Процедура банкротства юридических лиц

Резюмируя сказанное, отметим, что существующие процедуры банкротства можно классифицировать по различным основаниям, так как понятие «процедуры банкротства» многогранно. Целями процедур банкротства, как и целями конкурсного права, являются, в конечном итоге, удовлетворение требований кредиторов должником, не исполняющим свои денежные обязательства и обязанности, вывод организаций из экономического кризиса, переход к устойчивой работе путём повышения эффективности управления и использования ресурсов, обеспечение защиты интересов собственников и кредиторов. Названные общие цели процедур банкротства обусловливают цели введения той или иной процедуры банкротства, которые, в свою очередь, состоят в том, чтобы упорядочить, организовать применение определённой последовательности действий к неисправному должнику.[45]

В рамках каждой отдельной процедуры банкротства законодатель чётко перечисляет те действия, которые применяются к несостоятельному должнику. К примеру, для процедуры наблюдения характерен определённый набор действий, применяемых при введении данной процедуры банкротства: проводится анализ финансового состояния должника, устанавливается размер требований кредиторов, созывается первое собрание кредиторов, на котором принимаются решения о проведении дальнейших мероприятий в рамках конкурсного права. Такая традиционная процедура, как конкурсное производство, подразумевает стандартный, исторически сложившийся набор осуществляемых мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива (обязательств, то есть выявление кредиторов), погашение в определённой очерёдности требований кредиторов и ликвидация юридического лица - банкрота. Выражение «применить процедуру банкротства» может восприниматься как применение сопровождающих её введение мероприятий. Последние же применяются в строго определённых целях.[46] В частности, в целях восстановления платёжеспособности юридического лица в рамках процедуры внешнего управления могут осуществляться следующие мероприятия: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; уступка прав требования должника; продажа предприятия и другие.

Анализируя цели введения той или иной процедуры банкротства, необходимо установить и основания введения отдельных процедур. Под основанием (в общелексическом значении) понимается причина, достаточный повод, оправдывающие что-либо.[47] В правоведении основание является ключевым понятием, которое позволяет определить причины того или иного явления.

Основания введения процедур банкротства можно разделить на две группы: формальные (процессуальные) и материальные основания. Формальным основанием для введения в отношении юридического лица той или иной процедуры банкротства является решение (определение, заявление, объявление) определённого Законом о банкротстве 2002 г. субъекта (органа), а материальным — факты, обстоятельства, выявление (наличие) которых и позволяет принять такое решение.[48]

Следуя данному определению, формальными основаниями для введения процедуры конкурсного производства будут согласно ст. 53 Закона о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Материальными основаниями введения данной процедуры банкротства являются наличие признаков банкротства должника, предусмотренных статьёй 3 Закона о банкротстве 2002 г., при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, то есть при отсутствии реальной возможности восстановления платёжеспособности, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве. В отношении каждой отдельной процедуры банкротства используются специальные формальные и материальные основания.

В свою очередь, выделение разновидностей процедур банкротства по различным основаниям способствует более глубокому познанию сущности процедур банкротства и имеет чёткую практическую направленность. Темой нашего последующего исследования в рамках настоящей работы явится детальный анализ основных процедур банкротства юридических лиц.

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1 Правовое регулирование процедуры наблюдения


Законом о банкротстве 2002 г. (статья 2) даётся легальное определение процедуры наблюдения: это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. В данной дефиниции даётся перечень основных целей процедуры наблюдения.

Следует отметить, что в юридической литературе указанное определение не является дискуссионным. Однако полагаем, что в определении наблюдения должны быть отражены и другие признаки указанной процедуры, которые позволят чётко отграничить наблюдение от других судебных процедур. Представляется, что в качестве существенного признака наблюдения можно считать обязательность применения данной судебной процедуры, поскольку этот признак характерен исключительно для процедуры наблюдения. Заметим, что наблюдение не применяется при осуществлении банкротства ликвидируемого должника и отсутствующего должника. Но поскольку банкротство указанных должников осуществляется в рамках упрощённых процедур банкротства, которые предполагают особую последовательность действий, применяемых в отношении ликвидируемых и отсутствующих должников, имеющих признаки банкротства, то считать наблюдение факультативной процедурой из числа основных не имеет достаточных оснований. Таким образом, нами предлагается расширить дефиницию наблюдения, сформулировав её следующим образом: наблюдение - это обязательная судебная процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

В действующем Законе о банкротстве 2002 г. в целях устранения злоупотребления правом со стороны недобросовестных кредиторов изменился порядок введения процедуры наблюдения: согласно ст. 62 данная судебная процедура вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. В свою очередь, статьёй 42 названного Закона определено, что судебное заседание по проверке требований заявителя к должнику проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Такой срок введения наблюдения установлен для таких ситуаций, когда заявление о признании должника банкротом подаётся в арбитражный суд конкурсным кредитором (ст. 39) или уполномоченным органом (ст. 41). В то же время, если дело о банкротстве возбуждается на основании заявления должника (ст. 37), наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Представляется, что введение указанной нормы является вполне оправданным, поскольку в подобной ситуации нет необходимости в проверке заявления должника.

На основании проведённого сравнительного анализа прежнего и ныне действующего законодательства о банкротстве можно сделать вывод, что изменение в целом срока введения процедуры наблюдения является существенным. Изначально в ст. 56 Закона о банкротстве 1998 г. предусматривалось введение наблюдения с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве должника. Однако на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 г. №4-П данная статья признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку она позволяет вводить наблюдение без предоставления должнику возможности своевременно заявить свои возражения и не предусматривает право должника обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом, которым в отношении него вводится наблюдение.[49]

Анализ юридической литературы и законодательства о банкротстве позволяет утверждать, что цели введения процедуры наблюдения сводятся к следующему: обеспечение сохранности активов должников до вынесения арбитражным судом решения по существу дела, анализ финансового состояния должника и определение того, имеется ли возможность восстановить его платёжеспособность,[50] а также составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. Полагаем, что первые две цели можно назвать основными, поскольку именно такие цели должны достигаться при проведении наблюдения, а последующие цели являются дополнительными, производными, так как они дают возможность наиболее эффективно реализовывать действия в рамках процесса банкротства.

Исходя из названных целей можно сформулировать и функции процедуры наблюдения, которые заключаются в действиях участников данной процедуры, направленных на реализацию целей наблюдения. Во-первых, наблюдение выполняет обеспечительную функцию, направленную на реализацию целей обеспечения сохранности активов должника. Данная функция состоит в создании условий для сохранения имеющегося имущества должника на момент принятия арбитражным судом заявления. Во-вторых, наблюдение выполняет подготовительную функцию, которая заключается в организации, наряду с арбитражным судом, подготовки дела к судебному разбирательству.

Выделение указанных функций наблюдения позволяет отнести данную процедуру к вспомогательным, подготовительным процедурам банкротства, поскольку наблюдение является предварительным этапом перед выбором основной процедуры, такой как мировое соглашение, финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство (в зависимости от финансового состояния должника).[51]

Основные цели процедуры наблюдения реализуются посредством деятельности временного управляющего (наблюдателя), который назначается арбитражным судом с момента вынесения судом определения о введении наблюдения.

Как отмечалось выше, правоспособность юридического лица с момента введения процедуры наблюдения реализуется специальным субъектом — временным управляющим. Однако в период наблюдения наряду с временным управляющим продолжают функционировать органы управления должника, которые действуют с учётом ограничений, установленных статьёй 64 Закона о банкротстве 2002 г. На этом основании мы можем высказать следующее суждение. В период осуществления наблюдения складывается парадоксальная ситуация, когда выполнение ряда функций должника остаётся за руководителем должника, а некоторые функции, которые способствуют реализации целей процедуры наблюдения, возлагаются на временного управляющего. Нам представляется, что такое распределение функций, с одной стороны, соответствует целям наблюдения, а с другой стороны, позволяет руководителю должника выполнять повседневные задачи, возникающие в процессе осуществления обычных действий юридическим лицом- должником. Тем самым законодательство предоставляет должнику возможность для восстановления его платёжеспособности, при этом действия руководителя должника должны быть добросовестными. Если руководитель должника действует недобросовестно, это даёт право арбитражному суду отстранить его от должности. Такое право у суда возникает согласно ст. 69 Закона о банкротстве 2002 г. в ситуации, когда руководителем должника допускаются нарушения требований этого Закона.

На наш взгляд, целесообразность отстранения руководителя должника от управления зависит от того, что послужило причиной ухудшения состояния должника, приведшее к его несостоятельности. Если это причины внутреннего характера, связанные с недостатками менеджмента организации, то отстранение руководителя должника можно считать целесообразным. И наоборот, если причины ухудшения состояния должника являются внешними, не зависящими от руководства, то отстранение руководителя должника представляется нецелесообразным, поскольку оно не повысит эффективности деятельности должника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты