Проблемы реформирования местного самоуправления

Проблемы реформирования местного самоуправления

Содержание


Введение

1. История местного самоуправления

1.1 Российские традиции местного самоуправления

1.2 Возрождение местного самоуправления

2. Реформирование местного самоуправления в 2000-е годы

2.1 Проблемы реформирования

2.2 Задачи и сущность ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"

3. Современное состояние реформы и перспективы развития

Заключение

Список литературы



Введение


Для многих российских городов оказался очень непростым процесс установления границ и наделения муниципальных образований статусом городского округа. Ряд субъектов Российской Федерации пытались максимально отойти от поселенческой модели местного самоуправления, аргументируя свое решение целесообразностью формирования экономически устойчивых территориальных образований. Например, в целях укрупнения муниципальных образований происходило искусственное объединение значительного числа сельских поселений с городом и создание единого городского округа.

Реализация реформы выявила многие скрытые, застарелые проблемы – и во взаимоотношениях города и села, и во взаимоотношениях города и субъекта Федерации. Но их можно и нужно решать.

На сегодняшний день во многих областях РФ утвержден план первоочередных мероприятий, создана рабочая группа по разработке нормативных правовых актов, предложений, рекомендаций, связанных с реформированием местного самоуправления. Проводится также ревизия действующего областного законодательства.

Цель данной работы – рассмотреть реформу местного самоуправления.

Задачи:

выявить российские традиции местного самоуправления;

рассмотреть возрождение местного самоуправления в 1990-х гг.;

выявить проблемы реформирования;

изучить сущность Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» как основного закона реформы местного самоуправления;

рассмотреть современное состояние реформы местного самоуправления и перспективы развития.



1. История местного самоуправления

 

1.1 Российские традиции местного самоуправления


«Город – это не дома, а люди». В этих словах заключается фундаментальная философская идея города как сообщества людей. Предоставляя каждому человеку массу возможностей для свободного развития, город требует совместного принятия решений и потому сложной системы взаимоотношений между людьми. Именно так, в совместном решении повседневных проблем города, исторически возникло местное самоуправление. Развитие городов неотделимо от развития местного самоуправления.

История свидетельствует о том, что российское местное самоуправление начало складываться еще в Новгороде и Пскове, где было принято решать важнейшие хозяйственные и политические вопросы «всем миром», в том числе призывая князей на царство.

В XIX веке развитие самоуправления в городах стимулировало Городовое положение. Задачи организации местного самоуправления должны были решить земская и городская реформы. В соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» (1864) в уездах и губерниях вводились выборные органы местного управления - земства. Формально земские Учреждения состояли из представителей всех сословий, но избирательное право обусловливалось имущественным цензом. Члены земских собраний (гласные) избирались по трем куриям: землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ (по последней курии выборы были многостепенными). Председателем собраний являлся предводитель дворянства. Создавались также исполнительные органы - губернские и уездные земские управы. Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью, решали в основном хозяйственные вопросы, но и в этих пределах они контролировались губернаторами.

Вводились земства постепенно (до 1879 г.) и не во всех районах империи. Уже в это время их компетенция все более и более ограничивалась правительством. Однако, несмотря на ограничения, земства в России сыграли заметную роль в решении вопросов как хозяйственного, так и культурного плана (просвещение, медицина, земская статистика и т.д.).

Новая система учреждений городского самоуправления (городские думы и управы), созданная на основании «Городового положения».(1870), была основана на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Выборы происходили по куриям, создаваемым в соответствии с размерами уплачиваемого налога. Подавляющее большинство жителей, не имеющих установленного имущественного ценза, оказалось отстраненным от выборов.

В результате реформы органов местного самоуправления господствующее положение в земствах (особенно на губернском уровне) заняло дворянство, а в городских думах - представители крупной буржуазии.

Органы городского самоуправления также находились под неослабным контролем правительства и в основном решали вопросы, связанные с ведением городского хозяйства.

Избирательное право предоставлялось каждому городскому обывателю, если он владел в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или же уплачивал в пользу города особый сбор. Городское общественное управление имело широкую самостоятельность в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или Министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления Думы[1].

В качестве основы для налогообложения использовалась оценка ценности и доходности имущества. Это фундаментальная вещь для городской экономики. Главным результатом новой модели налогообложения стало осознание населением одной непреложной истины: недвижимость - земля, дом, фабрика или что-то иное - должна «работать» и приносить прибыль. Это положение сыграло значительную роль в экономическом развитии страны, поскольку вело к увеличению налогооблагаемой базы и соответственно городских сборов. Именно это стало главным результатом самостоятельной деятельности населения по решению городских вопросов.

В 1917 году старые органы городского самоуправления были упразднены, и им на смену пришли новые, в основу организации которых был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления[2].


1.2 Возрождение местного самоуправления


Возрождение самоуправленческих традиций в городах началось в ходе перестройки. Исторической вехой стало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, которая определила суть местного самоуправления как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью»[3]. Согласно российской Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В то же время органы местного самоуправления могут наделяться законом «отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств».

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий[4].

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения[5].

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Конституционные принципы легли в основу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который конкретизировал права граждан на осуществление местного самоуправления, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и другие положения[6].

Еще одна веха в развитии местного самоуправления – ратификация в 1998 году Европейской хартии местного самоуправления. В Хартии подчеркиваются, прежде всего, общедемократические начала местного самоуправления, в ее преамбуле отмечается, что «органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя».

Это принципиальнейший момент и для России. Местная власть - это власть, наиболее приближенная к народу и в наибольшей степени подотчетная ему. Именно на местном уровне в ходе решения вопросов благоустройства своего двора и своего города, в ходе проведения публичных слушаний по вопросам градоустройства и местного бюджета закладываются навыки демократии. Российское конституционное определение местного самоуправления подчеркивает эту демократическую составляющую.

Она важна не только с точки зрения защиты гражданских прав и свобод, но и с точки зрения оптимальной организации предоставления общественных услуг населению. Ведь эффективное управление такой сложной системой, как современный город, невозможно без постоянной обратной связи с населением.

Десять лет развития местного самоуправления были трудным периодом. Местное самоуправление переживало тяжелые «болезни роста», причины которых носили и политический, и экономический характер.

Широкую известность приобрели попытки органов государственной власти субъектов Российской Федерации на «договорной» основе отстранить органы местного самоуправления от решения отдельных вопросов местного значения или ограничить самостоятельность муниципальных образований иным образом. Сложно шло становление самоуправления на низовом уровне – организация ТОСов, товариществ собственников жилья.

Хотя по Конституции наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями должно было сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, на практике этот принцип постоянно нарушался. По данным Института экономики города, средний уровень фактического финансирования федеральных мандатов в 1990-е годы составлял около 35%, особенно тяжелой была ситуация по компенсации льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг и городского общественного транспорта. В то же время, особенно в конце 1990-х годов, снижалась доля местных налогов и собственных доходов в муниципальных бюджетах. В частности, за 1999-2002 годы доля местных налогов в структуре доходов местных бюджетов сократилась с 13 до 5%. Доля местных бюджетов в совокупном бюджете страны также снизилась[7].

Недостаточное финансирование исполнения государственных полномочий и в целом постоянное недофинансирование местного самоуправления стали причиной многих бед местного самоуправления. Для городов, к которым естественным образом тяготели близлежащие сельские районы, это было особенно тяжело. Именно для них сложнейшей проблемой стала необходимость обеспечивать общие стандарты предоставления общественных благ. На этой почве выросли серьезные противоречия.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты