Проблемы обжалования действий следователя или лица, производившего дознание

Лицо, в ходатайстве которого отказано, вправе не только заявить его повторно, но и обжаловать отказ прокурору или в суд.

Вопросы контроля за действиями следователя или лица, производящего дознание регулируется также приказами Прокуратуры РФ, в частности Приказом от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства». В соответствии с этим Приказом сотрудником прокуратуры следует имеющимися полномочиями своевременно пресекать факты необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В этих целях необходимо:

·         Ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего.

·         Следить за тем, чтобы процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее 3 часов после фактического доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору.

·         Пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.

·         Избирая меру пресечения и определяя ее вид, исходить из оснований, указанных в статье 97 УПК Российской Федерации, учитывая при этом тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства. При отсутствии оснований для избрания меры пресечения и с учетом конкретных обстоятельств отбирать обязательство о явке.

·         При рассмотрении вопросов о согласии на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу иметь в виду, что в статье 108 УПК РФ содержится исчерпывающий перечень условий для заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого.

·         Тщательно проверять доводы подозреваемого и обвиняемого об их невиновности, оказании давления, нарушении права на защиту и другие. В необходимых случаях лично допрашивать лицо, подлежащее аресту, а несовершеннолетнего – в обязательном порядке.

·         Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на пресечение и раскрытие преступлений, добиваться соблюдения требований части третьей статьи 7 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.

В прокуратуре Ростовской области жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверяются в пределах полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным, гражданским или арбитражным процессуальным законодательством.

Письменное обращение должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись.

Обращения, не содержащие сведения о заявителе (фамилию и его местонахождение или адрес), признаются анонимными и оставляются без разрешения.

Обращения с неразличимым текстом или такие, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда для этого следует обратиться.

Не подлежат разрешению запросы и обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. Об этом автору обращения направляется сообщение.

Заявления и жалобы граждан, разрешение которых не входит в компетенцию прокуратуры области, направляются соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителей.

Обращение может быть оставлено без разрешения и уведомления авторов в тех случаях, когда оно является анонимным или по содержанию лишено смысла либо имеется решение о прекращении переписки.

Прекращение переписки с заявителем возможно, если:

·         повторное обращение не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а изложенное ранее полно и объективно проверялось и ответ дан в установленном порядке правомочным должностным лицом органа прокуратуры;

·         в обращении содержится нецензурная брань или выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а заявитель ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена.

При разрешении обращений факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, повторному доказыванию не подлежат, за исключением вновь открывшихся обстоятельств.

По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (с прекращенными производством уголовными делами, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, надзорными производствами по жалобам и т. п.), в той мере, в которой это не противоречит требованиям соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц. При отказе в удовлетворении просьбы заявителю дается разъяснение.

Обращения граждан, должностных и других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом. Обращения военнослужащих и членов их семей разрешаются аппаратом облпрокуратуры в срок до 15 дней, а поступающие в районные и городские прокуратуры – не позднее 7 дней.

Срок разрешения обращений исчисляется с момента их регистрации в органах прокуратуры. При продлении срока одновременно уведомляются их авторы. Срок разрешения обращений военнослужащих и членов их семей при необходимости может быть продлен не более чем на 15 дней.

Если по жалобе или заявлению принесен протест, предъявлен иск или использовано иное прокурорское полномочие, заявителю сообщается о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения.

При отказе в удовлетворении обращений граждан ответ должен быть мотивирован и понятен.

В прокуратуре города, района и иных специализированных прокуратурах решение об отклонении таких обращений принимается прокурором или лицом, его замещающим, ими же дается ответ заявителям. В аппарате прокуратуры области решения об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимаются начальниками управлений и отделов, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований – прокурором или лицом, его замещающим. По письменному указанию начальника управления, отдела, прокурора соответствующей прокуратуры ответ автору обращения с разъяснением требований действующего законодательства может дать любой прокурорский работник.

В прокуратуре имеется ящик «Для обращений и заявлений», который размещается в доступном для заявителей месте – при входе в холл помещения.

Незаконные действия следователя или дознавателя могут быть обжалованы также Уполномоченному по правам человека.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

·  рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

·  анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

·  развитие международного сотрудничества в области прав человека;

·  правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Это положение закона означает, что Уполномоченный по правам человека не рассматривает жалобы в качестве первой инстанции. Заявитель должен предварительно предпринять усилия по защите нарушенных прав через суд либо другим порядком. Если он считает, что принятыми по делу решениями его права не восстановлены, и не согласен с таким решением, – в таком случае возможно обратиться с жалобой к Уполномоченному по правам человека.

Особые условия подачи жалоб закон предусматривает для лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека такими заявителями, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному по правам человека.

К жалобе, кроме того, предъявляются достаточно типовые формальные требования: жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Получив жалобу, Уполномоченный по правам человека имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Поскольку Уполномоченный по правам человека не является судебной инстанцией, не обладает властными полномочиями для непосредственного разрешения жалобы, закон закрепляет за ним право воздействовать на нарушителей (органы и должностных лиц) посредством других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод граждан. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты