Процесс правового регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере

Индивидуальные трудовые споры, подлежащие разрешению, подведомственны рассмотрению: комиссией по трудовым спорам (КТС) организации (ст. 384 ТК РФ); работодателем (администрацией организации) совместно с соответствующим органом профсоюза в пределах предоставленных им прав (ст.388 ТК РФ).

Коллективные трудовые споры (ст. 398 ТК РФ), подлежащие разрешению на основании Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (от 23.11.1995) [5], подведомственны рассмотрению: примирительной комиссией; сторонами спора с привлечением посредника; в трудовом арбитраже с привлечением лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, третейских судей.

Индивидуальные трудовые споры, подлежащие урегулированию, согласно ТК РФ (ст. 381 и ст. 392) подведомственны рассмотрению гражданскими судами общей юрисдикции как непосредственно, т.е. минуя комиссию по трудовым спорам (КТС) организации, так и после прохождения процедуры рассмотрения в рамках КТС организации, где имел место конфликт. Кроме того, в тех случаях, когда предметом индивидуального трудового спора, подлежащего урегулированию, является вопрос возмещения вреда, причиненного работодателем здоровью работника, конфликты этой категории подведомственны рассмотрению органами Федеральной инспекции труда (Рострудинспекции) при Министерстве труда РФ. Данная подведомственность закреплена Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей [5, ст.40].

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) гражданских судах определяется, кроме того, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

Коллективные трудовые споры могут рассматриваться в гражданских судах общей юрисдикции. Особенностями такого рассмотрения являются повод и определенная юрисдикция судов. Поводом для обращения в суд соответствующей юрисдикции согласно ст. 17 Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» [5] может быть признание объявленной, проводимой или проведенной забастовки незаконной. Такого рода иски рассматриваются верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Непосредственному разрешению индивидуального или коллективного трудового спора должно предшествовать рассмотрение его предмета соответственно в комиссии по трудовым спора (КТС) организации; в примирительной комиссии (обязательная процедура), с участием посредника или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, третейских судей.

Работа лиц, призванных содействовать разрешению индивидуального или коллективного трудового спора, должна строится на определенных принципах с применением определенных способов, способствующих достижению цели их деятельности при рассмотрении конкретного конфликта.


2.3 Принципы разрешения конфликтов и правовая база организации и проведения примирительных процедур


Целью комиссии по трудовым спорам (КТС) организации, примирительной комиссии, процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, является содействие сторонам конфликта в его разрешении. Указанные институты, в которых предпринимается попытка примирить конфликтующие стороны путем рассмотрения предмета и причин индивидуального или коллективного трудового спора, носят общее название — примирительные процедуры [16, c. 480].

В действующем законодательстве Российской Федерации нет норм, в которых были бы закреплены принципы, на которых должны базироваться организация примирительной процедуры и деятельность лиц, призванных способствовать разрешению социальных конфликтов. Эти принципы относятся к числу, выработанных международной и отечественной практикой примирения, посредничества и арбитрирования.

Основными принципами формирования института примирения сторон и организации рассмотрения трудового спора с участием полномочных представителей сторон спора являются: добровольность, паритетность, свобода выбора и принятия решения субъектами трудового спора по поводу кандидатов на роль посредника и арбитров, формирования и организации примирительных процедур; доверие, признание в качестве законного, независимого, компетентного лица (например, посредника) или группы лиц, выбранных и утвержденных в установленном порядке в качестве членов определенного института примирения (комиссии по трудовым спорам (КТС), примирительной комиссии, трудового арбитража).

Рассмотрение индивидуального или коллективного трудового спора в целях его разрешения должно строиться на принципах: соблюдения норм законодательства, полномочности представителей сторон коллективного конфликта, равноправия сторон конфликта перед законом; свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание проблемы конфликта; добровольности принятия обязательств каждой из сторон конфликта; возможности осуществления контроля и ответственности за выполнение обязательств, направленных на ликвидацию причин конфликта [17, c. 208].

Отдельно следует перечислить принципы, которые должны соблюдаться лицами, выполняющими функции посредника или трудового арбитра. В ходе рассмотрения коллективного конфликта посредник и трудовые арбитры обязаны соблюдать принципы: беспристрастности, нейтральности, независимости, законности, соблюдения чести и достоинства, а также сохранения конфиденциальности сведений о предмете конфликта, его причинах и пр.

Действующим российским законодательством закреплено несколько способов разрешения коллективного трудового спора. К их числу Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» относит следующие процедуры: рассмотрение конфликта примирительной комиссией (ст.6); рассмотрение конфликта с участием посредника — посредничество (ст.7); рассмотрение конфликта в трудовом арбитраже (ст. 8); с участием лиц, которые приобретают статус третейских судей в результате институализации этой процедуры [5].

Правовой базой организации и проведения примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров являются: Конституция Российской Федерации; Статья 401 ТК РФ и Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» [5]; Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 г.№468 [9]; Гражданский Кодекс Российской Федерации (Ч.1) [2]; другие законодательные акты, подзаконные и нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения; коллективные договоры, соглашения по социально-трудовым отношениям, в которых могут содержаться положения о порядке, регламенте проведения примирительных процедур и пр.

В перечне указан Гражданский Кодекс РФ (Ч. 1) [2], поскольку между одной стороной или сторонами коллективного трудового спора и лицами, добровольно принявшим решение выполнять функции посредника или трудового арбитра, может быть заключен безвозмездный или возмездный договор (ст.420, ст.423 ч.1 ГК РФ) в связи с выполнением ими своих обязанностей. Данные обязанности могут быть предметом любого договора такого вида.

В обеспечение организации и проведения процедур по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже принимает непосредственное участие государственный орган — служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба) [5, ст. 11], а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации, на которые возложены аналогичные функции.


2.4 Служба и система служб по урегулированию коллективных трудовых споров



В России государство приняло решение о создании органа содействия разрешению социальных конфликтов в 1991 году. Оно было формализовано в Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» [8]. До 1993 года в разрешении социальных конфликтов участие принимала только Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в функции которой входила и эта обязанность. [7] В 1993 году при Министерстве труда Российской Федерации была создана служба разрешения коллективных трудовых конфликтов (Служба). Это было сделано для реализации указанного Указа Президента РФ и во исполнение постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 г. № 730 и от 4 ноября 1993 г. № 1133. Были созданы и начали работать уже в 1993 году 11 региональных отделений Службы со своими штаб-квартирами в городах: Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Нижний Новгород, Москва, Самара, Санкт-Петербург, Сыктывкар.

Непосредственно в Минтруде России (г. Москва) находилась главная штаб-квартира Службы. Аппарат Службы возглавлял руководитель, а в его подчинении находились 12 чел. (из 15-ти по штатному расписанию) и 11 руководителей региональных отделений. В региональных отделениях было занято, 32 чел. (из 33-х по штатному расписанию).

В 1996 году в связи с вводом в действие Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» [5] произошло изменение статуса Службы и появилось понятие «система Службы». В развитие закона было принято постановление Правительства Российской Федерации (от 15.04.1996. № 468) «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров», в котором было закреплено понятие «система службы по урегулированию коллективных трудовых споров» [9].

Анализ п. 1 ст. 11 Закона РФ (175-ФЗ) показывает, что законодатель не счел необходимым раскрыть, органом какой власти (законодательной, исполнительной или судебной) должна быть эта Служба. Принадлежность Службы к числу органов исполнительной власти вытекает только из содержания Постановления Правительства Российской Федерации «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» (от 15.04.1996 г. № 468). Указанным постановлением установлено, что службу по урегулированию коллективных трудовых споров образуют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и межрегиональные территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда Российской Федерации. В то же время постановлением разрешено вхождение в систему службы по урегулированию коллективных трудовых споров по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующих подразделений этих органов, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров [9, ч.З п.1].

Следовательно, система Службы представляет соответствующие подразделения Министерства труда Российской Федерации — Департамент и межрегиональные территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также определенные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Одной из основных функций государственно-административных органов, призванных содействовать разрешению коллективных трудовых споров является институализация примирительных процедур.

В ходе конфликтов в социально-трудовой сфере под институционализацией понимается процесс создания полномочных органов сторон данного вида общественных отношений с целью разрешения коллективных трудовых споров [18, с. 89-122].

Суть институционализации примирительных процедур заключается: 1) в формировании органов полномочных представителей субъектов конфликта; 2) в закреплении статуса института примирения надлежащим актом полномочных представителей (органов) сторон конфликта. В процессе институционализации примирительных процедур роль государственно-административных органов, выполняющих функции службы по урегулированию коллективных трудовых споров, двояка. В функции этих органов входит, во-первых, оказание содействия сторонам конфликта в подборе кандидатуры посредника и лиц, способных и готовых выступить в качестве трудовых арбитров для рассмотрения конкретных разногласий между сторонами трудовых отношений; во-вторых, — непосредственное участие в процессе формирования и создания трудового арбитража. Речь идет не только о трудовом арбитраже, который должен быть проведен в обычных условиях, но и о случаях, когда со стороны работодателя допускаются определенные недобросовестные действия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты