Прокуратура США (Атторнейская служба)

Государственные атторнеи на местах в разных штатах именуются по-разному, как правило – окружной атторней. В большинстве штатов он избирается непосредственно населением из числа кандидатов, выдвинутых по партийным спискам. Правомочия окружного атторнея устанавливаются законодательством штата или нормативными актами местных органов власти. В разных штатах предметная юрисдикция местного атторнея в сфере уголовного преследования неодинакова (она может быть ограничена, скажем, преследованием за тяжкие преступления), но в целом функции окружного атторнея идентичны функциям атторнеев на штатном и федеральном уровнях. Он консультирует соответствующий местный орган власти по правовым вопросам, представляет местную администрацию в суде по ее искам или по искам, обращенным к ней, и осуществляет уголовное преследование [17, c.23].

 На уровне отношений между штатами деятельность атторнейской службы "в целях максимального сотрудничества" координируется Национальной ассоциацией окружных атторнеев (НАОА). Национальная ассоциация генеральных атторнеев (НАГА) объединяет генеральных прокуроров штатов и Генерального прокурора США. Они проводят ежегодные конференции, организуют заседания комитетов по различным аспектам правоприменения, издают бюллетени, журнал, своего рода методические рекомендации "Национальные стандарты уголовного преследования" и др.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ И США

§ 2.1. Атторнейская служба США

В отличие от российской прокуратуры американское ведомство не организовано на основе принципа централизации. В его структуре прослеживается три уровня органов: федеральный, уровень штата и местный. Федеральная служба функционирует на основе законов, принимаемых Конгрессом. Штат на основе собственного законодательства вправе самостоя­тельно определять организацию и объем полномочий атторнейской службы. На местах также имеется атторнейская служба, функции которой в целом идентичны атторнейским службам штата и федерального уровня.

В состав федеральной прокуратуры включен Департамент юстиции США, возглавляемый Генеральным атторнеем. Он назначается Президен­том США с согласия Сената сроком на 4 года. Его аппарат имеет несколько подразделений, организующих работу федеральных прокуратур на местах либо непосредственно выполняющих прокурорские функции, в том числе досудебную подготовку материалов обвинительного досье, используемых при поддержании обвинения в суде. Основу местной федеральной прокуратуры образуют окружные прокуроры с аппаратом помощников. Порядок назначения окружного прокурора такой же, как и Генерального атторнея США. Они осуществляют уголовное преследование на территориях распро­странения юрисдикции федеральных властей (территории парков и запо­ведников, военные объекты и др.) [4, c.172].

Прокуратуры штатов с подчиненной службой, возглавляемые Генеральным атторнеем штата, осуществляют уголовное преследование лиц, по­сягнувших на законы штата.

К местной прокуратуре относятся прокуроры, работающие под контролем и руководством органов местного самоуправления. Уголовное преследо­вание они осуществляют по делам, в производстве которых не принимает участия аппарат Генерального атторнея штата. Генеральный атторней США и подчиненные ему органы не уполномо­чены руководить атторнейской службой в штате. Атторней штата, в свою очередь, не имеет административной власти над местными атторнея­ми. Не осуществляя прокурорского надзора в нашем понимании, атторней­ская служба с помощью конкретных процессуальных функций воздействует на всю систему уголовной юстиции, а также на формирование политики этой системы.

В большинстве штатов Генеральный атторней, в отличие от российской системы – выборная должность. Он избирается законодательным собранием или населением штата. В неко­торых штатах Генерального атторнея назначает губернатор.

Местные прокуроры избираются населением, а в отдельных штатах избираются или назначаются органами местного самоуправления [4, c.127].

Будучи избранным населением, прокурор отвечает перед ним за состояние борьбы с преступностью. Об эффективности его пребывания в должности может свидетельствовать, помимо прочего, статистика привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, количество обвинительных приговоров суда.

Свою «команду» избранный генеральный атторней формирует самостоятельно. Он может расторгнуть трудовые отношения с сотрудниками своего предшественника и набрать себе новый штат, но на практике это происходит довольно редко, так как профессионалы, занимающиеся уголовным преследованием в суде, ценятся высоко. Поскольку уголовное преследова­ние не является единственной функцией избранного должностного лица, он имеет заместителя, который и возглавляет соответствующую службу.

В деятельности по поддержанию государственного обвинения практикуется специализация. Часть сотрудников специализируется на поддержа­нии обвинения по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, другие — по делам о половых преступлениях, о кражах, о преступлениях на почве ненависти и т. д. Применение специализации в деятельности государ­ственных обвинителей было бы полезно внедрить в отечественную практи­ку, поскольку это позволит приобрести обвинителям богатый опыт участия в рассмотрении дел определенных категорий и повысит, в конечном итоге, качество уголовного преследования.

Атторнейская служба контролирует практически все стадии правоприменения по уголовным делам.

В США государственный обвинитель, в силу правовых традиций, пользуется широкой дискреционной властью. Уголовное преследование преступника — право, но не обязанность обвинителя. Как указывает В. М. Николайчик, атторней является важной фигурой, действующей в системе правосудия. Он имеет право по собственному усмотрению возбуждать уголовное преследование, может ограничиться поддержанием обвинения в су­де, основываясь при этом на доказательствах, собранных полицией, но вправе также провести собственное расследование. Атторней имеет право по собственному усмотрению отказаться от обвинения, что влечет за собой прекращение дела.

В течение долгого времени право обвинителя на немотивированный отказ от обвинения считалось неотъемлемым и не контролировалось су­дом. В настоящее время законодательством и судебной практикой такое право признается абсолютным правом обвинителя на всех стадиях уголов­ного процесса. В некоторых штатах законодательство не устанавливает во­обще никаких ограничений на прекращение дела, а в большинстве штатов это право минимально ограничено требованием изложить причины отка­за от обвинения. Согласно федеральным правилам уголовного процесса США, отказ от обвинения после предъявления обвинительного акта воз­можен только с разрешения суда. Практически разрешение суда выступает скорее потенциальным, а не реальным ограничением свободы усмотрения обвинителя.

Следует обратить внимание на чрезвычайно широкие полномочия атторнея — обвинителя в решении вопроса о начале и продолжении уголовного преследования. Решение вопроса о возбуждении уголовного пресле­дования принимается обвинителем на основе материалов расследования, проведенного полицией и иными органами расследования, в том числе соб­ственными. В атторнейскую службу для неформального утверждения пред­ставляются ходатайства об аресте и обыске. Считается, что без согласия обвинителя обращение к судье-магистрату практически бесполезно, поскольку последующий отказ обвинителя осуществлять уголовное преследо­вание на основе ордера, выданного без его согласия, лишает смысла само получение ордера на обыск или арест. Ордер, выданный нейтральным маги­стратом, чаще всего выступает лишь документом, автоматически подтверж­дающим решение обвинителя привлечь подозреваемого к уголовной ответ­ственности.

Обвинитель проверяет законность произведенных полицией действий, чтобы обеспечить успешное прохождение доказательств в суде. Он возбуждает дело только тогда, когда высока вероятность не только вины, но и осуждения. В американской практике поддержания обвинения часто можно встретить термин «выиграть дело» [4, c.48].

В основе такой уголовно-процессуальной политики лежит доктрина, в соответствии с которой уголовное судопроизводство — это спор между обвинением и защитой, поэтому установление истины по делу не является обязанностью суда. Суд обязан разрешить спор на основе собранных сторонами доказательств. Таким образом, если обвиняемый признает свою вину в совершении преступления, то отсутствует предмет спора. Этот факт от­крывает возможность для упрощенного завершения дела с помощью, так на­зываемой сделки на случай признания вины и в значительной мере определяет деятельность органов, осуществляющих уголовное преследование по делу (полиции, атторнейской службы).

После вынесения Большим жюри или магистратом постановления о предании суду обвинение документально оформляется и предъявляется обвиняемому. Затем обвиняемый вправе заявить ходатайство о признании или непризнании вины. Заявление ходатайства о признании вины, как правило, является результатом «сделки» между обвиняемым и его защитником, с одной стороны, и государственным обвинителем — с другой. По мнению ряда авторов, суть «сделки» сводится к следующему: обвиняемый признает свою вину в менее тяжком преступлении, чем ему вменялось первоначаль­но, а государственный обвинитель в обмен на это обещает рекомендовать суду назначить более мягкое наказание [4, c.74].

Хотя формально правила требу­ют удостовериться, что никаких обещаний снисхождения обвиняемому не давалось, судья знает, что без них «сделка» не имела бы смысла для обвиня­емого. Решения судов, санкционирующих практику признания вины на основе «сделки», отражают заинтересованность основных участников уго­ловной юстиции в бесперебойном функционировании этой системы в усло­виях роста преступности. Следует согласиться с утверждением В. Н. Махова и М. А. Пешкова о том, что существование в США именно такой формы осуществления правосудия позволяет представителям государственного обви­нения экономить время и концентрировать усилия на делах, по которым об­виняемый не признает себя виновным и приговор выносится на основании судебного следствия. Заключение указанной «сделки» возможно на многих этапах рассмотрения дел в судах.

По опубликованным в США данным, удельный вес уголовных дел, разрешаемых с участием присяжных в судах общей юрисдикции, колеблется от 1 до 15 % и составляет в среднем около 5 % от общего количества дел, посту­пающих в суд. Именно на них атторнейская служба и концентрирует свои усилия по поддержанию государственного обвинения в условиях состяза­тельного процесса [4, c.84].

В Российской Федерации введение в УПК главы 40, предусматривающей особый порядок принятия решения в случае признания обвиняемым своей вины, принципиально не изменило ситуацию. Наличие большого ко­личества процессуальных условий для применения особого порядка приня­тия решений оставило практически неизменными существующие формы уголовного судопроизводства. Подавляющее большинство дел рассматрива­ется в обычном порядке (т. е. проводится судебное следствие), поэтому эко­номии времени и средств суда и органов, осуществляющих уголовное пре­следование, не происходит.

В качестве положительного фактора, повышающего эффективность поддержания государственного обвинения в США, следует отметить влия­ние главы службы государственных обвинителей на принятие всех значимых процессуальных решений по делу. Прослеживается строгая преемственность в принятии таких решений. Изучая материалы расследования, произведенного полицией или иными следственными органами, принимая решение о целесообразности ареста или иных мер процессуального принуждения, проведения обыска, прокурор исходит, прежде всего, из судебной перспекти­вы дела. Если дело по различным причинам не имеет судебной перспективы, например, доказательств недостаточно или большая их часть получена по­лицией с нарушением процедуры, прокурорский офис не будет проводить дальнейшее расследование по делу и поддерживать обвинение в суде, а мате­риалы расследования возвратит полиции. Таким образом, экономятся ресур­сы для работы по более перспективным делам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты