Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних

Имеют место многочисленные случаи нарушений процессуально установленного порядка при расследовании дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Генеральная прокуратура обращает внимание на то, что прокуроры часто организуют работу в отрыве от реальных проблем, не используют имеющуюся информацию, вследствие чего не всегда реализуют предоставленные полномочия и средства прокурорского надзора. Задачи по улучшению этой работы заключаются в необходимости в полной мере использовать возможности контролирующих органов, других органов, которые в силу своего положения должны заниматься охраной прав и интересов несовершеннолетних: это органы образования, органы опеки и попечительства, администрации городов и районов. Одна из главных проблем - безнадзорность несовершеннолетних. Следовательно, особого внимания требует надзор за комиссиями по делам несовершеннолетних.

Предупреждение нарушений законов в отношении несовершеннолетних положительно влияет на динамику правонарушений с их стороны. Не менее важно и соблюдение законности в приемниках-распределителях, воспитательных колониях, а также при работе органов милиции по контролю за подростками, ведущими антиобщественный образ жизни, склонными к нарушениям. Особенно важно при этом выявлять лиц, склоняющих несовершеннолетних к совершению правонарушений и преступлений, являющихся организаторами и подстрекателями правонарушений.

На органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в деятельности инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений для педагогически запущенных подростков.

Следует отметить, что наиболее слабым звеном в деятельности органов прокуратуры является надзор за законностью и охрана средствами прокурорского воздействия прав детей, оставшихся без родителей. Проверки, проведенные прокурорами в последние годы в детских учреждениях, показывают, что в большинстве случаев условия содержания детей-сирот еще не соответствуют предъявляемым требованиям; имеют место несоблюдение лимита численности, неудовлетворительные бытовые условия, плохое питание и санитарное обслуживание, низкая организация досуга детей, невысокие требования к педагогическим кадрам и т.д.

В этой сфере прокурорский надзор должен быть особенно строгим и взыскательным, так как кроме прокуроров, таких детей, по существу, защищать некому. Между тем некоторые прокуроры проявляют равнодушие, бюрократизм и казенное отношение к нуждам обездоленных детей.

Важная роль в предупреждении нарушений закона и в борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних. Надзор за законностью решений комиссий, деятельностью приемников-распределителей возлагается на прокуроров.

При и осуществлении надзора прокурорам необходимо в совершенстве знать требования нормативных правовых актов в сфере регулирования защиты прав детей и подростков, а также отраслевых приказов, распоряжений и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь:

- регулярно истребовать в соответствии с Законом о прокуратуре в пределах своей компетенции от руководителей соответствующих организаций и учреждений необходимые информационно-аналитические материалы, касающиеся основных направлений надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, регулярно проводить их анализ и обобщение;

- использовать материалы прокурорских проверок, обращений граждан, информацию в печати и других средствах массовой информации, материалы гражданских и уголовных дел; постоянно изучать методические рекомендации, положительный опыт организации работы и других регионах республики, недостатки и просчеты своих коллег;

- с учетом сведений о состоянии дел в этой сфере, накопленного материала планировать работу по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних. Это позволит максимально определить задачи и правильно организовать проверку. При планировании организации осуществления надзора следует не подменять ведомственные контролирующие органы, а сотрудничать и взаимодействовать с ними;

- при проведении проверок прокурорам необходимо поддерживать взаимоотношения со специалистами контролирующих и иных органов, обеспечивать полноту и качество проводимых проверок, устранение выявленных нарушений, по результатам проверок реализовывать принцип гласности (выступать с информацией, докладами и др.). Прокурорам необходимо систематически анализировать состояние преступности и иных правонарушений несовершеннолетних. Совместно с государственными органами и общественными объединениями регулярно планировать и осуществлять мероприятия, направленные на нейтрализацию причин правонарушений и условий, им способствующих. Обеспечить должный прокурорский надзор за законностью в деятельности:

министерств и иных республиканских органов государственного управления;

- органов местного управления и самоуправления по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов. Оказывать им правовую помощь, информировать о состоянии правонарушений в подростковой среде, предлагать конкретные меры по совершенствованию в этой сфере;

комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, добиваясь, чтобы комиссии в полной мере осуществляли возложенные на них координационные и контрольные функции. Обеспечить участие прокуроров в заседаниях комиссий при рассмотрении вопросов общей профилактики и при обсуждении ходатайств о направлении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения. Проверять состояние законности при постановке несовершеннолетних на учет в органах внутренних дел и проведении с ними профилактической работы, а также при применении мер административного воздействия;

- приемников-распределителей для несовершеннолетних, пресекая факты необоснованного водворения в них подростков;

- специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

Принципиально реагировать на выявленные нарушения законности в деятельности должностных лиц названных органов и учреждений по обеспечению прав несовершеннолетних.


1.2 Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних


Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, четко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных задач.

Следователи ОВД, расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства расследования, должны у читывать особенности правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, порядка производства расследования и судебного рассмотрения уголовных дел этой категории.

При осуществлении надзора по делам несовершеннолетних в уголовном процессе прокуроры должны исходить из определенных методических правил, которые сформировались на основе требований уголовно-процессуального законодательства, Закона о прокуратуре, других законодательных актов, регламентирующих эти вопросы.

К ним относятся:

- надзор, особенно при возбуждении уголовных дел, за соблюдением требований закона о подследственности. В соответствии со ст. 181 УПК производство предварительного следствия обязательно также по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Осуществляя надзор, прокурор следит за тем, чтобы во всех случаях независимо от тяжести совершенного преступления, наступивших последствий и от подследственности уголовных дел производилось предварительное следствие. В случаях если в отношении подследственного производится дознание или досудебная подготовка по протокольной форме, прокурор обязан дать указание о передаче дела или материалов следователю органов внутренних дел или возбудить дело и направить его для расследования следователю;

- соблюдение требований о возрастных границах уголовной ответственности — о том, что подлежит прекращению уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, когда может наступить уголовная ответственность, но в силу недостатков психического развития (при отсутствии психического заболевания) не мог осознать фактический характер и общественную опасность своих действий;

- особое внимание должно уделяться наличию данных о возможности прекращения уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В случае совершения малозначительного или не представляющего большой общественной опасности преступления при явной очевидности правонарушения к несовершеннолетнему могут быть применены меры общественного воздействия. В таких случаях прокурор дает согласие, не возбуждая уголовного дела, на передачу материалов на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних. Выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

- при осуществлении прокурором надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного дела в поле зрения прокурора должна находиться степень общественной опасности совершенного правонарушения. В случае если уголовное дело возбуждено в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, и оно носит характер озорства, прокурор выносит постановление о прекращении уголовного дела Если прокурором в ходе проверки установлено, что отказано в возбуждении уголовного дела по непроверенным фактам, незаконно или по надуманным поводам, прокурор обязан возбудить уголовное дело и поручить расследование следователю органов внутренних дел или следователю прокуратуры;

- необходимость установления точного возраста несовершеннолетнего, в том числе в порядке, установленном для случаев, когда не имеется соответствующих документов, — через судебно-медицинскую экспертизу;

- постоянный надзор за соблюдением прав, предоставляемых несовершеннолетнему в части защиты его интересов особенно в случаях:

а) задержания в качестве подозреваемого;

б) предъявления обвинения;

в) решения вопроса об избрании меры пресечения;

г) о порядке допроса, в частности, участие педагога, законного представителя, а в необходимых случаях — специалиста-психолога.

При надзоре за соблюдением следователем, органами милиции, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следует указывать им на необходимость глубокого изучения личности несовершеннолетнего, условий его жизни, воспитания и окружения. Указанные органы должны стремиться установить организаторов, подстрекателей со стороны взрослых, которые очень часто вследствие недоработок при расследовании уходят от ответственности, выставляя несовершеннолетних основными виновниками преступления.

Прокурор должен хорошо знать и постоянно изучать уголовное дело, возбужденное в отношении несовершеннолетнего, чтобы:

а) обеспечить соблюдение законности;

б) быть готовым принять участие в рассмотрении дела судом.

Закон установил обязательное участие прокурора при рассмотрении судом уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

При осуществлении надзора за предварительным следствием, при участии в судебных заседаниях прокурор должен особое внимание уделять выяснению причин совершения преступлений, условий, способствующих этому, особенно со стороны организаций, учреждений, предприятий, которые должны осуществлять контроль или выполнять те или иные требования закона. Это, несомненно, поможет затем в предупреждении нарушений законов об охране прав и интересов несовершеннолетних, в предупреждении преступных проявлений с их стороны.


1.3 Надзор прокурора за исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия


Основания и порядок применения судом в отношении несовершеннолетнего обвиняемого принудительных мер воспитательного характера установлены ст. 440 УПК. Если по уголовному делу о преступлении, не представляющем большой общественной опасности, или о совершенном впервые менее тяжком преступлении будет признано, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения мер уголовного наказания, суд вправе постановить обвинительный приговор и назначить ему принудительные меры воспитательного характера, предусмотренные ст. 117 УК. Копия приговора направляется в орган, ведающий исполнением принудительных мер воспитательного характера. Контроль за исполнением несовершеннолетним осужденным требований, предусмотренных назначенной ему принудительной мерой воспитательного характера, возлагается по постановлению судьи на орган, ведающий исполнением принудительных мер воспитательного характера. В случае злостного уклонения несовершеннолетнего осужденного в течение срока судимости от исполнения принудительной меры воспитательного характера судья по представлению органа, ведающего ее исполнением, отменяет принудительную меру воспитательного характера и заменяет ее на более строгую, предусмотренную ч. 2 ст. 117 УК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты