С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в частности, следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику; по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств; запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. В целях обеспечения наступления указанных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.
В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектностъ должника. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления. Однако они осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Так, органы управления должника могут совершать только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве, сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из состава учредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.
С точки зрения экономической наблюдение - процедура пассивная, поскольку в течение этого периода предприятие-должник продолжает обычную хозяйственную деятельность, его руководство действует почти так же, как и раньше. Вмешательство внешнего субъекта - временного управляющего - минимально: он наблюдает за тем, чтобы действия руководства не привели к убыткам для кредиторов (с этой целью у временного управляющего необходимо спрашивать согласия на определенные сделки). Управляющий не наделен полномочиями совершать какие-либо действия или сделки от имени должника, а также иным образом вмешиваться в его хозяйственную деятельность. Еще одна цель временного управляющего - изучить финансовое состояние должника, с тем чтобы к окончанию периода наблюдения можно было сделать вывод о наличии (или отсутствии) реальных перспектив восстановления финансового состояния.
Не всегда возможно утверждение временного управляющего вместе с введением наблюдения: во-первых, в силу закона по заявлению руководителя должника, когда наблюдение вводится при приеме заявления; во-вторых, на основании п. 3 ст. 49 ФЗ о банкротстве в случае, если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру арбитражного управляющего, суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении кандидатуры управляющего, но не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. На практике в таком порядке утверждаются кандидатуры арбитражных управляющих по многим делам. Временные управляющие не утверждаются одновременно с процедурой наблюдения в связи с непредставлением саморегулирующими организациями арбитражных управляющих, рекомендуемых для утверждения.
По ходатайству временного управляющего арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения им требований Закона о банкротстве. В этом случае исполнение обязанностей руководителя возлагается на лицо, предложенное представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом либо на одного из заместителей руководителя должника, а в случае их отсутствия — на одного из работников должника.
Как уже было сказано, одна из целей наблюдения — анализ финансового состояния должника. Он проводится для того, чтобы определить стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.
Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. В названный срок включаются нерабочие дни, возможность его восстановления Законом о банкротстве не предусмотрена. Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. Требования включаются в реестр на основании определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано.
Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.
К компетенции первого собрания кредиторов относятся, в частности, принятие решения о введении финансового оздоровления, нынешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; определение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющих; определение саморегулируемой организации, которая должна представить кандидатуры управляющих.
По общему правилу арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.
5. Особенности банкротства отдельных категорий должников
Градообразующие организации. Градообразующие организации — наследие экономики советского типа, когда предпочтительным считалось создание и развитие крупных государственных предприятий. После строительства крупного промышленного предприятия вокруг него формировался населенный пункт и, естественно, практически весь персонал такого предприятия проживал в этом же населенном пункте. Понятие градообразующей организации установлено в нашем законодательстве только применительно к процедуре несостоятельности, — это организация, численность работников которой превышает 25% от числа работающих жителей данного населенного пункта. Аналогичные правила применяются к организациям с численностью работников более 5 тыс. человек.
Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления градообразующими организациями вводятся под поручительство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Продажа имущественного комплекса (предприятия) проводится при условии, что покупатель обязуется сохранить 50% рабочих мест.
Сельскохозяйственные организации. К ним относятся организации, для которых производство, переработка сельскохозяйственной продукции составляют 50% от общей суммы выручки предприятия. Такие же правила применяются к рыболовецким артелям, в которых выручка от реализации водных биоресурсов составляет 75% от общей суммы выручки. Все процедуры банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций вводятся с учетом сезонности производства. Преимущественное право покупки имущества должника имеют другие сельскохозяйственные организации, владеющие прилегающими земельными участками.
Финансовые организации. Это кредитные организации, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Среди основных особенностей банкротства финансовых организаций можно назвать следующие. Дело о банкротстве кредитной организации начинается только после отзыва Центральным банком РФ ее лицензии и включает две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. При этом кредиторами первой очереди для кредитной организации выступают вкладчики — физические лица.
Кредитная организация уже не может выполнить обязательства перед другими кредиторами.
Банкротство индивидуального предпринимателя. Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей
Упрощенные процедуры банкротства. Упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника применяется, если после принятия решения о ликвидации юридического лица оказывается, что не хватает имущества для исполнения требований всех его кредиторов. В этом случае председатель ликвидационной комиссии должен подать в арбитражный суд заявление о признании юридического лица банкротом. Упрощенный порядок банкротства заключается в том, что в отношении должника применяется только одна процедура — конкурсное производство.
Еще одной упрощенной процедурой считается банкротство отсутствующего должник. Должник (гражданин или руководитель юридического лица) признается отсутствующим, если он фактически прекратил свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным. Положения об отсутствующем должнике применяются и еще в двух случаях: если имущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев не проводились операции по банковским счетам должника. Возможно также наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Если впоследствии будет обнаружено имущество отсутствующего должника, арбитражный суд может по ходатайству конкурсного управляющего вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к обычным процедурам, предусмотренным законом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений настоящего времени институт несостоятельности (банкротства) является относительно новым.
Слова "неплатежеспособность", "несостоятельность", "банкротство", вошедшие в лексикон россиян, — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не тождественные по своему содержанию. Юридическая суть несостоятельности (банкротства) состоит в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств. Не будет ошибочным утверждение, что несостоятельность (банкротство) представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений.
Законодательство о банкротстве является важной составляющей законодательной базы рыночной экономики либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии как отечественным, так и иностранным инвесторам, что в конечном счете способствует экономическому развитию страны в целом.
Существует несколько процедур, применяемых в отношении должника, представляющих собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление
платежеспособности должника или его ликвидацию.
К числу судебных процедур относятся наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также упрощенные процедуры банкротства, применяемые в отношении ликвидируемого и отсутствующего должников.
Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Отсюда следует вывод, что каждое государство устанавливает свои особые правила, упорядочивающие отношения по поводу банкротства предпринимателей. Роднит же все государства чрезвычайно высокий динамизм этого законодательства, частый его пересмотр, непрерывный поиск компромисса интересов несостоятельных должников, неудовлетворенных кредиторов, общества и государства.
библиография
1. Вестник ВАС РФ. 1993. № 8.
2. Ершова И. -В Предпринимательское право: учебник. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2005.
3. Ершова, И.В. Предпринимательское право. Изд. 4-е. - М.: ИД "Юриспруденция", 2006.
4. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г
6. Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2004 г. № 10929/04.
8. Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. № 308.
9. Предпринимательское право: Практический курс. — М.: Юристъ, 2007.
10. Российское предпринимательское право: учеб. / Д. Г. Алексеева.. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
11. Согласно п. 6 ст. 231 Закона о банкротстве до определения Правительством РФ официального издания, в котором в соответствии со ст. 28 настоящего Закона подлежат опубликованию сведения по вопросам, связанным с банкротством, указанные сведения подлежат опубликованию в "Российской газете".
12. Хозяйственное (предпринимательское) право. — М.: Норма, 2007.
13. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы // Российская юстиция. 1998. № 10.