Процесс правового регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере

Раскроем содержание задач: 1) по формированию органов полномочных представителей субъектов конфликта; 2) по закреплению статуса института примирения надлежащим актом полномочных представителей (органов) сторон конфликта.

Под формированием органов полномочных представителей сторон конфликта, которые выражают интересы и могут их отстаивать в ходе взаимодействия в целях разрешения конфликта, понимается процесс: согласования состава полномочных представителей (органов) каждой из сторон; закрепления статуса полномочных представителей, их органов соответствующим актом. До настоящего времени Законом РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ) этот процесс не урегулирован для случаев его прохождения на уровнях трудовых отношений, где задействованы властные структуры, объединения (ассоциации) профсоюзов и объединения (союзы) работодателей, т.е. на уровне отрасли хозяйствования, республики, федерации, пр. [18, c. 52-53, c. 82-83]. Как правило, формирование органов полномочных представителей сторон конфликта протекает без участия органов системы службы по урегулированию коллективных трудовых споров, но в процессе закреплением статуса института примирения сторон конфликта они принимают непосредственное участие.

Под закреплением статуса института примирения понимается процесс: 1) согласования типа примирительной процедуры (посредничества, трудового арбитража); 2) согласования регламента и полномочий института примирения (примирительной комиссии, посредничества, трудового арбитража); 3) согласования кандидатур посредника, трудовых арбитров; 4) подписания соответствующих протоколов по действиям, указанным в п. 1,2,3.

Согласно действующему законодательству формирование и создание трудового арбитража должны осуществляться при обязательном участии полномочного представителя службы по урегулированию коллективных трудовых споров [5, ст.8, ст. 10]. Кроме того, в соответствии с Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, Служба выполняет следующие функции при организации и проведении процедур посредничества и трудового арбитража:

— рекомендует сторонам коллективного трудового спора лиц, подготовленных для выполнения обязанностей посредника, трудового арбитра в случаях, когда один или оба субъекта спорных отношений обратились по данному вопросу в Службу;

—самостоятельно назначает посредника для рассмотрения коллективного трудового спора и извещает об этом стороны спорных отношений в случае, если они не смогли в трехдневный срок с момента обращения в Службу достигнуть соглашения относительно кандидатуры посредника;

— консультирует представителей субъектов спора по процессуальным вопросам организации и проведения примирительных процедур, оказывает методическую помощь;

— направляет своих представителей в качестве посредников на место проведения примирительной процедуры, если стороны спора приняли соглашение об утверждении в качества посредника, трудового арбитра представителя Службы;

— формирует банк данных на лиц, которые имеют опыт в разрешении коллективных трудовых споров и способны выступать в качестве посредника, трудового арбитра;

— взаимодействует с представителями работников и работодателей, их объединениями (ассоциациями), органами исполнительных властей и органами местного самоуправления в целях разрешению коллективных трудовых споров.

Законодательство не раскрывает содержание порядка (правил) рассмотрения коллективных трудовых споров с участием посредника и в трудовом арбитраже, но закрепляет нормы, из которых вытекает необходимость их согласования сторонами конфликта и установления соответствующим протоколом. Этому моменту как и сущности процедур посредничества и трудового арбитража необходимо уделять внимание в рамках другой темы.

Заключение

Приведем перечень объектов конфликтов в социально-трудовой сфере в современной России:

- конфликты по поводу оплаты труда работников;

- конфликты, вытекающие из проблем занятости и в связи с угрозой безработицы;

- конфликты, связанные с разгосударствлением и приватизацией;

- конфликты, связанные с приватизацией и соучастием работников в управлении организацией. Перерастание социально-трудовых конфликтов в социально-политические;

- конфликты, связанные с проблемой признания профессиональных союзов и их органов в качестве представительных или наиболее представительных;

- конфликты, связанные с проблемами проведения процедур банкротства (санации) организации и соблюдения гарантий для работников, закрепленных в коллективном договоре, отраслевом (тарифном) соглашении.

Основная классификация конфликтов дана в п.4 ст.37 Конституции Российской Федерации, закрепившей их деление на категории — индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Регулирование трудовых отношений, вошедших в стадию конфликта, осуществляется на основе действующего законодательства о труде. В Трудовом Кодексе Российской Федерации содержится ряд статей (ст. 381 - ст. 418) о трудовых спорах.

Споры индивидуального характера охватывают все конфликты, касающиеся применения установленных, условий труда к персонально конкретному работнику.

Согласно этому подходу к классификации конфликтов в трудовой сфере споры подразделяются на исковые споры (споры права), а также неисковые споры (споры интересов).

Коллективные трудовые споры отличаются от индивидуальных именно тем, что могут иметь характер исковых (конфликты права) и неисковых (конфликты интересов). Эта особенность вытекает из анализа понятия коллективного трудового спора.

Практика показывает, что конфликты интересов могут быть разрешены при проведении примирительных процедур и привлечении к ним посредника, лиц, выполняющих функции трудовых арбитров.

Специфика конфликтов права заключается в том, что ни примирительные процедуры с участием сторон конфликта, ни рассмотрение неурегулированных разногласий между сторонами трудовых отношений с привлечением посредника, лиц, выполняющих функции трудовых арбитров, как правило, не могут разрешить конфликт такого рода.

Трудовые отношения, включая социальные конфликты, регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации (ТК РФ). Из этого следует, что работники и их полномочные представители не вправе прибегать к нормам ГК РФ в целях защиты трудовых прав и интересов граждан. В этих целях они обязаны руководствоваться исключительно нормами главы 60 и 61 ТК РФ.

В действующем законодательстве Российской Федерации нет норм, в которых были бы закреплены принципы, на которых должны базироваться организация примирительной процедуры и деятельность лиц, призванных способствовать разрешению социальных конфликтов. Эти принципы относятся к числу, выработанных международной и отечественной практикой примирения, посредничества и арбитрирования.

Список используемых источников:

1.                      Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. - СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.

2.                      Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. - СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.

3.                      Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197 – ФЗ – 4-е изд. – М.: Ось-89,2006. – 224с.

4.                      Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138 – ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. - СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.

5.                      Федеральный закон «О разрешении коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года № 175 – ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. - СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.

6.                      Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года» 10 – ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. - СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.

7.                      Федеральный закон «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 года № 92 – ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. - СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.

8.                      Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года № 47. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – М.: Издательство концерна «Профиздат», 1996. – 484с.

9.                      Постановление Правительства РФ «О службе по урегулированию коллективных споров» от 15 апреля 1996 года № 468. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – М.: Издательство концерна «Профиздат», 1996. – 484с.

10.                 Гуцол В.В.Правовые основы Российского государства / В.В.Гуцол. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 444, [1] с.

11.                 Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. - Калуга: КаИС, 1993. – 304с.

12.                 Казанцев В.И. и др. Трудовое право. Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И.Казанцев, С.Я. Казанцев, В.Н.Васин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.

13.                 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА·М), 2002. – 800с.

14.                 Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. - 302с.

15.                 Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. - М.: Аспект Пресс, 1997. – 288с.

16.                 Молодцов М.В., Крапивин О.М., Власов В.И. Трудовое право России: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В.Молодцова. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА·М),2001. – 576с.

17.                 Панина А.Б. Трудовое право: учебное пособие. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288с.

18.                 Соловьев А.В. Практический комментарий закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». – М.: Фонд «Правовая культура», 1997. - 180с.

19.                 Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник / Под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г.Одегова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 736с.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты