Просвещение

Просвещение

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Идейное и общественное движение в странах Ев­ропы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения фео­дальных и утверждения капиталистических про­изводственных отношений, получило распростра­нение в основном в период между «Славной революцией» 1688 г. в Англии и революцией 1789—1799 гг. во Франции. Просвещение оста­вило неизгладимый след в науке, литературе, ис­кусстве, политике («просвещённый абсолютизм»), но главным образом — в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

При всём разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в его оценке как передово­го, новаторского явления. Например, Иммануил Кант понимал Просвещение как попытку исполь­зовать разум в интересах морального и интел­лектуального раскрепощения личности, а Фрид­рих Энгельс усматривал в нём идеологическую подготовку буржуазных революций.

Среди представителей Просвещения встреча­лись материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой позна­ния и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного про­видения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, дру­гая — рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций. Их индивидуализм поразительным образом ужи­вался с коллективистскими идеями, выдвинуты­ми некоторыми провозвестниками коммунизма.

Как течение общественной мысли Просвеще­ние несомненно представляло собой некое един­ство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Про­свещения, таких, как свобода, благосостояние, счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, а также о знаменитом вольнодумстве, критиче­ском отношении к авторитетам всякого рода, не­приятии застывших догм. Именно разномыслие просветителей, объеди­нённых общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых спо­рах между ними рождались и оттачивались со­временные концепции прав человека и гражда­нина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим на­следием народы многих стран дорого поплатились в XIX и XX вв.

Просветители вовсе не были мечтателями, ви­тающими в облаках. Их духовные запросы и ин­тересы большей частью были тесно связаны со зло­бодневными проблемами жизни. Они отнюдь не чурались общественной деятельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику правительств. Почти все они поль­зовались известностью как писатели, публицисты, университетские препо­даватели или политические деятели.

Просветители происходили из раз­ных классов и сословий: аристокра­тии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Раз­нообразны были и условия, в ко­торых они жили. В XVIII в. нивели­рующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Всё это с неизбежностью приводило к различи­ем во взглядах просветителей. В каждой стране просветительское дви­жение несло печать национальной самобытности.

В Англии в XVII—XVIII вв. пос­те революции и гражданских войн сгладились вопиющие противоречия. Развитие парламентариз­ма привело к упрочению правовых форм полити­ческой борьбы. Бурный рост числа и тиражей пе­риодических изданий способствовал повышению культурного и образовательного уровня населения. Стремительно расширявшийся рынок газет, книг, произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от государ­ства, Церкви, меценатов и пр. Эти и многие дру­гие перемены в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев, ви­девших в Англии образец общественного про­гресса. Не случайно все основные течения анг­лийской общественной мысли подхватывались передовой интеллигенцией в других странах.

Большинство английских просветителей не проявляли склонности к абстрактному теоретизи­рованию. В литературе они предпочитали лёгкие и подвижные жанры, старались облечь свои фи­лософские, экономические и политические идеи в  форму  занимательного рассуждения или  сатирического обличения. Некоторые из них сде­лали блестящую политическую карьеру: напри­мер, граф Шефтсбери был членом парламента, а виконт Болингброк — министром.

На характер английского Просвещения повли­яли также его взаимоотношения с религией и Церковью. Видные его деятели, за редким ис­ключением, придерживались догматов христи­анства. Во многом это объяснялось тем, что Анг­ликанская Церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это имело далеко иду­щие последствия для культурного развития стра­ны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранитель­ницей которых выступала Церковь, и новатор­скими, которые несло Просвещение.

Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую подготовку бур­жуазных революций, с разочарова­нием отметили бы отсутствие в по­литической программе английских просветителей радикальных лозун­гов и боевых призывов. Но это и понятно: большинство полити­ческих целей Просвещения было достигнуто в Англии ещё в начале XVIII в.

В  основных  чертах  политиче­ская программа английского Про­свещения  была сформулирована философом Джоном Локком.  Как и многие мыслители XVII в.,  он считал,  что возникновению госу­дарства предшествовало естествен­ное состояние,  «состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения сво­им имуществом и личностью»,  а также  «состояние равенства, при котором вся­кая власть и всякое право являются взаимны­ми».   Переход  от  естественного  состояния  к гражданскому обществу был следствием общест­венного договора, который предполагал перерас­пределение лишь властных функций и не влёк значительных перемен в положении людей. Го­сударство должно было руководствоваться тем же «законом природы», который регулировал от­ношения людей в естественном состоянии, и по­этому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк предусмотрел специальный конституционный  механизм,  не  допускавший превышения государством своих прерогатив. Это разделение государственной власти на законода­тельную, исполнительную и «федеративную» (ко­торая ведала отношениями с другими государ­ствами).  Кроме того, сползанию государства к деспотизму должен был препятствовать принцип законности, согласно которому «ни для одного человека, находящегося в гражданском общест­ве, не может быть сделано исключения из за­конов этого общества». Взгляды Локка в значительной мере воплоти­лись в политическом строе Англии первых десяти­летий после революции 1688 г.: были закреплены основные права и свободы граждан, представитель­ное правление, религиозная терпимость, неприкос­новенность собственности. Тем самым обеспечива­лись правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая рост предпри­нимательской активности, повышение благосостоя­ния, дальнейшую демократизацию государственно­го и общественного строя. Всё это в полной мере соответствовало целям просветителей.

Поэтому их внимание было приковано не столь­ко к политике, сколько к частной жизни граждан. Это отразила этика английского Просвещения, так­же в основных чертах разработанная Локком. По­нятия добра и зла он выводил из ощущений удо­вольствия или страдания (в физическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят эти понятия с требованиями повседневной жизни, то и правила, регулирующие их отношения, долж­ны отличаться удобством, целесообразностью и по­лезностью. Таковыми, например, являются запове­ди, изложенные в Нагорной проповеди.

В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив личного преуспевания. Локк под­чёркивал: «Мы рождаемся на свет с такими спо­собностями и силами, в которых заложена воз­можность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упраж­нение этих сил может сообщить нам уменье и ис­кусство в чём-либо и вести нас к совершенству». Просвещение способствовало закреплению в харак­тере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

Выступая в защиту индивидуальных прав и сво­бод, английское Просвещение безусловно призна­вало и право каждого человека преследовать свой частный интерес. Большое влияние в этом от­ношении оказало учение философа XVII в. Томаса Гоббса об эгоистической природе человека, кото­рое послужило основой этики себялюбия, или ра­зумного эгоизма. Один из её создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей является производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему интересов других людей. Из деятельности, на­правленной на самосохранение, Мандевиль выводил и пороки эгоизма, рассматривая их как величай­шее благо для общества в целом. В своей «Басне о пчёлах» он проиллюстрировал эту мысль множест­вом примеров из повседневной жизни. Его пара­докс «Пороки частных лиц — благо для общест­ва» отражал реальности рыночной экономики.

Как ни соблазнительна была эта апология эго­изма, всё же она не вселяла в англичан уверенно­сти в том, что стремление к личному преуспеванию не приведёт к саморазрушению общества. Просве­щение столкнулось со сложной этической проблемой: как погасить разрушительную инерцию эго­изма? Как обеспечить порядок в индивидуалисти­ческом обществе? Английские просветители сдела­ли многое, чтобы решить эту проблему не только теоретически, но и практически.

Они не закрывали глаза на общественное нера­венство людей, сводя его, как это делал Шефтсбери, к противоположности между «просвещёнными» верхами и невежественными низами. Источником опасности являлись как заносчивость одних, так и зависть других. Выработанные просветителями спо­собы «социализации эгоизма» заключались в том, чтобы направить в полезное для всего общества русло научного и художественного творчества, эко­номического развития активность верхов и в то же время приобщить к ценностям Просвещения тех представителей низов, которые своим усердием, по­знаниями, гражданскими поступками или богатст­вом доказали способность их воспринять.

Во многом благодаря усилиям просветителей была создана рациональная модель отношений меж­ду людьми в практической жизни, соответствующая роли и значению гражданского общества. Одними из важнейших достоинств человека признавалась его способность к общению, сотрудничеству с дру­гими, участию в коллективной созидательной дея­тельности. Вошли в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение политических собраний или встреч по интересам (например, в кафе). Де­тально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе отразила английская художе­ственная литература XVIII в.

Просветители во многом преуспели в стремле­нии привить широким слоям населения Англии свои ценности и идеалы. Значение этого в полной мере проявилось в ходе социально-политических бурь, пронёсшихся над Европой в конце XVIII — начале XIX в. Англия оказалась островком стабиль­ности, сумевшим избежать революций и граж­данских войн. Общие ценности, а также этика политического компромисса, разработанная, на­пример, в трудах Болингброка, оказались более надёжным средством умиротворения общества, чем принудительная дисциплина, поддерживаемая си­лой. В этом и заключается один из основных уро­ков английского Просвещения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты