Прогноз и профилактика неосторожной преступности

Только в 2000-2004 гг. от неосторожных преступлений погибло и получило увечья более одного миллиона человек, ежегодный материальный ущерб от них составляет около 5% валового национального продукта.

Ежегодно в России имеют место 700-750 случаев столкновений поездов с автотранспортными средствами на переездах, последствиями которых, помимо значительного материального ущерба и нарушения движения, являются 450-600 человеческих жертв. На железнодорожном транспорте ежегодно отмечается 250-300 случаев уголовно-наказуемых неосторожных деяний, связанных с перевозкой опасных грузов.

В РФ ежегодно случаются сотни тысяч пожаров. Например, в 2003 г. зарегистрировано 294 тыс. 412 пожаров, от которых погибло более 14 тыс. 875 чел., что в 2 раза больше, чем в 2002 г., хотя число пожаров было несколько меньше. Количество при этом уничтоженных строений возросло на 25%, единиц техники - на 40%. Специфическим показателем, характеризующим неосторожную преступность, является уровень виктимности, т. е. количество случаев, когда в конкретное преступное поведение включается правонарушение или иные неправильные действия потерпевших, создающие ситуацию для преступной неосторожности виновных или способствующие ее возникновению. Для неосторожной преступности показатель виктимности составляет около 20%. В некоторых видах неосторожных преступлений этот показатель значительно выше, например в преступно-неосторожных дорожно-транспортных происшествиях.

По результатам наблюдений в течение ряда лет удельный вес всех неосторожных преступлений в общей структуре преступности составляет около 15-20%. Традиционно отмечается довольно высокий уровень латентности этих преступлений (около20%).

Среди неосторожных преступлений около 3/4 приходится на предусмотренные ст. 264 УК РФ нарушения правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта и приравненных к нему механических транспортных средств (трамваи, троллейбусы, мотоциклы, трактора и др.) лицами, управляющими этими средствами. С учетом этого при криминологическом анализе неосторожных преступлений обоснованно делается акцент именно на данной их разновидности. Они составляют около 75% всех неосторожных преступлений. Приблизительно 12-18% составляют преступные нарушения правил охраны и имущества, халатность; 5-8% нарушения правил охраны труда и техники безопасности; 4-6% - неосторожные преступления против личности (убийства, телесные повреждения).- Надо отметить, что фактическая распространенность неосторожных преступлений лишь частично отражается статистическими данными о числе зарегистрированных преступлений (в 2003 г. в РФ было зарегистрировано 293 тыс. происшествий, совершенных по неосторожности и повлекших за собой человеческие и материальные жертвы). Особенно высок уровень латентности среди таких видов преступлений, как нарушение техники безопасности. Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, загрязнение водоемов и воздуха и т. д.

В связи с тем, что в неосторожной преступности основную долю составляют дорожно-транспортные преступления, необходимо подробнее рассмотреть именно эту разновидность уголовно-наказуемых деяний.

Дорожно-транспортные преступления - это совершенные виновно дорожно-транспортные происшествия (ДТП), повлекшие за собой наступление предусмотренных законом последствий. Именно в сфере последствий лежит грань между преступлением и проступком в процессе дорожного движения, поскольку от того, какие наступили последствия (предусмотренные уголовным законом или иными нормами), одно и то же нарушение может быть квалифицировано либо как преступление, либо как административный деликт.

В процессе дорожного движения ежедневно участвуют около 27 млн. автомобилей, автобусов, мотоциклов. Каждые сутки на дорогах страны совершается около 600 аварий, в которых погибает до 130 чел. и получают ранения до 700 чел. Ежегодно в результате ДТП повреждается более 750 тыс. автомобилей и других транспортных средств. За последние 5 лет в дорожных происшествиях пострадало около 1,5 млн. чел. Из общего числа смертельно раненых свыше 70% составляют лица трудоспособного возраста, более 7% становятся инвалидами.

По уровню автомобилизации (количеству автотранспортных средств на 1 тыс. жителей) Россия значительно отстает от развитых в экономическом отношении стран, а по числу погибших в расчете на 10 тыс. транспортных средств значительно опережает их: например, Финляндию более чем в 5 раз, Швецию в 7 раз, Японию почти в 6 раз.

В последние годы обращают на себя внимание ДТП с особо тяжкими последствиями, в каждом из которых погибает 4 чел. и более или получают травмы 15 чел. и более. За последние 5 лет количество таких происшествий возросло в 1,3 раза, а число пострадавших - на 21,2%. Чаще всего ДТП с тяжкими последствиями происходят в результате нарушения правил обгона и при выезде на полосу встречного движения. Около 30% аварий совершается лицами, не имеющими права на управление транспортными средствами. Наряду с общим ухудшением состояния правопорядка на дорогах осложнилась обстановка с аварийностью по вине водителей, скрывшихся с места происшествия. Если в 2000 г. при таких обстоятельствах было совершено каждое 15-е ДТП, то в 2003 г. - уже каждое 10-е от всех происшествий по вине водителя.

Данный вид неосторожных преступлений имеет некоторые особенности в мегаполисах. В качестве примера приведем данные по г. Санкт- Петербургу. Анализ основных видов ДТП свидетельствует о том, что 70% в общем массиве таких происшествий составляют наезды на пешеходов, 19% - столкновения, 5% - наезды на препятствия, 3% - наезды на стоящие транспортные средства, по 1% - на опрокидывания, наезды на велосипедистов и иные виды ДТП.

По дням недели наибольшее число ДТП совершаются в пятницу (16,08%), четверг (16,01%), понедельник (14,95%), наименьшее- в воскресенье (11,51 %) и субботу (13,03%).

По времени суток абсолютный минимум ДТП происходит в период с 4 до 5 часов, максимум - с 19 до 20 часов.

В Санкт-Петербурге аварийность по вине пешеходов составляет в среднем около 55% от общего числа ДТП. Превалирующим нарушением среди пешеходов, влекущим ДТП, является переход через проезжую часть в неустановленном месте и вне пешеходного перехода, удельный вес которого составляет более 80%.

В генезисе неосторожного преступления всегда лежит порожденная невнимательностью та или иная ошибка субъекта, в результате которой наносится вред интересам общества, личности, охраняемым уголовным правом, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, создавшая реальную угрозу наступления вредных последствий. В данном случае речь идет о виновных ошибках. Источником подобных ошибок являются дефекты взаимодействия субъекта с орудиями или средствами деяния в определенной ситуации.


3. Обстоятельства, способствующие совершению неосторожных преступлений


Разработанные криминологической наукой общие методологические положения о причинах преступности как негативного социального явления полностью распространяются и на макроуровень неосторожных преступлений. В то же время относительная самостоятельность и специфика преступной неосторожности как элемента общей преступности предопределяют необходимость уточнения некоторых общих положений, выявления ее специфических причин, определения их соотношения с причинами конкретных преступлений. Как отмечалось, основной причиной неосторожных преступлений является безответственное, нерадивое отношение лица, совершившего преступление, к своему долгу, обязанностям, личная недисциплинированность. Нарушители либо сознательно, умышленно нарушают предписанные нормы поведения, проявляя тем самым грубое пренебрежение к своим обязанностям, в частности к соблюдению Правил дорожного движения, либо допускают небрежное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно оценивая дорожную обстановку, избирая вследствие этого неадекватный вариант поведения, порождающий преступные последствия.

В описании генезиса противоправного поведения, проведенного академиком В.Е. Кудрявцевым, отмечается, что антиобщественное поведение формируется на базе возникновения и постепенного развития противоречий и конфликтов в разных звеньях психологического процесса. Началом этих противоречий является этап неблагоприятного нравственного формирования личности, который происходит в обстановке экономического, социального, политического, идеологического, правового кризиса общества. В этих условиях возникает рассогласование между свойствами личности и требованиями окружающей действительности, что относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и оценка их самим субъектом, а также самооценка собственной личности. При этом противоречия могут возникнуть между позитивными целями и общественно вредными объективными результатами поступка, что характерно для преступлений, совершенных по неосторожности, когда ситуация до конца не продумана и принято поспешное решение. Таким образом, причины неосторожных преступлений связаны:

- с эгоистически потребительским или безответственным отношением к правилам безопасности, предосторожности в профессиональной и бытовой деятельности (в данном случае речь идет о таких криминогенно деформированных элементах психологии, как карьеризм, авантюризм, небрежное отношение к общественным интересам);

- с низким уровнем профессиональной подготовки, обучения, воспитания участников трудовых процессов, в том числе водителей, диспетчеров, операторов механизмов на производстве с источниками повышенной опасности (АЭС, трубопроводы с энергоносителями, танкеры и т. д.) и должностных лиц, управляющих деятельностью диспетчеров, операторов (начальники цехов, участков, лабораторий, капитаны и их помощники и т. д.);

- с недисциплинированностью участников процессов, представляющих повышенную общественную опасность.

В формировании и закреплении мотивации неосторожных преступлений оказывают влияние:

- социально-психологические нормы поведения, имеющиеся в обществе;

- традиции и атмосфера семейно-бытовой среды;

- атмосфера производственной среды;

- влияние негативных примеров и советов со стороны лиц, осуществляющих аналогичные профессиональные и бытовые функции, а также негативное влияние со стороны лиц, обучающих учебные группы или новых членов коллектива (инструктора, мастера, бригадиры, операторы и т. д.);

- искаженное освещение некоторыми средствами массовой информации проблем целесообразности, риска, смелости;

- недостатки и нарушения в организации и управлении деятельностью техники и технологии производства, имеющие отношения к объектам с источниками повышенной опасности;

- недостатки в специальной профилактике в обеспечении неотвратимости ответственности за совершенное преступление по неосторожности.

Наконец, к числу криминогенных условий, способствующих проявлению неосторожных преступлений, относятся следующие:

- организационно-технические (крайне неудовлетворительное состояние дорог, что характерно для всей страны в целом. С плохим состоянием дорог из года в год связано около 12-14% ДТП.) Многим отечественным транспортным средствам свойственны серьезные конструктивные недостатки, а большинство автомобилей зарубежного производства выработало свой материальный ресурс, далеко не все они оснащены универсальными средствами безопасности;

- организационно-правовые недостатки нормативного регулирования процесса дорожного движения, иных трудовых процессов, которые имеют общественную опасность при эксплуатации, низкий уровень правовой подготовки участников трудового процесса, правовой нигилизм в общественном сознании;

- организационно-управленческие: неудовлетворительное техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, дефекты в организации дорожного движения, несовершенство системы профотбора и обучения водителей;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты