Прокуратура США (Атторнейская служба)

Особенностью работы прокурора — обвинителя по делу является также его право самостоятельно собирать доказательства обвинения, допрашивать свидетелей и потерпевших после допроса их полицией, подвергать проверке собранные ею доказательства. Фактически прокурор, поддержи­вающий обвинение в суде, готовит собственное дело, которое может суще­ственно отличаться от материалов, представленных полицией или иными органами расследования. В результате он хорошо знает содержание имею­щихся по делу доказательств, поскольку сам участвовал в их собирании и проверке. Прокурор представляет себе, насколько устойчива позиция потерпевшего и свидетелей со стороны обвинения. Обладая правом допра­шивать и общаться со свидетелями до суда, он имеет возможность подгото­вить их к перекрестному допросу защиты, что уменьшает риск изменения ими показаний в суде и лжесвидетельства и повышает эффективность под­держания государственного обвинения.

§ 2.2.  Прокурорская служба России

В Российской Федерации процессуальное руководство расследованием дела, надзор за проведением предварительного расследования, утверждение обвинительного заключения и поддержание обвинения в суде зачастую осуществляют разные должностные лица. Анализ практики участия прокурора в судебном рассмотрении уголовных дел показывает, что во втором полугодии 2007 г. 92 % уголовных дел рассмотрено с участием помощников прокурора и только по 8 % уголовных дел обвинение поддерживали прокуроры районов и их заместители. Помощник прокурора, кото­рому, как правило, поручается поддержание государственного обвинения в суде, получает материалы уголовного дела после окончания расследования и утверждения обвинительного заключения. Таким образом, к формирова­нию доказательственной базы он не имеет отношения и не анализирует ее в ходе расследования или после его окончания с точки зрения судебной пер­спективы. Со свидетелями и потерпевшими он не общается и не имеет про­цессуальной возможности непосредственно оценить их показания с точки зрения «относимости», допустимости и достоверности. Иногда доказатель­ства, кажущиеся на первый взгляд достоверными, в суде подвергаются трансформации, объем обвинения изменяется, и государственный обви­нитель вынужден полностью или частично отказываться от обвинения, что снижает эффективность уголовного преследования в суде.

Разумеется, государственный обвинитель в Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе норм уголовного процесса, который по своей форме является смешанным. Стадия предварительного рассле­дования имеет иной вид, чем полицейское расследование в США. Поэтому слепое заимствование американского опыта и перенесение его в российс­кую уголовно-процессуальную практику невозможно и не нужно [4, c.64]. В то же время кое-что из американской практики поддержания обвинения может быть использовано в Российской Федерации и позволит повысить его эф­фективность.

Представляется, что реформа института поддержания государственно­го обвинения в суде должна осуществляться по нескольким направлениям:

1.     необходимо совершенствовать ее процессуальную регламента­цию;

2.     необходимо ввести специализацию в деятельность государственных об­винителей;

3.     необходимо укрепить прокурорский корпус дополнительными профессиональными кадрами.

Прежде всего, речь идет об улучшении координации деятельности должностных лиц, ответственных за предварительное расследование дела, за процессуальный контроль над расследованием и за поддержание государственного обвинения в суде. Указанная координация может быть регламен­тирована уголовно-процессуальным законодательством, Законом о проку­ратуре РФ, соответствующими инструкциями и приказами, исходящими от Генеральной прокуратуры РФ. Нужно признать, что на сегодняшний день такая координация надлежащим образом в законодательстве не урегулиро­вана, а работа в условиях нового УПК РФ этого требует. Это подтверждают более 90 % государственных обвинителей.

Некоторые меры по повышению эффективности участия прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел предусмотрены в положениях Приказа Генерального прокурора № 7 от 20 февраля 2002 г. «Об организации исполнения Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства». Пункт 2.6 указан­ного Приказа предусматривает укрепление службы государственных обви­нителей дополнительными кадрами. Однако они не решают обозначенных выше проблем, возникающих при осуществлении деятельности по поддер­жанию государственного обвинения.

Меры, предлагаемые в Приказе Генерального прокурора РФ № 28 от 3 июня 2002 г. «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», представляются более действенными. В частности, п. 2.4 данного Приказа обязывает государственного обвинителя по окончании рассмотрения уголовного дела судом не позднее следующего дня после провозглашения судебного решения представлять прокурору ра­порт о результатах исполнения поручения, копии решений приобщать к надзорному производству. В п. 5 государственному обвинителю предлага­ется активно участвовать в исследовании доказательств в суде во взаимодей­ствии с должностными лицами, проводившими предварительное расследо­вание, используя имеющуюся у них информацию в строгом соответствии с требованием закона.

Пункт 1.10 приведенного Приказа касается реализации права государ­ственного обвинителя отказаться от обвинения. Учитывая, что ответственность за обоснованность возбуждения уголовного преследования возложена на прокурора, давшего согласие на возбуждение уголовного дела, именно он должен принимать участие в решении вопроса об отказе от уголовного пре­следования.

Представляется, что прокурор-обвинитель и прокурор, утвердивший обвинительное заключение, должны совместно решать вопрос об отказе от обвинения или об изменении объема обвинения.

В то же время, государственный обвинитель мог бы более эффективно поддерживать государственное обвинение, если закон предоставит ему право совместно с прокурором, надзирающим за следствием, проверять материалы расследования в момент утвержде­ния обвинительного заключения и давать согласие на его утверждение. Назначение государственного обвинителя в момент утверждения обвини­тельного заключения, предоставление ему возможности наряду с надзира­ющим прокурором (когда эти две процессуальные фигуры не совпадают в одном лице) оценивать материалы дела с точки зрения судебной перс­пективы снизили бы число некачественно расследованных дел, направля­емых в суд.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает права государственного обвинителя до судебного разбиратель­ства общаться с потерпевшими и свидетелями, изобличающими обвиняемо­го в совершении преступления, в то время как защитник вправе опрашивать лиц с их согласия, в том числе и после направления дела в суд. Предоставле­ние такого права государственному обвинителю на этапе утверждения об­винительного заключения и после этого позволило бы ему лучше представ­лять себе доказательственный материал, характер и степень произошедших с ним изменений, вовремя устранить следственные ошибки и избежать нео­боснованного обвинения. Данное предложение нашло поддержку более чем у 60 % государственных обвинителей.

Было бы целесообразно предоставить прокурору соответствующего уровня право при расследовании наиболее сложных уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях принимать решение о назначении потенциального государственного обвинителя еще на этапе предварительного рас­следования, например, после предъявления обвинения. При этом будущий государственный обвинитель должен иметь право совместно с надзираю­щим прокурором участвовать в проведении наиболее важных и значимых следственных действий, чтобы лично наблюдать за получением и проверкой собираемых доказательств и оценивать судебную перспективу дела.

С одной стороны, это право можно считать дополнительной гарантией соблюдения прав участников уголовного процесса в ходе расследования, которое станет механизмом противодействия незаконным или необоснованным действиям лица, проводящего расследование, с другой стороны, от прокурора — госу­дарственного обвинителя следствие получит дополнительную помощь при осуществлении уголовного преследования и разделит с ним ответственность за качество получаемых доказательств [5, c.17]. Такой подход уменьшит степень воз­можных взаимных претензий следователя и государственного обвинителя друг к другу по результатам уголовного преследования и позволит им прове­сти совместную оценку возможности доказывания по конкретному делу в суде. Затрачивая время на участие в процессе расследования, государ­ственный обвинитель сэкономит его при изучении материалов дела в про­цессе своей деятельности в судебных стадиях, так как будет уже иметь о них достаточно полное представление. О понимании государственными обви­нителями важности такого дополнения в уголовно-процессуальном законо­дательстве свидетельствуют статистические данные: 59 % поддерживают данное предложение.

Другим вариантом решения проблемы повышения уровня координа­ции процессуальной деятельности между органами расследования и поддер­жания государственного обвинения могло бы стать совмещение в одном должностном лице функций процессуального руководства расследованием и поддержания государственного обвинения в суде. В этом случае следует исходить из того, что прокурор, надзирающий за расследованием уголовно­го дела, будет обязан по общему правилу поддерживать по нему государственное обвинение. Это повысит степень его ответственности при осуще­ствлении процессуального руководства следствием, поскольку будет четко прослеживаться преемственность между уголовным преследованием на до­судебных и судебных стадиях уголовного процесса.

Казалось бы, предлагае­мое существенное изменение и расширение обязанностей помощни­ков прокурора, отвечающих за поддержание государственного обвинения, в силу причин субъективного характера не должно найти широкой поддерж­ки у работников прокуратуры, тем не менее, 30 % проку­роров приветствуют и такой подход к реформированию института поддер­жания государственного обвинения. Оба предлагаемых варианта могут служить механизмом, повышающим уровень уголовного преследования как на следствии, так и в суде.

Важным направлением реформы института поддержания обвинения является также развитие специализации в деятельности государственных обви­нителей. Специализация ускорит приобретение ими навыков поддержания государственного обвинения по делам определенной категории, однако ее внедрение возможно только после увеличения корпуса государственных обвинителей. В прокуратуре районного звена количество сотрудников, си­стематически осуществляющих поддержание обвинения в суде, должно примерно соответствовать количеству составов суда, рассматривающих уголовные дела.

ГЛАВА 3. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС США

 

Американские юристы выделяют 19 этапов судопроизводства, которые можно объединить в три большие группы:

1.     стадию полицейского расследования;

2.     стадию досудебного исследования обстоятельств дела обвинением и защитой;

3.     судебные стадии.

 

§ 3.1. Стадия полицейского (внесудебного) расследования.


Первая стадия уголовного процесса включает в себя четыре этапа:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты