Нельзя не коснуться и такого обстоятельства, как недостатки в деятельности правоохранительных органов, в том числе ОВД, которые поощряют неосторожные преступления. Подобные недостатки имеют свои причины: это чаще всего недобросовестное выполнение служебных обязанностей, укрытие преступлений от учета, низкий уровень профессиональной квалификации, боязнь быть обвиненным в нарушении законности, а иногда и в коррупции, организационные моменты и пр. Устранение этих и других недостатков в деятельности правоохранительных органов - серьезный резерв в борьбе с неосторожной преступностью.
4. Предупреждение неосторожных преступлений
Многообразие видов неосторожных преступлений обусловливает и необходимость дифференциации мер по их предупреждению.
На общесоциальном уровне можно выделить базовые мероприятия, имеющие сквозной характер для формирования и развития системы целенаправленной профилактики неосторожных преступлений. Это крупномасштабные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, развитию техники безопасности, внедрению механизации, автоматизации, кибернетизации в производство и быт. Сюда же относятся мероприятия по укреплению социальной, производственной, технологической дисциплины, воспитанию у населения (особенно у подрастающего поколения) чувства гражданской ответственности и долга, позиции «не навреди», «не делай другим того, чего не хочешь себе».
Общегосударственные природоохранительные мероприятия также относятся к базовым по отношению к специальной профилактике неосторожных преступлений. Вторая половина 90-х гг. ознаменовалась активным формированием правовой основы предупреждения экологических преступлений. Принято более ста законов, президентских указов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экологической безопасности. К ним, в частности, относятся Законы «О безопасности», «О системе экологической безопасности», «О радиационной безопасности населения», правительственная программа «Экологическая безопасность России» и др. Все они существенно расширяют базу природоохраны, предусматривая, в частности, экономическое регулирование природопользования, финансирование природоохранных мероприятий, осуществление государственно-инспекторской работы и экологической экспертизы, международно-правовое сотрудничество, научно-исследовательскую работу и образование (в средних общеобразовательных учреждениях изучается дисциплина «Экология»).
Ведущими в предупреждении неосторожных преступлений, связанных с легкомыслием и небрежностью, профессиональной непригодностью операторов источников повышенной опасности, участников других работ, требующих особой предусмотрительности, являются меры, рассчитанные на реализацию более широкой задачи, чем профилактика преступной ошибки, а именно на профилактику ошибки вообще, независимо от того, порождена ли она небрежностью исполнителя работ, конструктора либо изготовителя машин и механизмов или случаем. В этом аспекте в поле зрения разработчиков криминологических рекомендаций должны быть меры контроля за конструкцией машин и механизмов, за качеством их изготовления, за условиями эксплуатации, за наличием и техническим уровнем систем безопасности, дублированием этих систем на решающих участках и т.д. Столь же детально должны прорабатываться рекомендации по профессиональному отбору операторов исходя из психофизиологических свойств, по обучению их и тренажу в условиях экспериментально вызванных экстремальных ситуаций, по контролю за состоянием их работоспособности во время дежурства или исполнения работ.
Применительно к предупреждению должностной неосторожности, в том числе в сфере охраны природы и рационального использования ее ресурсов, существенна, в частности, организация подбора кадров, характеризуемых профессионализмом и порядочностью, устойчивостью против давления группового эгоизма коллектива предприятия, фирмы. Наряду с этим требуются четкое нормативное регулирование и методическое обеспечение принятия и исполнения управленческих решений; своевременное и достаточное информационно-аналитическое обеспечение, позволяющее оценить степень и обоснованность риска, возможные последствия. Существенным дополнением к этим мерам является и систематический анализ допущенных ошибок, их причин и последствий, чтобы предупредить повторение; обеспечение реального устранения предприятием, фирмой вреда, нанесенного природе, другим предприятиям, отдельным людям. Это (как и большие, реально взыскиваемые суммы штрафа с предприятия и виновных должностных лиц) помогает быстро сформировать убеждение, что неосторожные преступления совершать «не выгодно».
Специальными для профилактики неосторожных преступлений можно назвать меры, уменьшающие риск наступления тяжелых последствий при ошибке оператора, иной профессиональной ошибке исполнителя и управленческой ошибке должностного лица. Речь идет об установлении устройств, сообщающих о возникновении опасной ситуации путем звуковых или световых сигналов; устройств, блокирующих неправильные действия оператора; автоматизированных и кибернетизированных систем управления; устройств, препятствующих доступу посторонних лиц к источнику повышенной опасности; наконец, приспособлений, непосредственно защищающих людей от травм.
Важное значение для профилактики неосторожных преступлений имеет обязательный инструктаж по специальной программе операторов источников повышенной опасности, исполнителей других работ, требующих особой предусмотрительности, руководителей и других должностных лиц, как и предостережение путем соответствующих надписей лиц, попадающих в опасную зону.
Для предупреждения неосторожных преступлений важны и меры, рассчитанные на обеспечение максимальной безопасности конструкций машин и механизмов, их исправности и нормальных условий эксплуатации, воспрепятствование доступу к ним посторонних или непроинструктированных лиц. Профилактическая деятельность инспекций (регистров), проверяющих состояние машин и механизмов, наличие и исправность систем безопасности (сигнальных и блокирующих), ограничение доступа в опасную зону, как и обученность работников и их готовность соблюдать нормы безопасности, также имеют большое значение.
Ряд мер профилактики неосторожных преступлений адресован населению. Речь идет об обучении правилам транспортной и пожарной безопасности, правилам эксплуатации бытовой техники, охотничьего оружия и т.п., об ограничении владения предметами, в процессе пользования которыми или доступа к которым может быть допущена преступная ошибка лиц, состояние здоровья или негативные привычки поведения которых позволяют прогнозировать опасность (правила для владельцев оружия, пользователей ядами и сильнодействующими лекарствами, конструкторов кустарных транспортных средств, пользователей бытовых пожароопасных приборов), а также о системе экологического воспитания.
Одна из мер, имеющих профилактическое значение, - разработка криминологами, психологами, специалистами в области соответствующих видов человеческой деятельности профессиограмм операторов источников повышенной опасности и других лиц, связанных с работами, которые требуют особой предусмотрительности (исполнителей и руководителей). Эти профессиограммы конкретизируются по видам деятельности. Вместе с тем имеются и общие требования к профессиональным качествам личности: самообладание, быстрота принятия решения и реакции на ситуацию, стрессо- и помехоустойчивость; способность применять без колебаний принятое решение, осуществляя контроль за его эффективностью; осознание социальной ответственности и профессионального долга, готовность им следовать.
Научная обоснованность этих профессиограмм, внедрение их в практику профессиональной деятельности и контроля за ней представляются существенным аспектом повышения эффективности профилактики неосторожных гфеступлений. И наоборот, распространенные еще кустарщина и формализм в этой сфере являются значимым криминогенным фактором.
В профилактике неосторожных преступлений велики возможности средств массовой информации, устройства на предприятиях и на дорогах «выставок» загубленной техники с информационными стендами о человеческих жертвах и размере материального ущерба. Гласность в этом отношении должна быть полной. Надо показывать всю цепочку детерминант преступной ошибки, начиная от конструктивных недостатков техники и кончая ненормальными условиями работы оператора и небрежностью бытового поведения лиц, находившихся в опасной зоне. Под этим углом зрения криминолог должен анализировать и материалы уголовных дел об авариях и катастрофах. Такой анализ показывает, например, что следствие и суд по делам о чернобыльской катастрофе, гибели теплохода «Адмирал Нахимов» ограничились ближайшими причинами преступных ошибок и не зафиксировали ответственность виновных должностных лиц, отвечающих за разрешение эксплуатации дефектных источников повышенной опасности, либо тех лиц, халатность которых помешала своевременному и в полном объеме развертыванию работ по смягчению последствий катастроф.
Неотвратимые административные и дисциплинарные санкции за нарушения правил безопасности на производстве и в быту позволяют осуществить раннюю, допреступную профилактику, которая способна блокировать перерастание многих правонарушений (например, связанных с пьянством) в преступления.
Уже несколько лет функционируют экологические прокуратуры, экологическая милиция. Эффективным является использование су-дебно-экологических и судебно-психологических экспертиз, особенно при установлении должностной халатности или профессиональной непригодности для того, чтобы занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Целенаправленная профилактика неосторожных преступлений необходима и на уровне индивидуальной или групповой работы с конкретными лицами, поведение которых может создать ситуации этих преступлений или непосредственно содержать преступную ошибку. Имеются в виду воспитательная работа и правовые меры воздействия в отношении операторов источников повышенной опасности, участников работ, требующих особой предусмотрительности, владельцев оружия, которые злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотики и другие сильнодействующие вещества не в медицинских целях, демонстрируют пренебрежительное отношение к нормам безопасности, выполняют указания руководителей о работе в условиях, угрожающих безопасности окружающих (усталости, болезни, неисправности техники, неблагоприятных метеоусловий). Воспитательное и правовое воздействие необходимо осуществлять также в отношении должностных лиц, не обращающих внимания на эти дефекты поведения подчиненных, а тем более требующих от них такого поведения в карьеристских или иных личных целях.
Индивидуальная воспитательная работа должна охватывать не только лиц, поведение которых непосредственно реализует преступную ошибку, но и лиц с повышенной виктимностью создания ситуации для такой ошибки (лица с болезнями зрения и слуха, не обращающие на это внимания, находясь на транспортных магистралях; члены семьи владельца личного транспорта или оружия, поощряющие его лихачество). Эффективным является системное взаимодействие общих и специальных мер предупреждения, интенсификация ранней профилактики, неотвратимость ответственности за каждое правонарушение и преступление, происшествий, вызываемых чисто конструктивными недостатками, и в то же время возросло число крушений, катастроф и аварий, причиной которых является неосторожное поведение человека. По данным мировой статистики из каждых трех происшествий на транспорте два обусловлены человеческим фактором.
На протяжении длительного времени подобная пропорциональность сохраняется. Особенность неосторожных преступлений заключается в том, что причинный комплекс данных преступлений как бы затушеван и методы индивидуальной профилактики не успевают за преступлением. Отсюда условием эффективности профилактики транспортных происшествий должно стать постоянное взаимодействие различных ведомств и правоохранительных органов.
Основными направлениями профилактики транспортных происшествий должны быть:
- разработка и реализация долгосрочных комплексных программ по предупреждению происшествий, предусматривающая меры социально-правового, организационно-технического характера;
- совершенствование законодательных и нормативных актов, регламентирующих уголовную, административную и дисциплинарную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также документов, регулирующих служебное расследование транспортных происшествий;
- постоянное совершенствование практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о транспортных происшествиях;
- совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов, регламентирующих безопасность движения и эксплуатацию транспорта;
- повышения уровня профессиональной подготовки транспортных следователей и прокуроров, специалистов межведомственных органов, связанных с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспорта;
повышение уровня профессиональной подготовки работников
транспорта.
Зарубежные исследователи проблемы предупреждения неосторожных преступлений пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в этом плане являются меры, не связанные с воздействием на человека. В соответствующей практике развитых стран акцент делается на:
- повышение безопасности автотранспорта и иной техники;
- улучшение дорог, установку автоматических средств регулировки движения и контроля;
- развитие сети сервисных услуг (ремонт автомобиля, отдых водителя и т. п.).
Вторая и третья группа мер носят стратегический характер, они требуют значительных материальных затрат, их реализация занимает значительный временной период (как правило, около 10 лет). Улучшение подготовки специалистов. Усиление контроля над ними (как в процессе эксплуатации техники, так и при допуске к ней), усиление ответственности за нарушения требуют меньше затрат, эти меры могут быть реализованы в более сжатые сроки.
В зарубежной практике воздействия на неосторожную преступность акцент делается на развитие стратегических мер, в отечественной - большее внимание уделяется мерам тактическим и оперативным (воздействие на человека). И это различие сказывается на результатах: уровень травматизма в России в* 5-8 раз выше, чем в развитых странах мира. Из каждых 100 пострадавших в авариях людей у нас погибает 15, тогда как в США и Германии - только 2, в Италии и Швейцарии - 3.
Список использованной литературы
1. Бурлакова, В.Н. Криминология. Учебник для юридических вузов Санкт-Петербургская академия МВД России, 2003.
2. Вицин С.Е., Уткин В.А. Криминология. Учебное пособие. – М., 2005.
3. Гилинский Я.И. Криминология / Я.И. Гилинский. - М.: Юрист, 2005.
4. Долгова А.И. Криминология / А.И. Долгова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2004. с
5. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие / С.М. Иншаков. - М.: Юриспруденция, 2005.
6. Хохряков Г.Ф. Криминология - М.: Дело, 2004.
7. Четвериков В.С. Криминология: Учебное пособие. М.,2005.