граждан к правосудию, относятся приостановление уголовного дела, производство обыска, выемки, осмотра в жилище без разрешения суда и т.п. Жалобы на действия и решения следователя подаются в районный суд по месту производства предварительного расследования. Статьи 125 и 126 УПК РФ устанавливают различный порядок направления жалоб: непосредственно в суд или через дознавателя, следователя, прокурора. В последнем случае указанные должностные лица обязаны немедленно передать жалобу в суд, представив вместе с ней материалы, обосновывающие правомерность обжалуемого действия или решения. Если подозреваемый или обвиняемый находится под стражей, его жалоба немедленно направляется прокурору или в суд администрацией места содержания под стражей. Судебная проверка законности и обоснованности действий (бездействия) и решений производится в короткий срок (пять суток) при состязательном построении разбирательства, т.е. с участием заявителя (защитника, представителя, иного лица) и прокурора, которые в судебном заседании обосновывают свою позицию по жалобе. Участники разбирательства должны быть своевременно о нем извещены, но их неявка или согласие на заочное рассмотрение не препятствуют рассмотрению жалобы судом. В результате рассмотрения судья может признать действие (бездействие) или решение незаконным или необоснованным и обязать орган расследования, прокурора устранить допущенное нарушение либо оставить жалобу без удовлетворения. Судья также вправе признать результаты обжалуемого действия (обыска, выемки, осмотра) недопустимым доказательством. Решение судьи оформляется постановлением, копия которого направляется жалобщику и прокурору. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении №18-П от 08.12.03 отмечает, что нормы, содержащиеся в статьях 125 и 219 УПК Российской Федерации, конституционность которых оспаривается в жалобе гражданки Л.М. Курилко, не только не лишают участников уголовного судопроизводства, в том числе потерпевшего, прав на обжалование решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, прокурора, на рассмотрение ходатайств, заявленных в ходе ознакомления с материалами уголовного дела, и на обжалование принятых по этим ходатайствам решений, но и прямо закрепляют эти права. Нормы, содержащиеся в статье 227 УПК Российской Федерации, определяющей виды и порядок принятия судьей решений по поступившему в суд уголовному делу без использования процедуры предварительного слушания, сами по себе не регламентируют принятие судьей решений в случае несогласия участников судопроизводства с выводами, изложенными в обвинительном заключении или обвинительном акте, и, следовательно, не затрагивают конституционные права заявительницы, в том числе те, на нарушение которых она ссылается в своей жалобе. Следовательно, жалоба Л.М. Курилко в части, касающейся проверки конституционности статей 125, 219 и 227 УПК Российской Федерации, не является допустимой в соответствии с требованиями статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», а производство по жалобе в этой части подлежит прекращению в силу статьи 68 названного Закона. В связи с этим Конституционный Суд РФ постановил прекратить производство по делу в части, касающейся проверки конституционности положений статей 125 УПК.
Подозреваемый и обвиняемый, содержащиеся под стражей, наделены правом свободного обжалования действий (бездействия) и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ. К местам содержания под стражей относятся изолятор временного содержания, следственный изолятор, гауптвахта (для подозреваемых и обвиняемых, являющихся военнослужащими). Нахождение лица в ином охраняемом месте, если у него отсутствует возможность подать жалобу, существенно нарушает его конституционные права. Под администрацией места содержания под стражей в контексте данной статьи понимается любое должностное лицо соответствующего учреждения, входящее в непосредственный контакт с подозреваемым или обвиняемым. Кроме подписи жалоба должна содержать дату и время ее подачи представителю администрации. При отсутствии у лица, содержащегося под стражей, письменных принадлежностей для написания жалобы администрация должна обеспечить его всем необходимым.
Незамедлительность направления жалобы означает, что администрации запрещено оставлять жалобу без движения под любыми предлогами (нерабочий день, отсутствие работников канцелярии, нехватка конвертов и т.п.). Администрация также не вправе направлять жалобу не по адресу, прилагать к жалобе свои пояснения или давать ответы на жалобу, адресованную прокурору либо в суд. Подозреваемый, обвиняемый, содержащийся под стражей, вправе оставить в своем распоряжении копию поданной им жалобы. При этом представитель администрации должен расписаться в получении жалобы для отправки ее прокурору или в суд и проставить дату и точное время ее получения. Кроме этого отметим, что контроль за действиями следователей на досудебной стадии уголовного процесса возможен со стороны начальника следственного отдела. Под начальником следственного отдела подразумевается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 18 ст. 5 УПК РФ). Назначение и роль начальника следственного отдела – осуществление ведомственного контроля над процессуальной деятельностью работников следственных аппаратов в составе соответствующих правоохранительных министерств, ведомств. Ведомственный контроль призван дополнять прокурорский надзор в досудебном производстве по уголовному делу, наряду с ним обеспечивая надлежащее качество предварительного следствия и результативность уголовного преследования. Процессуальная деятельность начальника следственного отдела поднадзорна прокурору, осуществляется параллельно с прокурорским надзором и не должна ему противоречить.
Начальник следственного отдела наделен правом самостоятельно отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия. Это позволяет осуществлять надлежащий ведомственный контроль за соблюдением следователем требований закона об основаниях и порядке принятия соответствующего процессуального решения.
Начальник следственного отдела, как и прокурор, имеет возможность изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным основанием такой передачи. Закон не устанавливает конкретных оснований для изъятия. Представляется, что ими могут быть случаи, связанные с недостаточной подготовленностью следователя к предварительному расследованию уголовных дел определенной категории и с необходимостью перераспределения служебной нагрузки на следователей. Однако в любом случае начальник следственного отдела должен производить это, руководствуясь интересами осуществления наиболее эффективного предварительного расследования по каждому уголовному делу.
В случае принятия начальником следственного отдела уголовного дела к своему производству он вступает в процессуальные отношения по данному делу с другими участниками уголовного судопроизводства, включая прокурора, в качестве следователя, в полном объеме реализуя все предоставленные следователю права и возложенные на следователя обязанности. О действиях следователя и дознавателя можно также заявить ходатайство. Ходатайство – это устное или письменное обращение участника процесса к следователю, дознавателю, прокурору, суду с просьбой совершить процессуальное действие или принять процессуальное решение для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, его заявившего, либо представляемого им лица. Ходатайство необходимо отличать от жалобы, т.е. от просьбы участника процесса устранить нарушение закона.
Ходатайство заявляется лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело, т.е. дознавателю, следователю, прокурору или суду. Следователь, дознаватель обязан рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство. Это значит, что указанные должностные лица обязаны принимать каждое письменное ходатайство, а заявленное в устной форме – заносить в протокол. Указанные должностные лица не вправе уклониться от принятия ходатайства (например, требуя, чтобы оно было изложено в письменном виде, заявляя, что срок следствия истекает и ходатайство можно заявить в суде, и т.д.).
Ходатайства участников процесса, действующих на стороне защиты (подозреваемый, обвиняемый, защитник, гражданский ответчик), и их представителей о пополнении имеющихся доказательств путем проведения дополнительных следственных действий подлежат обязательному удовлетворению, если обстоятельства, о которых они ходатайствуют, имеют значение для уголовного дела. Имеющими значение для дела являются как обстоятельства, образующие предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ), в том числе характеризующие событие преступления, виновность лица, так и обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость лица либо влекущие освобождение от уголовной ответственности и наказания. Следователь не вправе отказывать в удовлетворении таких ходатайств ссылками на трудоемкость их удовлетворения или на то, что неясный вопрос уже исследован проведением другого следственного действия, и т.д.
Упомянутые участники процесса могут заявлять ходатайства и по другим вопросам: о прекращении уголовного дела, изменении квалификации, отмене или изменении меры пресечения и т.д. Такие ходатайства удовлетворяются в случаях их обоснованности. Как уже отмечалось выше, если следователь, дознаватель найдут ходатайство необоснованным, то они отказывают в его удовлетворении, облекая свое решение в форму мотивированного постановления.
Отказ в удовлетворении ходатайства, заявленный указанными выше участниками процесса, может быть обжалован заинтересованной стороной прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием, или вышестоящему прокурору. Если же речь идет об обжаловании действий следователя и дознавателя, пресекающих дальнейшее производство по уголовному делу либо ущемляющих конституционные права и свободы участников процесса, затрудняющих доступ к правосудию, то жалоба участника может быть непосредственно направлена в суд.
Немедленное разрешение заявленного ходатайства имеет целью скорейшее обеспечение прав и законных интересов лица. На предварительном расследовании для объективного разрешения ходатайства может потребоваться предварительное истребование документов, проведение процессуальных действий, подтверждающих обоснованность или необоснованность ходатайства. В этом случае разрешение ходатайства может быть отложено, но на срок не более трех суток с момента его заявления.
Следователь, дознаватель, прокурор, судья, в зависимости от обоснованности или необоснованности ходатайства, удовлетворяют его или отказывают в удовлетворении полностью либо частично. Их решение оформляется постановлением (решение суда – определением). С постановлением (определением) должно быть ознакомлено лицо, заявившее ходатайство. Это удостоверяется его подписью. Об отказе в заявленном ходатайстве лицо может быть уведомлено официальным письмом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10