Прокурорский надзор за исполнением административного законодательства

Эффективность протеста во многом определяется теми требованиями, которые в нем излагаются. Из смысла самого опротестования вытекает, что протесты в обязательном порядке должны содержать мотивированное требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом незаконного акта. Но этого порой недостаточно. Прокурор обязан принимать все предусмотренные законом меры к устранению вредных последствий, вызванных действием незаконных актов. В связи с этим протест должен содержать конкретные требования прокурора по устранению допущенного нарушения закона.

Если протест не рассмотрен в течение десяти дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необоснованно отклонен, прокурор обращается с заявлением в соответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействующим. К заявлению обычно прилагаются: копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует закону; копия протеста, внесенного в адрес органа, издавшего незаконный акт; решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости и иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.

Заявления о признании недействующими полностью или частично ненормативных актов, адресованных конкретным лицам или группе лиц, по мотивам противоречия их закону и нарушения прав и охраняемых законом интересов организации и граждан-предпринимателей в соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст.52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.06.2002г. № 95-ФЗ направляются прокурором в арбитражные суды.

Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора о признании правового акта недействующим, может быть опротестовано прокурором в кассационном порядке за исключением специально предусмотренных законами случаев.

Внесение представлений об устранении нарушений закона.

Представление является наиболее часто применяемым средством реагирования прокурора на нарушения закона. Оно в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны, устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление вносится на основе обстоятельно проведенной прокурорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

В описательной части представления обычно перечисляются выявленные прокурором и специалистами нарушения закона, обстоятельства, способствующие этим нарушениям, называются должностные и иные лица, виновные в их совершении или потворствующие этому. Представление является универсальным актом прокурорского реагирования, позволяющим ставить самые различные вопросы, по преимуществу правового характера, направленные как на устранение и предупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственности виновных лиц. Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлениях, должны быть тщательно проверенными.

В случаях, если нарушения закона совершены впервые и не возникает необходимости привлечения руководителя органа к ответственности и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то представление целесообразно внести в адрес руководителя этого органа. Если же на подобные нарушения прокурор уже реагировал или они представляют повышенную общественную опасность, либо необходимо обратить внимание вышестоящего должностного лица на выявленные нарушения в подведомственном органе, то представление следует внести в адрес вышестоящего органа.

В течение месяца со дня внесения представление должно быть рассмотрено органом (должностным лицом), которому оно адресовано, с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается в письменной форме прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания. Прокурор может выступить на этом заседании в обоснование внесенного представления.

На основе анализа практики исполнения законов и в особенности допускаемых нарушений законов и обстоятельств, им способствующих, прокуроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представлениях обычно прокурором предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях. В них может ставиться также вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.

Вынесение прокурором постановлений.

В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности, и этот вопрос не был поставлен в представлении или в другом акте реагирования, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Такое постановление может выноситься как в отношении должностных лиц, так и граждан.

Согласно ст. 28.4 КоАП РФ непосредственно и только прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями:

нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1); нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 5.5);отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (ст. 5.7);нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума (ст. 5.8); незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ст. 5.22); изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней (ст. 5.23); нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст. 5.24); принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке (ст. 5.40); нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24); незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35); воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств (ст. 12.36); нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11); разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14); несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (ч. 1 ст. 14.25); незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации (ч. 2 ст. 14.25); неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10); воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю (ч. 3 ст. 19.4); нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9); самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора (ст. 20.26).

При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации[21].

Постановление содержит следующие реквизиты, наименование «постановление», дату и место его вынесения; должность и фамилию прокурора; описание обстоятельств нарушения со ссылкой на закон, который нарушен; указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон; предложение прокурора о наложении административного взыскания со ссылкой на ст. 25 Закона «О прокуратуре»; наименование органа, куда направляется постановление для исполнения; разъяснение о праве обжалования постановления вышестоящему прокурору; указание на сроки рассмотрения постановления и сообщение о его рассмотрении прокурору; должность, классный чин, фамилию прокурора и его подпись. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении рассматривается в сроки, установленные КоАП РФ для конкретных составов административных правонарушений.

Принятие прокурором мер к возмещению материального ущерба (вреда), причиненного правонарушениями. В этих целях прокуроры нередко в представлениях об устранении нарушений закона ставят вопрос о привлечении к материальной ответственности работников, виновными действиями которых причинен ущерб государственным и муниципальным предприятиям. Установив, что руководители государственных органов не принимают меры к возмещению материального ущерба, прокурор остро реагирует на это, вплоть до постановки вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности соответствующих должностных лиц, не выполняющих требований закона.

Прокуроры вправе предъявить иски в суды и арбитражные суды в пользу как юридических, так и физических лиц, понесших материальный ущерб в результате совершенных правонарушений. Направляемые прокурорами в судебные органы иски должны быть мотивированными, содержать ссылки на нормы материального и процессуального права и доказательства, подтверждающие заявленные требования. Форма и содержание этих документов должны соответствовать требованиям, предусмотренным гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным кодексами.

Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона. Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» восстановлено право прокуроров объявлять предостережение о недопустимости нарушения закона, которыми они ранее обладали в соответствии с Законом о прокуратуре СССР (п. 7 ст. 23)[22]. В связи с этим можно говорить о серьезном пополнении арсенала правовых средств прокурора, направленных на предупреждение правонарушений в том числе и преступлений.

Согласно ст. 25.1 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Таким образом, законодатель совершенно определенно высказался в том, что:

во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратуре всех звеньев;

во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;

в-третьих, оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;

в-четвертых, предостережение объявляется только в письменной форме;

в-пятых, предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений. Иными словами, положения ст. 25.1 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

Применяя предостережение и, тем самым, непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствующих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут прекращены. Поэтому предостережение правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления)[23].

Продолжение противоправной деятельности либо совершение нового правонарушения после применения к должностному лицу предостережения должно влечь за собой более строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рассматривать как обстоятельства отягчающие наказание. Ведь должностное лицо, игнорируя требования прокурора как официального представителя федерального надзорного органа, продолжило совершение противоправных действий. Поэтому необходимо внести в действующее законодательство изменения, об усилении ответственности лиц за неисполнение требований указанных в предостережении.

Заключение


Данная работа посвящена прокурорскому надзору за исполнением административного законодательства. При написании работы выявились некоторые недостатки и пробелы, которые не урегулированы нормативно-правовыми актами РФ, в связи, с чем возникла необходимость предложить внести следующие изменения в действующее законодательство.

Что касаемо, пределов прокурорского надзора, на мой взгляд, необходимо, прежде всего, расширить их за счет нормативных правовых указов Президента РФ и нормативных правовых постановлений Правительства, которые зачастую являются единственными источниками правового регулирования. Поэтому, название главы I, раздела III Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» необходимо, на мой взгляд, изменить следующим образом: слово «законов», необходимо заменить на «законодательства», что позволит, на мой взгляд, прекратить споры, по поводу возможности расширения пределов Прокурорского надзора.

Говоря о применении прокурорами предостережений о недопустимости нарушений законодательства, следует сказать, что зачастую они не исполняются и кроме привлечения лиц, которым направлены предостережения, к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора больше ничего сделать нельзя.

Список использованной литературы


1.                 Указание Генеральной прокуратуры РФ от 9.07.1999г. №39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», система Гарант.

2.                 Ведомости СССР. 1979год, № 49. Ст. 843.

3.                 Настольная книга прокурора, под ред. С.И.Герасимова, М.2002 год.

4.                 Ст.6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-I, от 17.01.1992 год, ред. от 25.12.2008 года система Гарант.

5.                 ч.1.ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-I, от 17.01.1992 год, ред. от 25.12.2008 года система Гарант.

6.                 Настольная книга прокурора, под ред. С.И.Герасимова, М.2002год, С 34-35.

7.                 Сухарев А.Я. «Российский прокурорский надзор», Учебник для ВУЗов, М.,2009 год.

8.                 Настольная книга прокурора, под редакцией С.И.Герасимова, М., 2002 год.

9.                 Законность, Журнал 2004 год, №11, с. 8.

10.            Винокуров Ю.Е. «Прокурорский надзор», Учебник для ВУЗов, М.2008 год.

11.            Законность, Журнал 2006 год, №12, с. 10.

12.            Законность, Журнал 2006год, №12, с. 9.

13.            А.Н.Борисов «Административные правонарушения», система Гарант, 2008 год.

14.            Карпец И.И. Правовая наука и борьба с преступностью. М., 1967год, с. 44.

15.            Макушенко Л.П. Вопросы прокурорского надзора за исполнением законов в административной деятельности ОВД// Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 1994. с. 59.


[1] Макушенко Л.П. Вопросы прокурорского надзора за исполнением законов в административной деятельности органов внутренних дел // Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 1994. С.59.

[2]  Карпец И.И. Правовая наука и борьба с преступностью. М., 1967. С.44.

[3] Пленум Верховного Суда Российской Федерации Постановление  от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у Судов при применении Кодекса об Административных правонарушениях РФ»  (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N 12, от 11.11.2008 N 23)

Применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. В качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены предупреждение и административный штраф в размере, установленном абзацем первым части 3 статьи 3.5 КоАП РФ.

[4] А.Н.Борисов «Административные правонарушения», система Гарант, 2008.

[5] Сухарев А.Я. «Российский прокурорский надзор», Учебник для ВУЗов, М. 2009.

[6] Винокуров Ю.Е. «Прокурорский надзор», Учебник для ВУЗов, М.2008 год.

[7] Там же.

[8] Законность, Журнал, 2006, №12, с.9

 [9] Настольная книга прокурора, под ред. С.И.Герасимова, М.2002. С 34-35.

[10] Законность, Журнал, 2006 №12 с.9

[11] Винокуров Ю.Е. «Прокурорский надзор», Учебник для ВУЗов, М.2008.

[12] Винокуров Ю.Е. «Прокурорский надзор», Учебник для ВУЗов, М.2008

[13] Винокуров Ю.Е. «Прокурорский надзор», Учебник для ВУЗов, М.2008.

[14] Законность, Журнал, 2006, №12, с.10

[15] Законность, Журнал, 2004, №11, с.8

[16] Настольная книга прокурора, под ред. С.И.Герасимова, М.2002. С              

[17] Сухарев А.Я. «Российский прокурорский надзор», Учебник для ВУЗов, М. 2009

[18] Настольная книга прокурора, под ред. С.И.Герасимова, М.2002. С 34-35.

[19] Ст.6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-I, от 17.01.1992, ред. от 25.12.2008 года система Гарант.

[20] ч.1.ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-I, от 17.01.1992,  ред. от 25.12.2008 года система Гарант.

[21]  Герасимов

[22] Ведомости СССР. 1979. № 49. Ст. 843.

[23] Указание Генеральной прокуратуры РФ от 9.07.1999г. №39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», система Гарант


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты