Прогрессивные системы исполнения уголовных наказаний

Деятельность суда, государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, учреждений и органов, исполняющих наказания, неразрывна связана между собой. Эта взаимосвязь, несмотря на различие правовых основ, форм и методов их деятельности, обусловливается стоящими перед ними общей задачей борьбы с преступностью в стране. Установленная работа каждого из указанных государственных органов — необходимая предпосылка эффективного выполнения задач другими органами этой системы. Они должны взаимодействовать на всех этапах борьбы с преступностью и, в частности, при исполнении наказания. Характер взаимодействия с каждым из них имеет свою специфику. Она обусловливается общим уровнем экономического и политического развития общества, особенностями того или иного этапа борьбы с преступностью, местом и ролью данного органа в борьбе с ней, их правовой регламентацией и условиями деятельности, спецификой конкретных задач, стоящих перед ними.

Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с органами расследования. Расследование преступлений, изобличение виновных лиц и исполнение уголовного наказания представляют, на первый взгляд, два мало связанных этапа борьбы с преступностью. Однако в своей практической деятельности органов дознания и следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания, тесно связаны между собой и активно содействуют друг другу в выполнении поставленных перед ними задач. Особенно это относится к взаимодействию органов следствия и исправительных учреждений.

Уголовно-процессуальным законодательством на органы следствия возложено не только раскрытие преступлений и разоблачение преступника, но и выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также принятие мер по их устранению ст. 73 УПК). Данное положение имеет принципиальное значение предупреждения преступлений, в частности для выявления и установления причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, отбывающими наказание. Например, следователь может сообщить о выявленных недостатках в организации исправительного учреждения администрации. Тем самым он содействует улучшению работы этих учреждений, укреплению дисциплины среди осужденных, повышению результативности воспитательной процесса. Аналогичные примеры имеют место и при исполнении наказания в дисциплинарных воинских частях.

Органы расследования оказывают администрации учреждения органов, исполняющих наказания, помощь в изучении личности осужденных. Особенно это значимо для организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Данные, имеющиеся в личном деле осужденного при поступлении его в воспитательную колонию, содержат недостаточно полные сведения. В деле имеется копия приговора, анкета арестованного и некоторые другие данные. В нем отсутствуют такие сведения, которые нередко устанавливает следователь в процессе расследования и в которых нуждается воспитатель:

- о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления,

- о роли несовершеннолетнего осужденного в его совершении, о прошлой преступной деятельности, данные, характеризующие поведение осужденного до ареста в быту, на производстве, и т.д. постановление следователем таких сведений путем направления письменной информации, консультирования персонала воспитательной колонии создают предпосылки для эффективной воспитательной работы с осужденным. Такая форма взаимодействия с органами расследования применима по отношению к взрослым преступникам и для других исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей и уголовно-исполнительных инспекций.

В исправительных учреждениях, арестных домах, исправительных и в дисциплинарных воинских частях могут отбывать наказание:

- сокрывшие от органов расследования и суда другие совершенные преступления.

Выявление их - важная задача как органов расследования, так и администрации указанных учреждений. На основе указанной задачи, например, в местах лишения свободы возникла

форма их взаимодействия, как работа среди осужденных показаний их к добровольной явке с повинной.

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказание судами. Тесно взаимодействуют в своей деятельности суды, и органы, исполняющие наказания. Специфика такой работы обуславливается особой ролью судов, не только применяющих или освобождающих от него, но и осуществляющих на основе ст. 20 УИК судебный контроль за деятельностью учреждений и иных органов, на которые возложено исполнение приговоров.

Суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимых, предпосылки для организации с ними последующей воспитательной работы, судопроизводство способствует воспитанию граждан, в духе неуклонного исполнения законов РФ и уважения прав и свобод человека и гражданина. Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников и тем самым способствует восстановлению социальной личности, но и имеет своей целью их исправление.

Эффективность исполнения наказания непосредственно зависит от справедливости вынесенного приговора. Если правильное применение начала назначения наказания, закрепленные в ст. 60 УК, указание справедливо, соразмерно и соответствует характеру опасности совершенного преступления и личности виновного оно будет способствовать исправлению преступника, изучая наказание в виде лишения свободы, суд не ограничивается по его размером. Он одновременно определяет вид исправительного учреждения и вид режима колонии, где должен отбывать наказание осужденный. Следовательно, индивидуализируя наказание суд создает необходимые предпосылки и для индивидуализации его исполнения в местах лишения свободы.

Кроме того, назначая осужденному определенный вид исправительного учреждения (содержание в тюрьме или колонии) и устанавливая вид исправительной колонии (общий, строгий и особый режим, колонии-поселения), суд осуществляет дифференцированный подход к различным категориям осужденных, предопределяет правовые рамки, в которых будет исполняться наказание, объем его карательного воздействия, а также особенности исправительного воздействия на осужденного.

Нормы уголовно-процессуального законодательства обязывают суд выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления. Рассматривая дела по обвинению лиц, отбывающих наказание, суд может установить нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению ими новых преступлений (например, слабый контроль за осужденными в процессе отбывания наказания, плохая организация труда и быта осужденных, злоупотребления персонала и др.). В этих случаях суд вправе вынести частное определение или постановление в адрес руководителей учреждений и органов, исполняющих наказание, или вышестоящих органов управления ими необходимости принятия мер к устранению причин, порождающих преступления (ч. 4 ст. 29 УПК).

Суд также может содействовать учреждениям и органам, исполняющим наказания, в устранении недостатков их работы при рассмотрении уголовных дел по обвинению в новых преступлениях лиц, освобожденных от наказания. В процессе судебного разбирательства и нередко вскрываются такие факты, как необоснованное представление к условно-досрочному освобождению осужденных, которые в процессе отбывания наказания характеризовались отрицательно, и ряд других причин и условий, способствующих совершению освобожденными иных преступлений. Вскрывая их в процессе судебного разбирательства, суд может частным определением или постановлением, адресованным руководителям учреждений и органов, исполняющий наказания, способствовать устранению этих недостатков.

Наличие общих задач по обеспечению правопорядка на территориях субъектов Российской Федерации и местного самоуправления предполагает тесное взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с органами государственной власти и органами местного самоуправления указанных выше территорий. Такое взаимодействие имеет законодательную основу. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», УИК определяет основные направления взаимодействия данных органов. Прежде всего следует указать на взаимодействие по оказанию материальной и иной помощи исправительным учреждениям.

Для этого довольно широко распространено беспроцентное кредитование исправительных учреждений, оказание им безвозмездной социальной помощи. Многие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления освободили исправительные учреждения от платы республиканских, краевых и областных и местных органов, установили пониженную ставку оплаты за землю, водоснабжение, электроэнергию и т.д. Указанные финансовые льготы существенно облегчают положение предприятий исправительных учреждений, являющихся в значительной степени экономически убыточными, что позволяют привести материальное положение осужденных в соответствие с требованиями международно-правовых стандартов и уголовно-исполнительного законодательства. Органы государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления активно взаимодействуют с исправительными учреждениями в деле реализации гарантий правовой и социальной защиты их персонала.

Законодательством предусмотрены определенные финансовые преимущества сотрудникам исправительных учреждений, льготы в обеспечении жильем, детскими садами, телефонной связью и т.п. Реализация в условиях конкретных регионов дислокации исправительных учреждений осуществляется при непосредственной помощи региональных органов власти и органов местного самоуправления. В этом же аспекте важно взаимодействие по вопросу комплектования квалифицированными кадрами персонала исправительных учреждений. Уголовно- исполнительным законодательством предусматривается взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с учреждениями и органами, исполняющими наказание в деле обеспечения правопорядка в местах дислокации расположения учреждений. Так, органы местного самоуправления определяют границы территорий, прилегающих к исправительным учреждениям, и устанавливают режимные требования на этих территориях. В числе таких режимных требований может быть временное ограничение или запрещение движения граждан транспортных средств, их обыск и досмотр и т.п. К некоторым осужденным для обеспечения производственной деятельности и хозяйственных нужд исправительного учреждения предоставляется право передвижения за пределами колонии без сопровождения. Границы такого передвижения согласовываются руководителями исправительного учреждения с органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 96 УИК).

Важное значение имеет взаимодействие с органами государств ной власти и управления, органами местного самоуправления в и ведении воспитательной работы с осужденными. Формы такого взаимодействия довольно разнообразны:

- создание и улучшение базы воспитательной работы (комплектование библиотек);

- ремонт клубов, киноаппаратуры, видео- и телевизионной техники т.д.),

- участие в проводимых воспитательных мероприятиях, привлечение для этих же целей государственных и иных организаций республики, края, области, города или района. Так, органы местного самоуправления обязаны содействовать в трудовом и бытовом устройстве осужденных к ограничению свободы (ч. 3 ст. 47 УИК), воспитательной работы с осужденными военнослужащим дисциплинарных воинских частях (ч. 3 ст. 165 УИК).

В числе таких форм взаимодействия особо следует выделить закрепление результатов исправительного воздействия на осужденных и направленные на предупреждение новых преступлений, рецидив со стороны освобождаемых от отбывания наказания. Важность тесного взаимодействия в этом направлении деятельности объясняется низкой эффективностью работы учреждений и органов, исполняющих наказания. В результате от наказания освобождаются не исправившиеся, с твердой установкой на продолжение преступной деятельности и осужденные, за поведением которых необходим контроль, либо осужденные без достаточной подготовки к жизни на свободе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты