Процедура банкротства юридических лиц

о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платёжеспособности должника и переходе к расчётам с кредиторами;

о продлении установленного срока внешнего управления;

о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Далее обратимся к анализу некоторых проблем, которые остаются неразрешёнными при осуществлении расчётов с кредиторами в период внешнего управления. В частности, согласно п.1 ст. 122 Закона о банкротстве 2002 г. в ходатайстве внешнего управляющего арбитражному суду о вынесении определения о расчёте с кредиторами определённой очереди должно содержаться предложение о пропорции удовлетворения требований кредиторов. Неясно, для чего необходимы такие предложения, если речь идёт о накоплении денежных средств, достаточных для расчётов с кредиторами определённой очереди. Считаем, что такое противоречие должно быть устранено законодателем путём внесения изменений в указанную правовую норму.

В связи с особенностями окончания процедуры внешнего управления, обусловленными необходимостью расчётов с кредиторами, в юридической литературе высказываются разные суждения относительно определения природы периода расчётов с кредиторами. М.В. Телюкина полагает, что период расчётов с кредиторами представляет собой особую процедуру конкурса наряду с наблюдением, внешним управлением, конкурсным производством и мировым соглашением. Поскольку внешнее управление прекращается из-за прекращения полномочий внешнего управляющего, на стадии расчётов с кредиторами действует руководитель должника.[67] Если принять сторону М.В. Телюкиной, то придётся, отступив от логики и смысла Закона о банкротстве 2002 г., согласиться с тем, что арбитражный управляющий после успешного завершения восстановления платёжеспособности должника уступает своё место руководителю должника, который часто не способен обеспечить успешное завершение финансового оздоровления должника. В подобной ситуации все действия внешнего управляющего могут свестись на нет, что приведёт к фактическому банкротству должника.

Резюмируя сказанное, отметим, что процедура внешнего управления является реабилитационной процедурой банкротства. В рамках продолжниковой модели законодательства о банкротстве названная судебная процедура является наиболее значимой, поскольку позволяет при эффективном менеджменте восстановить платёжеспособность должника и, в конечном итоге, влияет на возрождение экономики России. В отличие от прежнего законодательства в действующем Законе о банкротстве 2002 г. законодатель более детально регламентирует те мероприятия, которые осуществляются в рамках данной процедуры. Тем самым, эффективность процедуры внешнего управления должна в будущем повышаться.

Причины неэффективности процедуры внешнего управления нам видятся в следующем. Прежде всего, неэффективность связана с недостаточным профессионализмом внешнего управляющего, который и призван, используя все законные способы, восстановить платёжеспособность должника. Сегодня очевидно, что неграмотный и нечестный управляющий своими действиями может не только нанести экономический ущерб конкретным хозяйствующим субъектам, но и в целом дискредитировать столь необходимый в условиях современной России институт банкротства. На наш взгляд, деятельность внешнего управляющего должна подвергаться более тщательному контролю, как со стороны кредиторов, так и со стороны различных органов (в частности, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству).

Кроме того, на эффективность процедуры внешнего управления влияют и внешние факторы. Так, нестабильность экономической ситуации в России создаёт многочисленные предпринимательские риски и не даёт возможности улучшить финансовое состояние должника в рамках внешнего управления. К внешним факторам, влияющим на уровень предпринимательского риска, относятся как факторы прямого воздействия, так и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на уровень риска. К этой группе следует отнести изменения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; конкуренцию предпринимателей; взаимоотношения с хозяйствующими партнёрами; налоговую систему, рэкет и коррупцию. Под факторами косвенного воздействия понимают такие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на уровень риска, но способствуют его изменению. В эту группу факторов включаются политические условия, международные события, экономическая неустойчивость страны деятельности, экономическое положение отрасли деятельности, стихийные бедствия.[68]

Наиболее важным представляется, что для экономически рациональной реструктуризации юридических лиц необходимы разработка и проведение адекватной промышленной политики на уровне государства.[69]

Одна из причин неэффективности процедуры внешнего управления заключается также в том, что ещё в момент введения указанной судебной процедуры кредиторы могут преследовать цели разорения организации-должника, получения контроля над его финансовыми потоками, смены руководителя, приобретение отдельных объектов имущественного комплекса или всего имущества должника. В данном случае именно целенаправленная государственная политика может повлиять на действительное восстановление платёжеспособности должника. Такая политика должна быть направлена на повышение качества внешнего управления, усиление ответственности арбитражного управляющего, стимулирование формирования профессиональных управляющих, которые специализируются на финансовом оздоровлении неплатёжеспособных юридических лиц.

По существу, когда целью внешнего управления является смена собственника на имущественный комплекс должника, разница между внешним управлением и конкурсным производством становится условной: результат в обоих случаях один. Существенной особенностью внешнего управления становится только представление внешнему управляющему большей свободы в части распоряжения имуществом должника. При этом внешнее управление становится лишь промежуточной процедурой, в течение которой внешним управляющим отчуждается в интересах определённых лиц полезное имущество должника (например, участвующее в основном виде деятельности). Озабоченность использованием Закона о банкротстве в целях передела собственности разделяет и Высший Арбитражный Суд РФ, мнение которого отражено в Письме от 20 января 1999 г. №С1-7ГУП-61.

Также причины неэффективности внешнего управления связаны с тем, что фактически институт банкротства не достиг экономических целей по выявлению на ранней стадии проблемных юридических лиц и восстановлению их платёжеспособности, а процесс финансового оздоровления пошёл по пути жёсткого регулирования экономических отношений.

Наконец, даже в случае восстановления платёжеспособности организации-должника эффективность процедуры внешнего управления существенно снижается с учётом того, что после выхода из кризисного состояния несостоятельный должник — юридическое лицо часто возвращается в руки к своему прежнему руководству. Вместе с тем, во многих случаях кризисное состояние должника является результатом ненадлежащего руководства именно менеджеров организации. Внешнее управление эффективно только тогда, когда в результате его осуществления имущество переходит от неэффективного собственника к эффективному. Поэтому представляется, что при проведении внешнего управления управляющий, помимо предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г. обязанностей, должен выявлять причины наступления финансово-экономического кризиса должника и указывать эти причины в отчёте на заключительном этапе внешнего управления. В таком случае при восстановлении платёжеспособности должника у учредителей (участников) юридического лица будет возможность назначить (избрать) нового, более профессионального менеджера для осуществления руководства возрождённой организацией.

В заключение отметим, что введение реабилитационной процедуры внешнего управления наиболее полно отвечает продолжниковому подходу к законодательству о банкротстве, поскольку направлено на восстановление платёжеспособности должника, а следовательно, даёт возможность российским хозяйствующим субъектам выжить в условиях формирующейся в России рыночной экономики, которая характеризуется частыми кризисами перепроизводства, приводящими к увеличению степени предпринимательского риска. В конечном итоге, именно процедура внешнего управления создаёт гарантии для развития рыночной экономики в стране.


2.4 Правовое регулирование процедуры конкурсного производства


Процедура конкурсного производства является заключительной стадией конкурсного процесса и проводится в отношении должника, признанного банкротом и подлежащего ликвидации.

Легальное определение конкурсного производства дано в статье 2 Закона о банкротстве 2002 г., в соответствии с которой конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Данное определение конкурсного производства, по сути, отражает лишь цель названной ликвидационной процедуры.

Причины различия в понимании термина «конкурсное производство» заключаются в следующем. Процедура конкурсного производства была исторически первой, применяемой к несостоятельным должникам, поскольку изначально цели конкурсного процесса полностью совпадали с целями процедуры конкурсного производства - удовлетворением требований кредиторов. До начала расширения количества процедур банкротства процесс урегулирования долгов несостоятельного субъекта имел сугубо ликвидационную направленность. Поэтому торговая и юридическая практика перестала допускать употребление термина «конкурсное производство» в ином, нежели связанном с ликвидацией имущества должника, значении. Более того, в рамках института несостоятельности существует особое понимание термина «конкурс»: традиционно данный термин означал стечение (схождение) кредиторов, имеющих имущественные требования к общему должнику, поэтому производство по делу о несостоятельности, на какой бы стадии оно ни осуществлялось, всегда будет конкурсным, то есть сопровождающимся стечением кредиторов.[70]

Цели конкурсного производства заключаются в следующем. Во-первых, это формирование конкурсной массы и соразмерное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной Законом о банкротстве 2002 г. очерёдностью. Также целью конкурсного производства является обеспечение имущественных интересов кредиторов должника путём сохранности оставшегося имущества. Однако сохранение имущества должника направлено на защиту интересов не только кредиторов, но и самого должника, поскольку позволяет использовать имущество должника строго по назначению, и ограждает это имущество от недобросовестных действий кредиторов и третьих лиц. Конечной целью конкурсного производства как завершающей ликвидационной процедуры банкротства является ликвидация должника, поскольку в результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица.

В Законе о банкротстве 2002 г. чётко определён срок проведения конкурсного производства: согласно п.2 ст. 124 этот срок не может превышать один год, однако арбитражный суд вправе продлить указанный срок по ходатайству лиц, участвующих в деле, на шесть месяцев. Основаниями для продления срока могут служить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости завершить продажу имущества должника и расчёты с кредиторами, а также предъявление исков о признании недействительными сделок, совершённых должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника. Введение ограничения на сроки проведения конкурсного производства, на наш взгляд, позволяет завершить процесс признания должника несостоятельным (банкротом) в обоснованные сроки и в наибольшей степени реализовать цели указанной ликвидационной процедуры. Причём сроки проведения конкурсного производства чётко установлены, в отличие от Закона о банкротстве 1998 г., в котором отсутствовала фиксация предельно допустимой продолжительности процедуры конкурсного производства, что позволяло арбитражным судам проявлять гибкость: устанавливать сроки продления конкурсного производства в зависимости от категории должника, масштабов его деятельности, а также государственной и общественной значимости. Вместе с тем, ограничение сроков конкурсного производства до полутора лет может поставить конкурсного управляющего в такое положение, что процесс признания должника банкротом не будет завершён. Выход из подобной ситуации нам видится в том, чтобы вновь вернуться к ранее сложившейся практике, то есть предусмотреть возможность дальнейшего продления сроков конкурсного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты