Проблемы реформирования Конституции России

Проблемы реформирования Конституции России

Введение


Конституционное Собрание Российской Федерации как правовой институт в юридической науке занимает важное место, выполняя роль единственного легального органа, обладающего правом пересмотра всей Конституции.

Принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституцию РФ относят к числу «жестких», то есть ее нормами предусмотрен особый усложненный процесс ее изменения и пересмотра, но это вовсе не означает, что она не поддается пересмотру вообще. Однако в России на данный момент дело обстоит именно так.

Многие российские государственные деятели и политики осторожно относятся к пересмотру и внесению поправок в Конституцию, примером может служить недавние события выборов Президента РФ. В 2008 году истекал срок полномочий Президента РФ В. Путина, но, несмотря на множественные просьбы, он отказался вносить поправку в ч.3 ст.81 Конституции РФ. Явно видится стремление главы государства в укреплении образовавшегося конституционного порядка, поэтому он как гарант Конституции РФ беспрекословно исполнил конституционно-правовую норму, хотя у него были все возможности внести поправку в действующую Конституцию. Казалось бы, в данной ситуации о пересмотре Конституции в целом и речи быть не может, но с приходом вновь избранного Президента Д. Медведева наметились некоторые тенденции к изменению Конституции.


Проблема реформирования Конституции РФ


Спор о конституционной реформе ведется на протяжении всего существования Конституции РФ и не теряет своей актуальности по сей день.

Несмотря на достоинства, Конституция РФ имеет серьезные недостатки:

1) «фасадная» сущность Конституции, некоторые статьи современной Конституции на практике не реализуются; 2) пробельность и дискуссионность некоторых содержащихся в Конституции положений;

3) несоответствие норм Конституции быстро меняющимся реалиям общественной жизни;

4) авторитарная тенденция.

Существует два способа реформирования Конституции:

1) внесение изменений (поправок);

2) принятие новой Конституции.

Ранее действующая власть тщательно оберегала неприкосновенность Основного закона. Президент Медведев Д.А. в послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года предложил провести корректировку Конституции путем внесения поправок.

Есть немало специалистов, которые считают, что существует необходимость принятия новой конституции. Так, на взгляд С.А. Авакьяна: «Конституцию России следует не поправлять, а менять». Данный способ реформирования Конституции без продуманной концепции является опасным. Кроме того, для изменения глав 1, 2 и 9 требуется созыв Конституционного Собрания. Состав и порядок работы которого в соответствии с Конституцией РФ определяются специальным федеральным конституционным законом, который до сих пор не принят. Мы не должны позволить, чтобы в будущем появился некачественный закон «О Конституционном Собрании» и незаконная Конституция. Поэтому необходимо четко продумать проект ФКЗ «О Конституционном Собрании» и концепцию по совершенствованию Конституции. Для этого необходимо проводить конференции, круглые столы, симпозиумы, которые послужат источником для формирования целостной, единой концепции.

В ходе исследования были разработаны идеи по совершенствованию Основного закона и предложена концепция проекта ФКЗ «О Конституционном Собрании».

Идеи, которые могут лечь в основу формирования концепции по реформированию Конституции:

1) внести в Конституцию дополнительные статьи или главу об избирательном праве;

2) изменить п.1 и п.4 ст. 125 Конституции РФ, заменив фразы «по жалобам», «по запросам» на «обязан всегда».

В научной литературе выделяют три теории формирования Конституционного Собрания:

1) теория представительного формирования;

2) теория непосредственного формирования;

3) теория смешанного формирования.

Самой приемлемой является теория представительного формирования. Именно с ее помощью можно достигнуть высокого уровня профессионализма и компетентности членов Конституционного Собрания.

В Конституционное Собрание должны войти:

1) Президент РФ;

2) 100 назначенных Президентом граждан РФ, имеющих высшее юридическое образование и обладающих квалификацией в области права (не менее половины от данного числа не должны состоять на службе в органах государственной власти и являться членами какой-либо политической партии;

3) Председатель правительства РФ;

4) 100 назначенных Председателем правительства граждан РФ, имеющих высшее юридическое образование и обладающих квалификацией в области права (не менее половины от данного числа не должны состоять на службе в органах государственной власти и являться членами какой-либо политической партии);

5) Заместители председателя правительства РФ;

6) Федеральные министры;

7) Спикер Государственной Думы РФ;

8) депутаты Государственной Думы РФ, представленные разными партиями пропорционально набранным на выборах голосам (их число должно быть равно числу председателей законодательных органов власти субъектов РФ);

9) Председатель Совета Федерации РФ;

10) Председатели законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ;

11) Судьи Конституционного суда РФ;

12) Председатель Высшего Арбитражного суда РФ;

13) Председатель Верховного суда РФ;

14) Генеральный прокурор РФ;

15) Председатель Центральной Избирательной комиссии РФ.

На мой взгляд, работу Конституционного Собрания можно разделить на пять стадий.

На первой стадии Конституционное Собрание дает заключение о том, подлежит ли Конституция Российской Федерации изменению или нет.

На второй стадии заслушиваются предложения, относительно основополагающих положений нового проекта Конституции, а так же проекты Конституции.

На третьей стадии Председатель Конституционного Собрания на основе предыдущего текста конституции и одобренных не менее 2/3 от общего числа членов Конституционного Собрания предложений составляет проект конституции. Если на первой стадии не были предложены и одобрены в установленном порядке целостные проекты Конституции.

На четвертой стадии данный проект заслушивается, и в него вносятся корректировки. Каждый член Конституционного Собрания может высказать предложения по поводу корректировки проекта Конституции, а так же приводить доказательства и факты, подтверждающие его правоты.

На пятой стадии проходит принятие Конституции. Конституция принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

Председателем Конституционного Собрания должен являться Президент РФ. Председатель Центральной Избирательной комиссии и Председатель Конституционного суда - двумя его заместителями. Председатель руководит работой Конституционного собрания в соответствии с законом и регламентом. Вместе с заместителями следит за законностью голосования. Председатель Центральной Избирательной комиссии РФ следит за ходом голосования. Суммированные результаты голосования должны немедленно выводиться на монитор. Председатель Конституционного суда РФ следит за соответствием процедур данному ФКЗ.

Полномочия Конституционного Собрания прекращаются в случае:

1) подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации;

2) принятия новой Конституции России;

3) принятия решения о вынесении проекта новой Конституции России на всенародное голосование;

4) истечения одного года со дня проведения его первого заседания.


Проблемы функционирования Конституционного Собрания РФ


Стоит обратиться к Посланию Президента РФ к Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года, в котором, в частности, Президент высказался с предложением "увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно" и многие другие. Это означает, что на данном этапе развития российского общества поправки в Конституцию стали в полней мере возможны и даже необходимы. Действительность уже подходит к тому рубежу, за которым может начаться, пусть даже и гипотетически и в скором будущем, пересмотр Конституции в целом. Порядок пересмотра закреплен в самой Конституции, в главе 9, а непосредственно сам порядок пересмотра регулируется ст.135, где установлено, что в случае поддержания тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 созывается Конституционное Собрание в соответствии с федеральным конституционным законом. Однако в действительности такого федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании" не существует. И если предположить, что один из субъектов внесет предложения о пересмотре Конституции, то реализовать на практике данное правомочие будет невозможно. Очевидно, что это пробел в правовом регулировании.

Предлагается разбить процесс пересмотра Конституции РФ на несколько этапов. Первый этап начинается с внесения и рассмотрения предложений о пересмотре Конституции. Статья 134 Конституции РФ, определяя субъектов, имеющих право вносить предложения, не указывает, куда именно должны вноситься предложения.

Предположительно в Государственную Думу, которая одновременно сама может быть инициатором предложения - это также говорит о двусмысленности нормы и необходимости ее уточнения.

Второй этап заключается в созыве Конституционного Собрания. Оно либо подтверждает неизменность действующей Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. Следует с особым вниманием обратиться к формулировке ч.3 ст.135: "...либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование". Это значит, что Конституционное Собрание само может принять совершенно новую Конституцию РФ, возможно, совершенно нового государства, с иным конституционным строем без учета мнения народа, который является единственным источником власти в Российской Федерации!

Трудно представить такой состав одного органа государственной власти, обладающего столь колоссальными полномочиями. Возникает вполне резонный вопрос: если в преамбуле Конституции закреплено, что она "принята всенародным голосованием", то на каком основании столь важный вопрос для всего государства как принятие Основного Закона государства может быть обойден через институт референдума (всенародного голосования)? Представляется, что принятие новой Конституции единоначально Конституционным Собранием в обход мнения народа противоречит ст. 1 Конституции, в которой установлено, что Россия - демократическое государство и ч. 3 ст. 3, которая гласит, что "высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы". Отсюда следует вывод, что принять новую Конституцию государства может только народ посредством прямого волеизъявления, а к компетенции Конституционного Собрания на данном основании стоит отнести только создание и разработку проекта новой Конституции. В таком случае вполне оправдано заменить в тексте ч. 3 ст. 135 Конституции РФ союз «или» на «и». В то же время возникает множество частных вопросов: должны ли мнения субъектов, уполномоченных вносить предложения о пересмотре, и Конституционного Собрания совпадать по кругу пересматриваемых положений? вправе ли Конституционное Собрание самостоятельно определять направления своей нормотворческой деятельности? Сколько времени может длиться работа Конституционного Собрания при создании проекта новой Конституции? состав, порядок образования Конституционного Собрания и другие. Каждый из вопросов требует основательного рассмотрения и решения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты