Прокурорский надзор за законностью осуществления деятельности российскими войсками, находящимися за пределами Российской Федерации

Указанная норма вытекает из Конституции Российской Федерации, в части 4 статье 15, которой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Как уже отмечалось, согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона «Об обороне» (1996 г.) дислокация воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации допускается на основе международных договоров Российской Федерации.

В этих соглашениях закрепляется правовой статус воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе определяются основания и порядок привлечения к уголовной ответственности военнослужащих, совершивших преступления во время службы на территории иностранных государств. Вопросы правового статуса Пограничных органов ФСБ России, дислоцирующихся на территории иностранных государств, регламентируются также в международных договорах Российской Федерации.

В связи с этим представляется актуальным проанализировать действующие международные договоры Российской Федерации в части, касающейся вопросов юрисдикции в отношении уголовных дел о преступлениях, совершенных российскими военнослужащими на территории иностранных государств. Это должно оказать определенную практическую помощь прокурорским работникам органов военной прокуратуры в их надзорной деятельности.

Все международные договоры, касающиеся российских воинских формирований, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся соглашения о правовом статусе воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации (такие договоры заключены с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан, Республикой Абхазией, Республикой Южной Осетией), а ко второй группе – воинских формирований Пограничных органов ФСБ России (заключены с Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Абхазией, Республикой Южной Осетией).

Во всех перечисленных выше международных договорах решается целый комплекс правовых вопросов, связанных с пребыванием российских воинских формирований на территории иностранных государств.

Вместе с тем целью данных рекомендаций является рассмотрение основных вопросов, регламентирующих только основания и порядок привлечения к уголовной ответственности военнослужащих российских воинских формирований за совершение ими преступлений на территории иностранных государств и надзора за исполнением законов при расследовании этих преступлений.

При решении вопросов юрисдикции в отношении уголовных дел о преступлениях российских военнослужащих, совершенных на территории иностранных государств, все международные договоры устанавливают следующее общее правило: по уголовным делам о преступлениях военнослужащих, входящих в состав российских подразделений, совершенных на территории указанных государств, применяется законодательство этих государств, действуют местные прокуратура и суды.

В ряде договоров делается оговорка, что это общее правило применяется в отношении преступлений, совершенных военнослужащими вне пределов мест дислокации. В частности, такие оговорки имеются в соглашениях с Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан, Киргизской Республикой. Под местами дислокаций в этих соглашениях понимаются территории (акватории), выделенные в пользование воинским частям и военным объектам.

Следовательно, в указанных государствах уголовные дела о преступлениях российских военнослужащих, совершенных в пределах мест дислокации, должны относиться к юрисдикции Российской Федерации.

Однако работникам органов военной прокуратуры необходимо иметь в виду, что во всех международных договорах имеются и другие условия, которые ограничивают юрисдикцию иностранных государств.

При наличии этих условий российские военнослужащие, совершившие преступления на территории иностранных государств, (независимо в местах дислокации или за их пределами), будут нести уголовную ответственность по законодательству Российской Федерации. К таким условиям относятся:

1.  Совершение военнослужащими воинских преступлений или преступлений при исполнении служебных обязанностей.

2.  Совершение военнослужащими преступлений против лиц, входящих в состав российский подразделений, а также членов их семей.

3.  Совершение военнослужащими преступлений против Российской Федерации.

Рассмотрим каждое условие подробнее.

Первое. Во всех международных соглашениях, учитывая специфику субъекта и объекта, посягательств против военной службы, определяется, что уголовные дела о совершении военнослужащими воинских преступлений или преступлений при исполнении служебных обязанностей относятся к компетенции российских органов военной юстиции. При этом следует иметь в виду, что в одних договорах, речь идет просто о воинских преступлениях, например, с Республикой Таджикистан, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой в отношении военнослужащих Вооруженных Сил РФ, а в других – о преступлениях военнослужащих при исполнении служебных обязанностей, в частности, с Республикой Армения и Республикой Таджикистан в отношении военнослужащих пограничных органов ФСБ России.

В соглашениях, в которых указываются преступления военнослужащих при исполнении служебных обязанностей, следует учитывать, что большинство воинских преступлений предполагает либо допускает это обстоятельство в качестве основания уголовной ответственности.

Однако эта характеристика относится в ряде составов только к потерпевшему (ст. 334 УК РФ) или вообще не учитывается. Например, насильственные действия в отношении начальника могут быть совершены в связи с исполнением им обязанностей по военной службе, при этом не имеет значения находился ли подчиненный или начальник при исполнении служебных обязанностей, совершено ли преступление на территории воинской части либо за ее пределами.

Таким образом, при буквальном толковании термина «при исполнении служебных обязанностей» некоторые воинские преступления должны быть отнесены к юрисдикции государств, в договорах с которыми употребляется данный термин. Такое положение противоречило бы принципам и сущности заключенных международных договоров. В связи с этим представляется, что и в этих соглашениях необходимо к указанной группе преступлении относить все без исключения воинские преступления.

Вторым условием, ограничивающим юрисдикцию иностранных государств в отношении военнослужащих, совершивших преступления во время прохождения службы, являются посягательства военнослужащих против лиц, входящих в состав воинских формирований и членов их семей. Для того чтобы четко определить пределы компетенции российских органов военной юстиции, необходимо иметь в виду следующие положения.

Круг лиц, входящих в состав воинских формирований, в соглашениях определяется не совсем одинаково. Во всех договорах установлено, что к данным лицам относятся, прежде всего, российские военнослужащие, входящие в состав российских подразделений, дислоцирующихся на территории данных государств. Кроме военнослужащих в договорах к указанным лицам также относится и гражданский персонал, имеющий российское гражданство.

В некоторых договорах, например с Киргизской Республикой (в отношении военнослужащих ВС РФ), не требуется наличие российского гражданства у гражданского персонала. Следовательно, преступления военнослужащих против граждан этих государств, работающих в воинских частях ВС РФ, должны относиться к компетенции российских органов военной юстиции.

По-разному решается вопрос в международных договорах и в отношении членов семей лиц, входящих в состав российских войск. Во всех соглашениях к членам семей относят супругов. Далее следуют дети, но в договоре с Республикой Таджикистан (в отношении ВС РФ) указываются только несовершеннолетние дети.

Следующей категорией лиц, относящихся к членам семей, являются родственники. В ряде договоров требуется их совместное проживание и нахождение на иждивении этих лиц (с Республикой Таджикистан в отношении ВС РФ и ПО ФСБ РФ, с Республикой Армения в отношении ПО ФСБ РФ). В договоре с Киргизской Республикой в отношении ВС РФ требуется только совместное проживание родственников.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, работникам органов военной юстиции следует всегда обращаться к тем положениям международных договоров, в которых раскрывается понятие лиц, входящих в состав воинских формирований и членов их семей.

Термин «преступление против лиц» с понятийной точки зрения является довольно неопределенным. К данной группе посягательств, следует относить деяния против интересов личности. Это, прежде всего, преступления, предусмотренные в Разделе VII Уголовного кодекса РФ. Например, против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности, против половой неприкосновенности и половой свободы личности и другие. Сюда относятся и посягательства на имущественные интересы личности, предусмотренные в Главе 21 УК РФ.

Третьим условием, определяющим юрисдикцию Российской Федерации, является совершение военнослужащими преступлений против Российской Федерации. Данное условие требует уточнения.

Представляется, что к указанной группе преступлений следует отнести деяния, предусмотренные в российском уголовном законодательстве и посягающие на интересы общества и государства Российской Федерации. В первую очередь, это преступления, которые предусмотрены в Разделе X Уголовного кодекса РФ, а именно преступления против, основ конституционного строя и безопасности российского государства, преступления против государственной власти, интересов, государственной службы и др.

Несомненно, что к данному кругу деяний должны быть отнесены и преступления против собственности Российской Федерации. В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» имущество ВС РФ, других войск, воинских формирований является федеральной собственностью. Уголовную ответственность за эти деяния (кража, мошенничество, грабеж, разбой, присвоение или растрата и др.) военнослужащие будут нести по статьям Главы 21 Уголовного кодекса РФ.

Отдельные преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные в Главе 22 УК РФ, также могут быть совершены российскими военнослужащими и при этом причинять ущерб интересам Российской Федерации. Например, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (статья 175), если это имущество находится в федеральной собственности.

В Разделе IX Уголовного кодекса РФ предусматриваются преступления против, общественной безопасности и общественного порядка. Среди преступлений данного раздела имеются деяния, которые будучи совершенными российскими военнослужащими на территории иностранных государств, причиняют или могут причинить вред интересам Российской Федерации.

Однако указанные посягательства, в подавляющем большинстве случаев одновременно причиняют вред или ставят в опасность причинения вреда соответствующим интересам государств, на территории которых они совершаются. Исходя из того, что указанные деяния в «чистом» виде не направлены против интересов Российской Федерации, их следует относить к тем преступлениям, дела о которых относятся к юрисдикции, иностранных государств.

В отдельных случаях некоторые преступления этой категории, целесообразней относить к компетенции российских правоохранительных органов. Например, при совершении хулиганства (статья 213) в местах дислокации воинских частей и в отношении российских граждан. Необходимо также помнить, что в некоторых договорах установлены положения, согласно которым все преступления, в том числе предусмотренные в Разделе IX УК РФ совершенные российскими военнослужащими в пределах мест дислокации, относятся к юрисдикции Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты