Прокурорский надзор за законностью осуществления деятельности российскими войсками, находящимися за пределами Российской Федерации

При совершении так называемых преступлений международного характера (фальшивомонетничество, угон воздушного судна, терроризм, преступления, связанные с изготовлением, сбытом или распространением наркотиков и другие) военнослужащие должны подлежать уголовной ответственности по законодательству иностранных государств.

При отнесении тех или иных деяний военнослужащих к группе преступлений против Российской Федерации необходимо руководствоваться критерием причинения или угрозы причинения вреда исключительно интересам Российской Федерации.

Необходимо остановиться еще на одном важном положении, которое встречается в ряде международных договоров. Согласно части 1 статьи 35 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» только граждане Российской Федераций могут иметь статус российских военнослужащих. Однако в некоторых опубликованных международных договорах Российской Федерации, в частности, с Республикой Армения установлено, что на граждан данного государства, проходящих военную службу по призыву или по контракту в Пограничных органах ФСБ России, распространяется статус военнослужащих этих органов. Указанные лица в случае совершения преступлений, прямо предусмотренных в договорах, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные положения не противоречат части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и должны учитываться российскими органами военной прокуратуры.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Военнослужащие российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, совершившие преступления на территории иностранных государств, могут привлекаться к ответственности в одних случаях по законодательству иностранных государств, в других - по законодательству Российской Федерации.

2. Основания и порядок привлечения к ответственности российских военнослужащих как по законодательству иностранных государств, так и по законодательству Российской Федерации в международных договорах не всегда совпадают.

3. В некоторых договорах имеются основания для привлечения к уголовной ответственности по российскому законодательству иностранных граждан, на которых распространен статус российских военнослужащих.

4. Во всех международных соглашениях предусматривается возможность компетентных органов Российской Федерации и иностранных государств обращаться друг к другу с просьбой о передаче и принятии юрисдикции в отношении отдельных, дел военнослужащих, совершивших преступление на территории иностранных государств. Такие просьбы должны рассматриваться благожелательно. В договорах также предусмотрена процедура разрешения споров, которые могут возникнуть по вопросам юрисдикции.

5. При решении вопросов юрисдикции по конкретным уголовным делам в отношении военнослужащих, совершивших преступления на территории иностранных государств, органам военной юстиции необходимо непосредственно обращаться к содержанию международных договоров Российской Федерации.

С учетом этого работникам органов военной прокуратуры необходимо организовывать надзор за исполнением законов при расследовании преступлений.

III. Опыт надзорной деятельности при применении российских войск в августовских событиях 2008 года


Требования о защите прав и свобод человека и гражданина содержится во многих международных актах о правах человека.[1]

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Одним из государственных органов, признанных защищать права и свободы граждан, являются органы прокуратура, которые обязаны выполнять эту задачу, используя присущие им формы и методы на всех направлениях своей деятельности. 

В части 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением российского и международного, в части касающейся, законодательства.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, указанные полномочия возложены на органы военной прокуратуры, входящие в единую систему прокуратуры Российской Федерации.

Накопленный за несколько десятилетий опыт работы военной прокуратуры по надзорному сопровождению деятельности советских, а в последующем российских войск на территориях других государств, а также в ходе контртеррористических операций на территории Чеченской Республики был востребован после нападения Грузии на Южную Осетию в ночь с 7 на 8 августа 2008 года.

С началом боевых действий органами военной прокуратуры на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 155 от 8 августа 2008 года «Об участии органов прокуратуры в рассмотрении обращений и расследовании преступлений против миротворческих сил Российской Федерации, российских граждан» в соответствии с требованиям российского законодательства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права организовано надзорное сопровождение действий российского миротворческого контингента на территории Южной Осетии.

Для обеспечения законности и поддержания правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации решением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора (приказ № 165 от 8 августа 2008 г.) 8 августа 2008 года создана оперативная прокурорская группа в количестве 30 офицеров с местом дислокации в г. Владикавказе. Впервые три дня работой данной группы лично руководил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор, в дальнейшем осуществление этих полномочий было возложено на его заместителей.

Начиная с 8 августа 2008 года, продвигаясь вместе с войсками на территорию Южной Осетии, указанная группа офицеров была размещена на командном пункте миротворческих сил и приступила к осуществлению своих полномочий в г. Цхинвал.

С этого момента Главной военной прокуратурой и подчиненными военными прокурорами осуществляется постоянный и непрерывный мониторинг исполнения законодательства, в том числе через представителей 2 и 3 управления надзора ГВП постоянно находящихся в зоне действия миротворческого контингента.

По результатам проверки военным прокурором СКВО признано законным и обоснованным возбуждение 8 августа 2008 г. уголовного дела № 14/00/0051-08 по факту убийства военнослужащих входивших в состав миротворческих сил в зоне грузино-осетинского конфликта и 12 августа 2008 г. № 14/00/0052-08 по факту убийства других российских военнослужащих на территории Южной Осетии (оба дела по признакам преступления, предусмотренного п.п. «а»,«б»,«е» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Прокурорскими работниками была налажена и осуществлялась координация деятельности подразделений Вооруженных Сил России, МЧС России, пограничных органов ФСБ России, оказывалось содействие в развертывании на территории Южной Осетии военных следственных органов, принимались неотложные меры по сохранению следов и мест происшествий до прибытия оперативно-следственных групп.

По указанию и под непосредственным контролем работников военной прокуратуры органами дознания воинских формирований выполнялись первоначальные процессуальные действия по возбужденным уголовным делам, организована работа по установлению, регистрации и судебно-медицинскому исследованию погибших и раненых в экспертных учреждениях.

Одновременно, с началом вооруженного конфликта в Главной военной прокуратуре на основе проработки всего комплекса нормативной базы международного и внутреннего законодательства, связанного с участием российских войск в миротворческой деятельности и нарушениями, допущенными грузинскими формированиями при применении военной силы на территории Южной Осетии, для прокурорских и следственных работников, осуществляющих свои полномочия в указанной зоне, подготовлены методические рекомендации об особенностях расследования убийства миротворцев, других российских граждан и специфике надзорного сопровождения за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.

При реализации своих полномочий органами военной прокуратуры организовано консультирование и оказана правовая помощь военнослужащим, пострадавшим от действий грузинской стороны, и членам их семей по подготовке и направлению в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург) и Международный уголовный суд (г. Гаага) 440 жалоб о нарушении их прав.

В ходе надзорного сопровождения деятельности российских войск за рубежом офицерами органов военной прокуратуры выполнены и ряд других мероприятий, направленные на утверждение режима законности, правопорядка, защиты прав и свобод граждан России.

За небольшой промежуток времени созданная оперативная прокурорская группа выполнила задачи, стоящие перед ней в период военной операции по принуждению Грузии к миру и на начальном этапе после завершения вооруженного конфликта.

В дальнейшем, в связи с принятием Россией положительного решения о межгосударственных отношениях с Южной Осетией и Абхазией и созданием на их территории военных баз возникла необходимость формирования военных прокуратур гарнизонного звена, дислоцированных в указанных республиках.

Приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 9 сентября 2008 г. № 198 «Об организации деятельности военных прокуратур (гарнизона), войсковые части – полевая почта 28072 и 51443 Северо-Кавказского военного округа» во исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 14 августа 2008 года № 54-ш «Об организационно-штатных мероприятиях в 152 военной прокуратуре (гарнизона), войсковая часть – полевая почта 51443» и от 28 августа 2008 года № 58-ш «Об организационно-штатных мероприятиях в военных прокуратурах Северо-Кавказского военного округа» функции прокуратуры в органах военного управления, воинских частях, учреждениях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, постоянно или временно дислоцированных на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, возложены на военные прокуратуры (гарнизона), войсковые части – полевая почта 28072 и 51443 соответственно.

При этом первая из указанных военная прокуратура (в/ч пп 28072) сформирована по временному штатно-должностному расчету с местом дислокации в г. Цхинвал и прокурорским участком в населенном пункте Джава, а вторая военная прокуратура (в/ч пп 51443) переведена на новый временный штатно-должностной расчет с местом дислокации в г. Гудаута и прокурорским участком в г. Сухум.

В настоящее время военным прокурором, вновь созданной на территории Республики Южной Осетии прокуратуре, налажено взаимодействие с военным следственным отделом – войсковая часть полевая почта 29431 Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, дислоцированным в г. Цхинвал, командованием поднадзорных воинских частей, представителями органами власти и управления Генеральной прокуратурой и другими правоохранительными органами Республики Южная Осетия.

Личный состав указанной прокуратуры размещен на территории военного городка в г. Цхинвал. Автомобильной и оргтехникой военная прокуратура обеспечена в полном объеме, соответствующие книги и наряды заведены. Офицеры поставлены на все виды довольствия.

Под надзорным сопровождением работников военной прокуратуры военными следственными органами проверяется вся информация о совершении военнослужащими преступлений, поступающая от командования, гражданского населения, а также правозащитных и неправительственных организаций, опубликованная в СМИ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты