Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних

- принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

- оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы работы), жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

- содержат несовершеннолетних, помещенных в эти учреждения, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних в соответствии с образовательными программами, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

- уведомляют родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;

- содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

- вызывают представителей детских интернатных учреждений для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений;

- приглашают родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома;

- изымают в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях;

- осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

Примерный устав специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, утверждается Правительством Республики Беларусь.

В поле зрения прокурора постоянно должны находиться вопросы законности помещения и содержания несовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, своевременности уведомления прокурора об этом, соблюдения требований ст. 22 Закона от 31 мая 2003 г.

Приемники-распределители для несовершеннолетних:

- обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

- проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и информируют об этом заинтересованные органы, учреждения и иные организации;

- доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения, а также осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

В приемники-распределители для несовершеннолетних могут быть помещены несовершеннолетние:

- направляемые по приговору суда или по решению суда в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;

- ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;

- самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений, безнадзорные или беспризорные — до установления их личности и передачи специальным учебно-воспитательным или лечебно-воспитательным учреждениям либо родителям, усыновителям, опекунам или попечителям;

- совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, но вследствие недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний — в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторных общественно опасных деяний, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, где ими были совершены общественно опасные деяния;

- совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность, — в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, где ими были совершены правонарушения.

Основаниями для помещения несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних являются приговор, решение или определение суда.

В исключительных случаях несовершеннолетние могут быть помещены в приемники-распределители для несовершеннолетних на основании постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя. В этом случае материалы на несовершеннолетних в течение трех суток после их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних представляются в суд для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении.

Несовершеннолетние могут находиться в приемнике-распределителе для несовершеннолетних в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 дней, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, — не более 60 дней. В исключительных случаях это время может быть продлено па основании определения суда на срок до 15 дней.

Во время нахождения несовершеннолетнего в приемнике-распределителе для несовершеннолетних не входят:

- период карантина в приемнике-распределителе для несовершеннолетних, объявленного органом государственного управления здравоохранением или организацией здравоохранения;

- время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена документом организации здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;

- время рассмотрения жалобы или протеста прокурора «а приговор или решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.

1.5 Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел несовершеннолетних


Участвуя в судебном разбирательстве уголовного дела, прокурор наряду с установлением обстоятельств совершенного преступления выясняет условия жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, школе, ПТУ, на производстве. Если преступление было совершено в состоянии опьянения или вследствие применения наркотических веществ, надлежит выяснить источники их поступления, когда и под влиянием кого несовершеннолетний приобщался к спиртному или наркотикам. При установлении фактов вовлечения подсудимого в пьянство прокурор заявляет ходатайство о привлечении виновных в этом к уголовной ответственности или о вынесении частных определений о применении к ним мер дисциплинарного или общественного воздействия.

В судебном следствии выясняется вопрос о возможном вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность взрослым подстрекателем, который остался неразоблаченным. По групповым делам прокурор выясняет роль каждого из подсудимых в совершении преступления.

В обвинительной речи прокурору необходимо глубоко аргументировать возникновение преступного умысла у несовершеннолетнего, раскрыть обстоятельства, которые оказали влияние на формирование его личности. При изложении предложений о виде и мере уголовного наказания прокурору надлежит исходить из закона о том, чтобы в полной мере использовать возможности перевоспитания подростков, совершивших преступления, без изоляции от общества, прибегая к лишению свободы как к крайней мере.

В отношении несовершеннолетних закон запрещает применять высшую меру наказания — смертную казнь, срок лишения свободы не может превышать 10 лет; нельзя применять в отношении них такую меру, как лишение свободы в виде заключения в тюрьму. При определенных условиях прокурор может поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения приговора.

Если приговор в отношении несовершеннолетнего является незаконным или необоснованным, прокурор приносит кассационный протест на предмет его отмены или изменения. Осуществляя надзор в стадии кассационного производства, прокурор обязан принять обязательное участие в рассмотрении дела судом кассационной инстанции. Прокурор проверяет уголовное дело в полном объеме, а не только в отношении осужденных, приговор о которых обжалован или опротестован.

Если по делу будут установлены существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства, прокурор дает заключение об отмене приговора и в отношении тех осужденных, которых это касается. Прокурору надлежит использовать полномочия кассационной инстанции по прекращению дела производством, применению закона о более мягком наказании и другие, чтобы при наличии к этому оснований предлагать суду принять соответствующее решение.

1.6 Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних


Воспитательно-трудовые колонии (ВТК) для несовершеннолетних хотя и входят в общую систему исправительно-трудовых учреждений, однако особенности физического состояния и психики этого контингента осужденных предопределяют создание в ВТК таких условий, которые наиболее эффективно обеспечивали бы исполнение наказания, способствовали нормальному развитию осужденных, их общеобразовательному и профессиональному обучению.

В ВТК значительно сужен комплекс правоограничений и, наоборот, значительно расширена сфера по применению мер поощрений. Указанные обстоятельства вызывают необходимость строгого и постоянно действующего прокурорского надзора за исполнением законов в ВТК для несовершеннолетних.

Меры воспитательно-профилактического воздействия должны учитывать личностные особенности осужденных, степень деформации их образа жизни, наличие жизненных планов и нравственных ценностей, чего на практике нередко не происходит. В этой связи значительную роль играет прокурорский надзор за исполнением наказания в отношении несовершеннолетних осужденных.

От прокуроров, осуществляющих этот надзор, требуется знание не только действующего законодательства, регулирующего деятельность таких колоний, но и основ педагогики и психологии данной категории осужденных.

Надзор в колониях для несовершеннолетних ведется в следующих направлениях:

- за законностью содержания несовершеннолетних;

- за соблюдением законности в деятельности администрации колонии;

- за соблюдением условий и порядка содержания осужденных;

- за организацией и состоянием медицинского обслуживания;

- за организацией и состоянием учебно-воспитательного процесса;

- за организацией и соблюдением трудового законодательства, правил по охране труда и технике безопасности.

Надзор за соблюдением законности в этих учреждениях обычно осуществляется путем ознакомления с приказами и распоряжениями администрации колонии и опротестования их в случаях противоречия закону, самостоятельного посещения колоний прокурором и проведения там периодических проверок; рассмотрения жалоб, заявлений и других сигналов и сведений о нарушениях законности, в особенности связанных с совершением тяжких преступлений, нарушением режима содержания, групповым побегом и фактами неповиновения распоряжениям администрации и т.п.

В предмет надзора входит комплекс мероприятий, направленных на исправление и перевоспитание осужденных. Помимо мероприятий режимного характера сюда включаются: образование, профессионально-техническое, трудовое воспитание, культурно-массовая работа, индивидуальное воздействие на несовершеннолетнего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты